10 мин.

«Пусть лучше Силва расскажет мне, как защищаться». Философия Тухеля – часть 2

Chelsea sack head coach Thomas Tuchel | UK News | Sky News

Подписывайтесь на другие площадки блога: телеграм-канал | ютуб-канал

Вы открыли продолжение гигантского интервью Томаса Тухеля из Индии. Прочтите первую часть. Во второй – про рефлексию на фоне неудач, ключевые тренерские задачи и восстановление, которое немец прошел вдали от Европы.

– Подходили ли вы к поражениям как к урокам на будущее?

– Я погружаюсь в неудачи. Вникаю в игры: изучаю, как проработал с тренерской точки зрения, что говорил перед свистком, корректно ли мы разобрали соперника, верную ли вывели тактику. Разбор начинается с меня. Никогда не сторонился личных ошибок.

Затем – опускаюсь до деталей, чтобы не оставаться со слишком глобальными, общими выводами. Иногда могу и не рефлексировать: подбодрить команду, настроить на новую игру, которая пройдет через несколько дней. Подход к поражениям зависит от внутренних чувств и опыта.

Иногда могу выйти на позднюю пробежку, чтобы выпустить пар. Привычка возникла в Дортмунде. Бегаю вне зависимости от результата.

Личное расписание нужно соблюдать – помогает в трудные периоды. Подходишь к проблемам осознанно, как к источникам свежих идей, но в моменте можешь ощутить дискомфорт.

– В трудные минуты важно говорить с собой.

– Да. Важно выносить опыт и пользоваться полезными инструментами: например, выискивать детали, а не концентрироваться на общей картине. Наладишь тонкости – построишь более крепкую структуру.

– Иногда в ТВ-трансляции попадают слишком эмоциональные тренеры. Помогает ли суета в технической зоне игрокам? Или коучи лишь делятся переживаниями?

– Как правило, эмоции выводят лишний стресс. Контактировать с командой сложно из-за шумных трибун. Иногда становится неловко перед игроками, которые задействованы вблизи технической зоны. Им достается больше остальных.

Меня часто затягивает энергетика матча. С другой стороны, подаю сигнал футболистам. Команда видит заряженного тренера, который готов постоять за коллектив, в том числе – в конфликте с другим коучем. Иногда я просто выгляжу как дирижер – пытаюсь жестами достучаться до игроков вдалеке.

Thomas Tuchel intensifica aprender castellano: apunta en la Liga de España  | Liga de España | Futbolred

– Как обстояли дела с коммуникацией во время пандемии, при пустых трибунах?

– Намного проще. Тактический аспект игры развивался. Нам не хватало болельщиков, атмосферы, которую создают трибуны. Но контроль над игрой выстраивался легче.

В АПЛ или Лиге чемпионов контакт с матчем может затеряться. Атмосфера «Энфилда» или ночного «Стэмфорд Бридж» может изолировать тебя как тренера. Игроки получают полную свободу. Управлять футболистами становится сложнее.

При пустых трибунах возникало больше контроля, но страдали ощущения.

– Вы часто говорите об интуиции как одном из рабочих инструментов. Что именно имеете в виду? Сожалеете ли о поступках из прошлого, в рамках которых поступились наитием?

– Думаю, интуиция вызвана опытом. Сталкиваешься с проблемой, которую решал прежде, и подсознательно выходишь на решение. Прислушиваться к внутренним ощущениям важно. Я о наитии не забываю.

Многое в жизни можно спланировать, в работе современных тренеров – особенно. При этом я слушаю внутренний голос, в том числе во время матчей. Иногда жалеешь, что не послушался интуиции: поддался диалогу с помощником, который переубедил, или действовал слишком пассивно.

Чем дольше рассуждаешь о проблеме, тем сильнее накручиваешь себя. Порой лишние мысли сдерживают, лишают смелости и изобретательности. Так что не теряю связи с интуицией.

– Выходит, речь об осмысленности по отношению к личному опыту, поиске более быстрого выхода из знакомых проблем?

– Вы говорите о слишком продуманном подходе. Иногда интуиция работает на бессознательном уровне. Наитие может возникнуть на основе тренировок. Вижу, что футболист сменил язык тела на тренировках, – выпускаю в старте.

Моя интуиция может удивить помощников. Ассистенты подгоняют основной состав, как тут прибегаю я и говорю: меняем. Могу выпустить в старте футболиста, который провел два скудных матча, на основе одних лишь тренировок и эмоций. Порой работает, порой – нет.

Интуиция растет с опытом, которому нужна осознанность. Нельзя терять интерес, впадать в пассивность. Я приехал в Индию как раз за восстановлением, чтобы отдохнуть.

