10 мин.

Еще раз про эффективность замен в футболе и психологические сложности запасных

В продолжение заметки о сложной и несколько противоречивой сути замен в футболе - еще любопытные нюансы по этой теме, в том числе на основе исследований на относительно больших данных. А также о сложностях, которые преодолевают запасные игроки или игроки, часто выходящие в концовках матчей.

Тезисно:

- Современный футбол завязан на высокоинтенсивных перемещениях. Первый очевидный эффект замен – компенсация утомления и поддержание интенсивности.  Разные исследования показывают, что вышедшие на замену игроки пробегают больше по сравнению с игроками, сыгравшими весь матч, в ср. в пересчете на время:  и общую дистанцию, и дистанцию на высоких диапазонах скоростей.

- Еще при правиле трех замен были исследования на разных выборках, где, например, предлагалась успешная стратегия делать 1-ю замену до 58-й минуты, 2-ую до 73-й минуты и 3-ю замену до 79-й минуты.

- Анализ 125 матчей ЛЧ 2018-19 и других выборок показал, что, чтобы изменить ничейный счет, первую замену игрока лучше произвести до 70-й минуты, а еще точнее - с 60 по 65ую минуту.

- По другим данным, первая замена проигрывающей команды, сделанная между 56-й и 70-й минутами, связана с повышением вероятности ничейного исхода. Кроме того, вторая замена для проигрывающей команды на 70–75-й минуте игры связана с более высоким шансом сравнять счет.

 - Большие данные говорят, что вероятность гола значительно выше, если команда проигрывала в момент первой замены. То есть замены при ничьей и победном счете менее продуктивны в смысле будущих голов.

- Замены производятся раньше, если команда уступает в счете, чем при ничьей или победном счете, а домашние команды производят замены раньше, чем гости. Большинство замен приходятся на полузащитников (57 %) и нападающих (27%). И нужно констатировать, что правило пяти замен мало «помогло» центральным защитникам и вратарям. Что касается фланговых защитников – из-за энергозатратности позиции, их замены становятся все регулярнее.

- Чем выше уровень соперника, тем замены проводятся позже.

 - Взгляд на замены под другим углом. Все ожидают от любой замены продуктивности (к слову, также как от угловых ударов). Почему – потому что запоминаются случаи, когда игроки забивали сразу после выхода на поле или решающий гол в конце. Но в реальности в большинстве случаев этого не происходит (мы склонны запоминать яркие события и использовать эти возможности для укрепления ранее существовавших мнений).

- Итак, ожидания всегда оптимистичные, хотя, на деле - один качественный игрок заменяется примерно таким же качественным игроком. При этом, обычно в старте уже выставлен лучший на сегодня состав (люди, которые лучше готовы, лучше тренировались, в хорошей текущей форме или выбраны без рациональных причин = вопрос вкуса), и, следовательно, замена – это только смена качества на сопоставимое текущее качество или даже более низкое.

- Ничего не менять и терпеть - тоже рабочая стратегия. Так как мы не знаем, как бы закончились наши матчи с заменами, если бы было сделано меньше замен, они были другими или не делались вообще. «Ничего не делать» и «что-то» делать – нередко равноценные решения. Вопрос тайминга и контектста игры. (Так же, если бы Акинфеев на ключевом пенальти с Испанией, отбитом ногой, не прыгал и остался по центру – он так же отбил бы удар, и Россия так же прошла дальше).

 - Согласно последним исследованиям замены повышают уровень интенсивности как в индивидуальной, так и в командной производительности. Пока нет данных по влиянию замен на число и риск травм (однако отрицательное влияние на травмы количества матчей точно выше, и заменами это полностью не компенсировать).

- После замен «фитнес» растет, но остается вечный вопрос - куда бегут вышедшие игроки и какова корреляция этого пробега с результатом матча. Да, игроки из команд-победителей, как правило, преодолевают большее расстояние в спринте (> 25,2 км / ч), чем соперники. Но это, в первую очередь, отражает склонность лидирующих в счете команд к контратакам.

 - Иные причины замен кроме утомления общеизвестны - тактика, травмы, низкое качество игры,  ротация (дать всем практику), затяжка времени, отдельная категория – «на фарт» и прочие иррациональные «замены ради замены». А также психологические причины – попытка «дать импульс команде», однако продуктивность таких замен сложноизмерима.

Olivier Giroud in furious outburst after early double France sub in World  Cup final - Mirror Online

- Замены из разряда «просто освежить» имеют бОльший эффект как инструмент  ротации в насыщенных циклах (3 матча в неделю).

- С другой стороны, анализ эффекта увеличения максимального количества замен (с 3 до 5) свидетельствует о том, что дополнительные две замены пока статистически не значимо повлияли на общую физическую работоспособность команд.

- Также нет преимущества для команды, которая производит большее число замен.

- По разным данным в среднем от 3 до 10 мин уходит на адаптацию нового игрока на поле. Соответственно, вероятность того, что наша команда забьет гол – падает сразу после замены, и только потом начинает расти. Хотя в некоторые сезоны и в некоторых лигах вышедшие на поле игроки умудрялись забивать до трети своих голов в первые пять минут.

 И, наконец, о сложности и важности уметь конкурировать со «скамейки», или, в целом, когда футболист играет мало.

Известно, что, например, в АПЛ около 7% замен производятся позже 89 минуты.

Пара историй и монолог игрока на эту тему.

Известный футболист Аарон Леннон был однажды задержан полицией и доставлен в госпиталь с подозрением на психические отклонения для прохождения обследования. Англичанин прошел лечение из-за депрессии, вызванной стрессами.

