21 мин.

Затмили вражду Монтекки и Капулетти. Отношения «Ювентуса» и «Фиорентины» как символ ненависти, не имеющей конца

Прямое соперничество двух команд – явление нередкое в футболе. Зачастую подобные распри порождают самые банальные причины: географическая близость (миланское и туринское дерби, «Атлетико» и «Реал», Лондонская шестерка), политические разногласия и силовое распределение («Реал Мадрид» и «Барселона», «Ювентус» и «Интер»), а также историческое прошлое («Ливерпуль» против «Манчестер Юнайтед»). Последний аргумент ближе всего подходит к вражде «Ювентуса» и «Фиорентины», но не отражает в полной мере тот уровень ненависти, который царит между болельщиками Тосканы и Пьемонта.

И эта вражда двух противоположностей находит подпитку уже на протяжении века, даже не думая затихать. Напротив, все чаще появляются новые причины для ненависти, а игры этих двух команд на поле вторят по накалу самому факту вражды и иногда сочетаются с абсурдной и излишней грубостью на поле, а каждая победа той или иной стороны стоит десятикратно в сравнении с победой над любой другой командой. В чем причина такой конфронтации между столь, казалось бы, далекими командами, географически и амбициозно? И как все начиналось?

И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча «Ювентуса».

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Первые зачатки обвинений, не приправленных фактами

30-е годы прошлого века прошли под знаменем великого Карло Каркано и его революционного «Ювентуса». Эдоардо Аньелли не скупился и вкладывал большие средства в эту команду, наполняя ее лучшими кадрами из доступных, включая тех, кого отсматривал лично. Сам же Каркано отметился тем, что ввел в речевой оборот итальянского футбольного языка такое понятие, как Quinquennat d’or (Золотая пятилетка). Этот период запомнился не только беспрецедентной гегемонией одного клуба, что пока не имело аналогов со временем генуэзейского доминирования на стадии возникновения игры в футбол в целом, но и революцией индустрии.

«Ювентус», ведомый Каркано, внедрил так называемый Metodo – систему расстановки игроков на поле в форме пирамиды по аналогии с буквами WW. Эта система в итоге стала пользоваться большим спросом ввиду успешности применения в Турине. Трио нападающих с поддержкой в лице Чезарини и Феррари формировали первую W – переход мяча вперед обеспечивался силами двух футболистов, прозванных mezzala под атакующей линией.

Опорный полузащитник Монти участвовал в построении игры между двумя другими опорниками Варглиеном I и Бертолини, именно эта троица должна была встречать атаку соперника еще до подхода к собственной штрафной. Замыкало построение трио из вратаря и двух центральных защитников, подобное ограничение давало полузащите превосходство в численности в центре поля и в итоге атаки и контратаки удавались быстрее и эффективнее.

Этот подход вкупе с привлечением сильнейших футболистов подарил Турину четыре чемпионства подряд, после чего Карло Каркано покинул «Ювентус», оставив во главе клуба своего помощника Бенедетто Голу. Ветераны победной эпохи Орси, Монти и Розетта готовились заканчивать свои карьеры и не могли столь ярко превосходить следующее поколение итальянских футболистов, голодных до побед.

И вот на авансцену вырвалась молодая и дерзкая «Фиорентина», которую тащил за собой наверх Луиджи Ара. До последних игр Флоренция верила в свержение «Ювентуса» и готовилась праздновать победу. И вдруг в предпоследнем туре команда из Тосканы совершенно внезапно проиграла «Алессандрии» 0:2. «Ювентус» свой матч выиграл и оторвался от соперника достаточно, чтобы не переживать о результате.

В итоге последний матч сезона «Фиорентина» – «Ювентус», который должен был стать «золотым», привел лишь к укреплению Юве на первой строчке, а проигравшая 0:1 «Фиорентина» и вовсе осталась третьей.

Журналист Бруно Роги в колонке La Gazzetta dello Sport не стеснялся громких слов в адрес «Ювентуса» и его достижения

«Еще раз звучит похвала дисциплине и силе воли. Еще раз мы слышим признание того, что «Ювентус», говоря мало и тихо, как в хороших семьях, не проигрывает, потому что не сдается. Для него победы – это числа, которые нужно выстраивать и складывать, не тратя время на сплетни.

Это команда и сообщество, которое, когда выигрывает, радуется, а когда проигрывает, думает. Другие сходят с ума, когда выигрывают, и расстраиваются, когда проигрывают. Но «Ювентусу» все еще нужно было сказать нечто иное. Клуб показал, что матчи можно выиграть или проиграть на поле в зависимости от различных законов, регулирующих игры с мячом, будь то маленькие мячи из слоновой кости или кожаные мячи.

Но он также и показал, что чемпионаты проигрываются или выигрываются, по сути, еще и в сознании болельщиков. Спортивные победы – это не просто технические или эстетические факты. Это моральные факты. С этой точки зрения «Ювентус» сохранил достойный облик, в отличие от других команд. Хорошо для себя, хорошо для соперников, хорошо для национального спорта.»