Тренеру важно следить за каждой деталью. Любой микро-конфликт в команде может привести к серьезным последствиям. Можно выпустить ситуацию из-под контроля: два игрока подерутся, вернутся в раздевалку, сформируют раздельные группы, вовлекут четверых, шестерых, восьмерых коллег.

Нужно чувствовать и позитивное. Вдруг игрок провел сильную тренировку, показал верные настрой и язык тела. Нужно предоставить время на поле.

– Созвучно с духовной частью восстановления.

– Непредсказуемость при этом тоже полезна. Игроки должны понимать: если не впадать в грусть или негатив, тренер заметит и наградит. Мои футболисты могут попасть в основу легко – если подскажет интуиция. Хотя, порой спортсмены должны пройти и более внушительный путь.

– Аюрведа как раз диктует: один из главных путей к исцелению – внимание к телу и личным потребностям. Большинство людей пренебрегает знаками организма и накапливает болезни.

– Соглашусь.

– Не все экс-игроки превращаются в топовых тренеров. Равно как не каждый из лучших коучей хвастает сильной карьерой в прошлом. Медицина работает аналогично. Часть великолепных специалистов легкомысленны по отношению к личному здоровью.

Как по-вашему, в чем состоит путь к статусу топ-тренера?

– Великая игровая карьера и правда не гарантирует успехов в тренерстве. Разве что самым инициативным футболистам помогают ораторские навыки.

Я бы многое отдал за опыт в роли лидера топ-клуба, какого не получил в игровой карьере. Счастлив, что достиг крупных высот как тренер.

На мой взгляд, часть игроков, которые творили на поле, проваливаются в тренерской роли, потому что действовали по наитию. Может, смотрели на футбол – скорости, пространство – по-особенному, что и словами не вышло передать.

Помню, работал с игроком, который прекрасно бил штрафные. Попросил объяснить методику футболистам из академии. Не вышло. Показать парень мог, но донести, как располагает корпус, ноги, как строит тайминг удара, не выходило. Все работало на интуиции и тренировках.

Пример показывает, почему блестящие футболисты могут провалиться в тренерской роли.

– Выходит, базовая задача тренера – донести нечто сложное до игрока. Например, поделиться идеей по частям. Получается?

– С трудом. Помимо донесения идей, нужно видеть потенциал подопечных, помогать с раскрытием. Футбол – в первую очередь, про игроков. Необходимо чувствовать, какую занять роль: создателя условий, помощника, мотиватора, защитника.

Вдобавок главный тренер сильно влияет на штаб. В «Челси» с основной командой работают порядка 80 людей. Отсюда – нужда в верной культуре, которая поможет двигаться в выбранном направлении.

Главный вопрос для тренера – «Как повлиять на команду, чтобы достичь победы в ближайшей игре?». В процессе задача усложняется.

Я не входил в число лучших футболистов, так что считаю, что не должен постоянно чему-то учить. Получать обратную связь от топ-игроков – нормально.

Почему я должен рассказывать Тьяго Силве, как защищаться? Пусть лучше он мне об этом расскажет: прояснит, какие условия считает комфортными, где нужна подстраховка. Затем я постараюсь создать такие условия, в которых ему – а затем и всем остальным – будет удобнее играть.

Речь не о том, чтобы объяснять профессионалам, как работать корпусом. Я тренировал не молодежную команду. В деталях и пояснениях – разница между работой в академии и со взрослым составом.

– Получается, задача тренера – выстроить грамотную культуру?

– Верно. Затем нужно подобрать тактику. Игроки должны чувствовать, что тренер прав в личном анализе, что соперник изучен, что тренировки полезны и приносят удовольствие.

Tuchel issues Thiago Silva call-up news | News | Official Site | Chelsea  Football Club

– Вы постоянно говорите о победах. При этом перед матчами тренеры всегда просят игроков «наслаждаться футболом и не думать о результате».

Духовные наставники говорят: «Наслаждайся процессом вне зависимости от итога». Сказать – легче, чем сделать, не так ли?

– Футболисты должны быть готовыми к свободной игре и осознанному риску. В противном случае мои слова не помогут. Вдруг спортсмен переживает серьезнейшее давление?

Отдельные матчи диктуют трудные эмоциональные условия. Чувствую это как тренер. Будучи футболистом, до столь серьезных высот не дотягивался.

Смысл фразы про наслаждение – в том, что любой тренер желает увидеть раскованных игроков, прививает смелость и позитивное мышление. Просто, на мой взгляд, для этого футболиста нужно готовить заранее.

