Его рекорд не побить даже Холланду. Дикси Дин: он сделал «Эвертон» великим, жил и умер как настоящая легенда клуба
Чем ближе Эрлинг Холланд подбирается к рекордам Алана Ширера и Энди Коула по голам, забитым за один сезон Премьер-лиги, тем больше об этом говорят в футбольной прессе. Но лично меня смущает одно: для всех журналистов словно бы не существовало чемпионата Англии до 1992 года, в котором стартовала реформированная АПЛ. А ведь без внимания, таким образом, оставлено более века футбольной истории.
И как тут не вспомнить о Уильяме Ральфе Дине или просто Дикси. Коренной мерсисайдец из города Беркенхед, он с детства болел за «Эвертон» и всю свою юность шёл к главной мечте – играть за любимый клуб. В школе он почти не посещал занятий, непрерывно тренируясь и играя в местной команде. А в 14 лет и вовсе бросил школу, поступив учеником слесаря на железную дорогу. Другим подмастерьям жутко не нравился Дин, который даже во время ночных дежурств находил всевозможные способы для игры в футбол. Как вспоминал сам Дикси, на железной дороге было множество здоровенных крыс, размером с гончих. Пока остальные шарахались от них, как от огня, Дин спокойно лупил их пушечным ударом ноги об стену, а потом гонял, как мяч. Валяющиеся тут и там окровавленные крысы не слишком радовали коллег будущего суперфорварда.
Уже в 16 лет юное дарование заметил скромный мерсисайдский клуб «Трэнмир Роверс», но буквально пары сезонов с результативностью в 27 забитых мячей за 29 матчей хватило, чтобы в борьбу за него включилась вся футбольная Англия – от Лондона до Ньюкасла. Дин отказывал всем, пока не получил в 1925 году заветное предложение от «Эвертона».
Трансфер обошёлся в 3000 фунтов – огромные по тем временам деньги. Но Дикси сразу начал их оправдывать и в первом же полном сезоне за «Синих» наколотил 32 мяча – всего в 18 лет. Это был отличный результат, но «Эвертон» подводила оборона, напропускавшая 70 голов за чемпионат. Сезон клуб завершил на 11 месте…и потерял Дина. 10 июля 1926 года юный форвард разбился на мотоцикле, катаясь по Южному Уэльсу. Дин получил переломы черепа и челюсти. В течение 36 часов он находился в состоянии комы, а врачи заявляли, что у него очень мало шансов не то, что продолжить карьеру, а даже выжить. Но Дикси смог опровергнуть все опасения и очень быстро пошёл на поправку. К середине сезона он уже вернулся на поле и забил…головой, а до конца чемпионата наколотил 21 мяч в высшем дивизионе. «Эвертону», чуть не вылетевшему без своего юного лидера, эти голы были необходимы, как воздух. «Синие» спаслись в самой концовке, лишь на одну строчку оторвавшись от зоны вылета. Чемпионом же стал «Ньюкасл», потеснивший гегемонов из «Хаддерсфилда» и ещё недавно зазывавший Дина в состав. Но Дикси ничуть не отчаивался из-за упущенных возможностей – он готовился к сезону, который навсегда войдёт в историю.
Можно долго спорить, когда было проще забивать голы: в прошлом веке, когда оборонительные идеи в футболе не были так сильно развиты, или в наши дни при современном уровне развития фармакологии и методов восстановления. Важно одно: 60 мячей, забитых Дином в сезоне 1927/28, остаются результатом, который почти за целый век не смог превзойти никто. Ближе всех к этой отметке подобрался с 49 голами Том Уоринг из «Астон Виллы» - ещё один воспитанник клуба «Трэнмир Роверс» и также уроженец небольшого мерсисайдского города Беркенхед. Вот уж воистину кузница великих бомбардиров! Что примечательно, даже в низших английских лигах никто не превзошёл достижение Дина. Ближе всех подобрался к нему Джордж Камселл из «Мидлсбро», забив 59 голов за сезон во Втором дивизионе.
