Учился йоге в «Челси», помнит поражения от «Ливерпуля». Философия Тухеля – часть 1
Подписывайтесь на другие площадки блога: телеграм-канал | ютуб-канал
В ночь на 24 марта мир спортивных инсайдов разорвало. «Бавария» пригляделась к Томасу Тухелю на роль тренера – вместо Юлиана Нагельсманна.
После увольнения из «Челси» Тухель выпал из медиапространства. Одна из причин – поездка в Индию, где Томас восстанавливался после нервной работы. В рамках визита тренер дал интервью одному из локальных блогеров-врачей. Разговор вышел на 40 минут.
Перевел в двух частях. Вы читаете первую. Думаю, выйдет полезно. Для фанов «Баварии» – чтобы лучше узнать нового тренера. Для поклонников «Челси» – ради ностальгии. Для нейтральных читателей – чтобы проникнуться философией одного из главных коучей Европы.
– Томас, что привело вас к аюрведе [альтернативной индийской медицине]?
– Я сближался с методикой давно: через медитации и образ жизни, который диктует философия. Смотрел на аюрведу с позитивом. Вдобавок прошел несколько сложных лет, в том числе с личной точки зрения, и четыре года трудной работы.
Я давно хотел приехать на восстановление в Индию. Один из моих ассистентов испробовал метод пять-шесть лет назад. Мы говорили об аюрведе. Я подошел к небольшому перерыву и новому началу в жизни. Счастлив, что решился.
– У вас сохранялся доступ к спортивной медицине топ-уровня. Как индийские методики впишутся в жизнь столь внимательного к здоровью человека?
– Органично. Мне повезло работать в клубах вроде «Челси»: с мощной инфраструктурой, которая позволяет выжать максимум из игроков. Элементы индийского восстановления – рутинизация, диета, спокойствие, дисциплина – сочетаются со спортивной медициной.
Аюрведа может улучшить футбольный подход. При этом в «Челси» мы работали с индийским специалистом, который преподавал мне и игрокам йогу, медитации. Помогало до и после матчей.
– Каковы ваши правила в отношении здорового образа жизни? Что делаете с ночными мероприятиями, полными тяжелой пищи и алкоголя?
– Иногда вредного не избежать. Я провел два с половиной года в «ПСЖ» и полтора – в «Челси», с непрерывными матчами, которые стартуют поздно. Перед играми я ем легко: подбираю что-нибудь скромное часа за три до свистка, как футболисты.
После матчей часть игроков может есть все, что пожелает. Зависит от самоотдачи на поле. Возникает соблазн налечь на продукты поздно, чуть ли не в ночи. Иногда из-за стресса принимаешь пищу наравне с футболистами: хватаешь бургеры, конфеты, что бьет по сну и настроению на следующий день.
При этом в Париже и Лондоне я выстроил привычку не есть после 19:00. Сократил углеводы и сахар на ужин. Иногда давалось легко, иногда – труднее.
Однажды в Англии я давал интервью после поражения. Спросили про диету. Признался, что прихвачу пару плиток шоколада: в ночи нужно пересмотреть игру.
Организму проще привыкнуть к высокому темпу жизни, если наладить сон, занятия спортом. Я начал ставить будильник на одно и то же время, что позволяло сводить детей в школу, позавтракать в привычное время, хотя бы полчаса провести за тренировкой.
– Выглядит как типично немецкий подход.
– Звучит лучше, чем получается на самом деле. При этом я научился не требовать от себя слишком многого. Если на работе творится сумасшествие, а матчи не кончаются, допускаю поздний ужин. Просто не превращаю в привычку.
Результат – получаю больше энергии. Постоянно сдаю кровь, чтобы понимать нужды тела, следить, не возникла ли аллергия.
Я сильно похудел на фоне первых шести лет в профессии. Начинал без внятной системы привычек и понимания, что подходит моему организму. Затем вдохновился подходом Новака Джоковича, отказом от глютена и другими тонкостями.
– Передаете ли вы личные знания футболистам?
– Пытаюсь. Часть правил предписана клубом. Главное для тренера – подавать личный пример. Сильному, дисциплинированному и здоровому коучу проще выдвигать требования игрокам.
Клубы подходят к состоянию игроков ответственно. Причина – в плотных календарях. Футболисты четко следуют нормам, но возникают и исключения. Высочайшего уровня достигают лишь спортсмены с исключительными требованиями к себе.
– В профессии тренера слишком высоки ставки. Победы резко добавляют славы, поражения – критики. Как вы справлялись со столь сложным положением дел?
– Высокие ставки могут навредить ментальному состоянию, в том числе – игроков. Любое поражение – сильный удар. Я все еще с трудом справляюсь с проигрышами – нужно расти. Нетерпимость к неудачам связана с моей состязательностью, но иногда проблемы бьют слишком сильно.
Справляюсь с негативом с помощью повторных просмотров игр. Превращаю грусть и злость в ценные мысли о том, что послужило причиной для поражения и что нужно исправить. К новому дню подхожу с решениями и идеями, что развить, что донести до футболистов.
Поражения при этом выходят разными. Например, мы с «Челси» дважды проигрывали во внутренних кубках «Ливерпулю» – по пенальти. Грустили несильно. Мы выкладывались, создали моменты, а соперник оставался одной из самых острых команд Европы с точки зрения атаки.
«Челси» не пропустил – оба финала завершились со счетом 0:0. Не хватило лишь капли удачи. После таких поражений важно поднять настрой команды, но и грусть накатывает слабее.
Моя задача – защититься от лишнего негатива. Отсюда – уход от соцсетей. Научился не погружаться в контент про себя. Чем сильнее погружался в материалы, – хоть хвалебные, хоть негативные – тем более серьезный наносил вред.
К людям приклеиваются чужие эмоции. Я хотел отвязаться от мыслей со стороны. В конце концов сформулировал вопрос: зачем мне читать о личной команде или игре? Кто разбирается в теме лучше меня?
При этом большинство игроков сохраняют доступ к интернету. Нужно бороться с негативом, который выливается из сети. Иногда футболисты начинают зависеть от похвалы со стороны. Как только приятный контент пропадает, возникает стресс.
Тренер должен сохранять здравый смысл. Общих правил по работе с поражениями нет. Если команда слабо выложилась или ушла от предварительного плана, возникнет более жесткий подход. Ситуация сложная.