Один из инструментов заложен в простом правиле: «Тренируйся, как играешь, и играй, как тренируешься». Смысл – в том, что на занятиях мы хотим создать предельно соревновательные условия, где каждая минута уходит на развитие, чтобы выходить на матчи с мыслью: «Нужно всего лишь повторить».

Речи до матчей чуть-чуть снимают напряжение, но сказать – и правда легче, чем достигнуть. Процесс, конечно, важен, хотя мой опыт в «Челси», «ПСЖ», «Боруссии» и «Майнце» показывают, что результат на второй план не отходит [смеется].

Можно пережить отдельное поражение. Можно пройти короткий кризисный период, если игроки чувствуют, что глобально все в порядке. Но затягивать со сложными временами нельзя – иначе вера в процесс пропадет.

Самое важное – работать над командным проектом каждый день. Я остаюсь с игроками строгим и прямолинейным. Сначала тренеру нужно поработать над пунктуальностью, дружелюбием, уважением. Затем – над тренировками, самоотдачей.

Я обозначил идеальный сценарий. В результате футболисты раскроются: не потому что зажгут в ответственный момент, а потому что просто повторят то, что отработано на тренировках.

Еще один важный аспект связан с образом мышления. Заметил разницу в мыслях игроков, когда перебрался из «Майнца», с которым не играл в еврокубках и не бился за титулы, в «Боруссию», где возникла ставка на результат.

Философия дортмундских игроков казалась другой. Футболисты «Боруссии» могли чаще выступать на пике физических возможностей и не впадать от этого в психологический стресс. Помогали талант и адаптированность к более ответственному уровню.

– Тренировки и самоотдача – ключевые факторы успеха.

– Причем самоотдача должна распространяться не только на работу. Всегда стремлюсь знать, как футболисты взаимодействуют с поварами, убирают ли за собой после обеда, как общаются с физиотерапевтами, не опаздывают ли на процедуры, остаются ли после занятий, чтобы поддержать форму.

Именно мелкие детали дарят мощный результат, запускают крупные процессы.

– Звучит в том числе как совет для менеджера крупной компании.

– Так и есть. Я управлял командой не в одиночку, но играл в этом важную роль, показывал пример.

Ваша локация в Индии полна приветливых людей. Причина не только в общем спокойствии, но и в персонале, открытом и качественном. Такого же уровня хотят добиться в любых организациях. В этом и состоит основа для развития, для игры на высоком уровне.

– Вспомнил одно из интервью Стива Джобса, который говорил: важно не только создавать оболочку, но и отлаживать внутренние процессы. Мы придерживаемся схожего принципа: с теплотой относимся к клиентом и воспитываем дружелюбие в себе.

– Между внешним и внутренним вовсе не должно быть различий.

– Что нового вы узнали за трехнедельный курс?

– Понял, что могу выжить без сахара [смеется]. Не скажу, что зависим, но люблю шоколад, десерты.

В целом вынес много свежих идей. Посмотрел, как устроена площадка, как сочетаются локация и погода, какие правила действуют внутри, как снижается число отвлекающих факторов. Курс придал уверенности в себе.

Спустя три недели я лучше чувствую себя, выше оцениваю личные успехи, не бегу за новыми. С одной стороны, подвел итоги прошлому. С другой, перезапустился для будущего.

– Возникали ли сомнения в том, как проходит курс?

– В рамках диеты [смеется]. Помню, из рациона исключили даже фрукты – ни арбузов тебе, ни дынь, ни ананасов, ни меда – никакого сахара. Пару дней настроение оставалось скудным.

В остальном курс вышел приятным. Наблюдал за гигантскими бабочками, за общими видами на море.

– Ощутили ли вы результаты диеты?

– Да. По-новому чувствую пищеварение, скинул лишний вес. Спокойнее сплю: ложусь раньше, что с трудом дается дома. Во время диеты было сложновато, но после – спокойно.

– Аюрведой, йогой и другими практиками чаще увлекаются женщины. Что нужно донести мужчинам, чтобы выправить ситуацию?

– Я прошел отличный опыт. Должен сказать, возникает и давление. Идешь в шесть утра на йогу в спортивном костюме. Вокруг – одни женщины. Комплексуешь насчет скромной физической формы [смеется].

Личное состояние при этом и правда улучшается. Пальцем в меня никто не тыкал. Встретил нескольких отличных мужчин. В конечном счете, программа направлена на здоровье и самочувствие.

Может, женщины просто умнее и внимательнее к себе? Я просто поделюсь рекомендацией, пусть даже не чувствовал себя больным или выгоревшим. Постараюсь повторить.

Поддержать «Blue is the colour» можно донатом в комментариях.