Но главное, что бомбардирские подвиги Дина привели его клуб к чемпионскому титулу. В тяжелейшей борьбе мерсисайдцы обошли великий и ужасный «Хаддерсфилд» на одно очко и завоевали заветный трофей. В следующие два сезона Дин сбавил обороты, но всё равно оставался крайне результативным нападающим: 26 забитых мячей в 1928/29 и 23 – в 1929/30. Но оборона «Эвертона», пропустившая 92 раза за чемпионат-1929/30, перекрыла все подвиги Дикси – по итогам сезона «синие» вылетели из высшей лиги Англии.
Несмотря на множество предложений из топ-клубов, Дин отправился с любимой командой во вторую лигу, чтобы совершить очередное чудо. В следующем году мерсисайдцы с большим отрывом выиграли свой дивизион и завоевали повышение, а ещё через год, в сезоне 1931/32, уже праздновали чемпионство, обойдя «Арсенал» великого Герберта Чепмэна. Для этого Дину пришлось вновь совершить настоящий подвиг, забив 45 мячей. Затем «синие» выиграли и Кубок Англии 1933 года, а Дикси забил в финале. Удивительная история падения и восхождения обратно на вершину, по сей день не имеющая аналогов.
К 1938 году Дин понял, что сил играть в высшем дивизионе уже не хватает. И хотя его результативность оставалась на уровне пары десятков голов за сезон, играть в жёсткий британский футбол тех лет ему было уже тяжеловато. Лучших бомбардиров в ту пору действительно не щадили, а любой матч мог стать для форварда испытанием на выносливость. Дикси попылил ещё немного в низших лигах в роли приглашённой звезды и заехал в ирландский «Слайго Роверс», где тоже поставил рекорд – забил единственный пента-трик в истории клуба, что по сей день не могут повторить форварды этой команды даже в чемпионские для неё сезоны. Но вскоре начало Второй мировой войны заставило Дина окончательно распрощаться с футболом.
Зарплаты в британском футболе были тогда несопоставимы с нынешними, так что Дикси открыл небольшой бар в Честере, подрабатывал в рекламе и даже работал портье, чтобы свести концы с концами. «Эвертон» тоже не слишком интересовался судьбой человека, который вывел «синих» в число грандов мирового футбола. Несколько десятилетий спустя Билл Шенкли произнесёт свою знаменитую фразу: «Некоторые говорят, что футбол — это вопрос жизни и смерти. Они ошибаются. Футбол гораздо важнее». Но в те годы игроки ещё не стали в Англии настоящими селебрити, так что после завершения карьеры их моментально предавали забвению.
При этом в остальном мире имя Дина было синонимом великого форварда. Известен случай, когда захваченный в плен британцами итальянский солдат кричал: «К чёрту вашего Уинстона Черчилля и к чёрту вашего Дикси Дина». А уже в 1960-е всё тот же Шенкли, живая легенда «Ливерпуля», заклятых врагов «Эвертона», скажет: «Дин принадлежит к когорте людей величайших, таких как Бетховен, Шекспир и Рембрандт». В те годы «Эвертон» будет стремительно терять статус главного клуба Мерсисайда, на горизонте будет ярко восходить звезда «Ливерпуля», а «синие» начнут вспоминать о своих корнях и о тех, кто когда-то делал этот клуб одним из ведущих в стране. Дикси Дина начнут приглашать на матчи команды, устроят в его честь торжественный матч сборных Англии и Шотландии, составленных исключительно из игроков «Эвертона» и «Ливерпуля», и учредят ежегодную премию его имени, вручаемую лучшему футболисту Мерсисайда.
А 1 марта 1980 года Дикси Дина не стало. Он скончался на трибуне стадиона «Гудисон Парк», болея за любимый клуб в дерби против «Ливерпуля». Человек, который сделал «Эвертон» великим, умер как самый преданный его фанат.
Автор текста – Даниил Шульман-Симаков
Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на меня в Telegram. Там я ежедневно публикую интересные авторские материалы: https://t.me/rock_n_ball
Статья отличная.
вот это фото где он получает кубок от герцогини наверное единственный раз в его жизни когда он мог так близко нах-ся рядом...