Позже игрок сборной Англии объяснял копившееся состояние: "Когда ты не играешь, начинаешь доходить до той стадии, когда уже не чувствуешь себя футболистом. Ты тренируешься каждую неделю и не участвуешь в играх, и это невыносимо.  Я долгое время был в сумраке, и, сменив клуб, теперь просыпался каждый день и радовался каждой тренировке».

 

Мысли и цитаты бывшего шотландского футболиста Сэма Паркина о том, как это выходить на поле в конце матче или не появляться совсем – по материалам TheAthletic.

- «Последнее унизительное оскорбление» —выходить на поле 90-й минуте».

- «Тот момент, когда ты проигрываешь 0:4 в гостях, вдали от дома, а толпа кричит свои 'olé'… Часы тикают. Табло показывает, что ты выходишь на последних минутах. На самом деле, я бы предпочел не выходить сейчас, спасибо, босс . И когда ассистент подходит к вам со своим блокнотом или папкой с напоминаниями о стандартах, вы понимаете, сегодня вы не избежали этого. Вы попали».

- «Каждый игрок воспринимает это как величайшее оскорбление. «Ты недостаточно доверяешь мне, чтобы дать мне сыграть, но ты готов поставить меня в самом конце, чтобы я тоже был окрашен той же краской, что и ты, что и все, кто играл весь матч?» Я бы не хотел, чтобы меня связывали с этим. А кто бы хотел?»

- «И это еще не самое худшее, что происходит. Настоящее унижение — это то, через что ты проходишь после матча. Вы находитесь на пустом или пустующем стадионе; ваш взгляд всегда где-то застывает, у вас не было возможности повлиять на игру за то короткое время, что вы были на поле. Возможно, вы даже не коснулись мяча или не вышли совсем. Но вам все же придется заниматься послематчевой заминкой. Бег от ворот до ворот, обычно рядом с фанатами соперника на поле».

- «Послушайте, все это, может, звучит как смешные проблемы, но это сочетание необходимости бегать после матча и того, как тяжело пережить то, что вы на самом деле не чувствуете себя частью команды...»

- «Иногда речь может идти о том, чтобы сыграть перед публикой, дать определенному игроку — может быть, автору хет-трика — шанс на овацию толпы. Или приветствовать дорогого новичка, учитывая, что игра уже давно выиграна. (Кто-то думает о том, кто выходит?)».

 - «Вы сразу попадаете в самую гущу событий и вам нужно сразу поймать в скорость игры. У тебя нет трех-четырех минут, чтобы приспособиться. Мы говорим о секундах на адаптацию, и за эти несколько минут вы можете оказаться в большем количестве оборонительных ситуаций, чем , вероятно, имели 60 минут других матчей — вам нужно блокировать, перехватить или выбить мяч».

 - "Форварды часто беспокоятся о том, что их статистика искажается из-за этого потока пустых камео. Голые цифры Сильвы за «волков» в этом сезоне говорят , что он не забил ни одного гола в 11 матчах чемпионата. Но, по правде говоря, до матча с «Брентфордом» он провел на поле всего 53 минуты. Но ты учишься игнорировать это".

 - «Также ситуации с контрактами, если там пункты в зависимости от сыгранных минут. Например, от  15 минут. Если игрок сыграл 14 минут, то он получит ноль, хотя вышел на поле и помог. Клубы заморочены о том, что игроки  в наши дни делают все ради денег».

- «Я знаю, как это выглядит: что я неблагодарный, несмотря на то, что у меня есть карьера, за которую большинство людей отдали бы руку и ногу, и что есть болельщики, которые сделают все, что угодно, лишь бы на минуту надеть форму своего клуба. Но это может быть унизительно, когда твое участие — несколько или десятки секунд» (Представьте вы вышли на любимую работу на несколько секунд?)».

- «Игровой день — это кульминация недельной работы. Вы видите свою семью на трибунах. Они пришли посмотреть, как ты играешь, а потом у тебя есть одна минута в самом конце, и ты даже не дотрагиваешься до гребаного мяча.  Вы бегаете по полю, пока болельщики празднуют на газоне, и тренируетесь на следующий день, пока все остальные восстанавливаются. Постоянные напоминания о том, что вы не полностью вовлечены. Это похоже на пустую трату времени».

- «Психология. К концу моей карьеры это оказало на меня огромное эмоциональное воздействие. Это была неуверенность во всем этом – боль от незнания, от отчаяния, чтобы быть в составе в течение недели. Говорить себе: «Я хорошо работал, эта неделя, в которую я вернусь», а затем снова быть названным запасным. Вы полностью отдаетесь игре, когда находитесь на скамейке запасных. Я находил это невероятно утомительным, и в этом было умственное напряжение. «Я здесь только для количества?»  Вероятно, это было основным фактором, почему я закончил».

«Через какое-то время вы начинаете слишком многое обдумывать. Если ты проигрываешь 0:4, зачем тебе выходить? Точно так же, если у вас счет 4:0, а тренер не выпускает меня на поле до 85-й минуты, он явно мне не доверяет. Поэтому единственный реальный сценарий, когда вы можете пойти домой и быть счастливым, — это если вы выигрываете с небольшим перевесом или играете вничью, а тренер просит вас помочь команде. Он достаточно доверяет мне, чтобы поставить меня в конце напряженной игры, чтобы мы выиграли, либо сохранили преимущество. Вы можете понять это. Во всех других сценариях вы покидаете игру в худшем состоянии, чем когда вы ее начали, даже если вы вышли на поле».

«Но, даже если вы помогли команде, вы не чувствуете себя ее частью. Не до конца. Обычно когда несколько игроков на одни и те же позициях… люди, с которыми вы сидели на скамейке запасных, с одними и теми же лицами в течение всего сезона. Мы даже заключали друг с другом пари и шутили: «Кто сегодня будет счастливчиком?

И вы все время находитесь на грани.».