Болельщики «Фиорентины» не преминули обвинить соперника в подлоге и подкупе, ведь Аньелли на все готов был пойти ради победы, почему бы не подарить «Алессандрии» и «Амброзиане» по несколько автомобилей производства собственного концерна ради дополнительной мотивации или ее отсутствии в нужный момент? Подобная обида болельщиков в один из лучших периодов своей команды понятен, но беспочвенен. Итак, первые ростки обиды уже пробивались и готовились взрасти.

Золотое время в истории «Фиорентины», которое сложно повторить

В 1956 году Флоренция наконец отпраздновала свое первое в истории Скудетто. Что отдельно радовало болельщиков, «Ювентус» в том сезоне получил сперва во Флоренции 2:0, а затем и у себя дома 0:4, после чего униженно уполз подальше от прямой борьбы за чемпионство. Подобный успех предшествовал последующим четырем годам на втором месте, и дважды первым при этом становился именно «Ювентус», чем изрядно раздражал болельщиков «Фиорентины».

Тем не менее, в подобном прямом соперничестве еще не было крупных обвинений, ненависти или большой обиды, конкуренция являла торжеством спортивного противостояния и честных без скандалов побед той, или иной стороны. Сам факт того, что именно «Фиорентина» стала, пусть и на время, второй силой Италии, весьма радовал тосканцев и заставлял гордиться своей командой, навязавшей богачам с Севера свои интересы и заставив их себя уважать.

Повторить успех удалось спустя 13 лет – в 1969 году «Фиорентина» победила в чемпионате Италии во второй раз и официально оформила чемпионство именно в прямом столкновении с «Ювентусом» в предпоследнем туре. Мараски и Кьяруджи забили каждый по мячу, туринцы же так и не сумели распечатать ворота соперника. На этом золотая эпоха «Фиорентины» подходила к концу. Но некоторые проблески позолоты еще проглядывали в будущем.

Надежду на возвращение статуса второй силы Италии (в принципе велись даже разговоры о прямом восхождении на вершину) привнес Флавио Понтелло, наследник семейства домостроителей, купивший «Фиорентину» и решивший вложить в нее солидные средства для превращения команды середины турнирной таблицы в следующего гегемона. Успешные трансферы и великолепная форма Джанкарло Антоньони позволили навязать в турнире борьбу «Ювентусу» за первую строчку и вновь все должно было решиться в последнем туре.

Итак, последний матч сезона 1981/82, у обеих команд по 44 очка, «Фиорентина» встречалась с «Кальяри», ведущим борьбу за выживание, а «Ювентус» отправился к «Катандзаро», что пребывал на седьмом месте и был полностью лишен турнирной мотивации. «Фиорентина» забила гол, который судья отменил из-за спорного толчка вратаря соперника, и «Кальяри» удержал сухую ничью. «Ювентус» же в свою очередь получил не самый очевидный пенальти, в то время как «Катандзаро» отказали в их пенальти, и «Ювентус» выиграл 1:0, завоевав свое 20-е Скудетто в истории.

После этого плеймейкер «Фиорентины» Джанкарло Антоньони сказал: «Ci hanno rubato il titolo», что означает «Они украли титул». А фанаты придумали популярную даже сегодня поговорку «meglio secondo che ladri», что в переводе звучит как «лучше быть вторым, нежели вором».

Это был последний раз, когда «Фиорентина» становилась второй в турнирной таблице Серии А и дважды затем попадала максимум на третью строчку.

Финал Кубка УЕФА 1989/90

«Ювентус» продолжал доминировать с переменным успехов в родном чемпионате, в то время как «Фиорентину» откровенно качало из стороны в сторону. После неплохого сезона мог наступить провальный, и наоборот. Но у фанатов вновь появился настоящий лучик надежды, когда в 1985 году руководство объявило о приобретении юного Роберто Баджо из «Виченцы». Молодой и талантливый итальянский бомбардир быстро нашел признание во Флоренции, став для них родным и незапятнанным героем.

Став ведущим игроком своей команды, спустя несколько сезонов Баджо втащил «Фиорентину» аж в финал Кубка УЕФА в 1990 году. Там их поджидал «Ювентус», обретавший статус заклятого врага Тосканы ввиду постоянного увода трофеев у тех из под носа. Оба коллектива обыграли в полуфинале немцев ( «Вердер» и «Кёльн» ), а финал должен был пройти в двухматчевом противостоянии – дома и в гостях у каждого.

Первый поединок пришелся на Турин. «Фиорентина» же, в свою очередь, не могла принять ответный матч на домашнем стадионе, поскольку их городской стадион находился на реконструкции в связи с приближающимся Чемпионатом мира по футболу в Италии. Здесь проявился первый спорный момент, до сих пор припоминающийся фанатами «Фиоры». Изначально оборудование со стадиона было перенесено на арену Ренато Кури в Перудже, находившийся в близости от Флоренции, и там фактически все поддерживали именно тосканскую команду.

Но затем, во время игры в полуфинале Кубка УЕФА с «Вердером», фанаты под конец матча выбежали на поле, и в наказание последовала дисквалификация для трибун Ренато Кури, но чтобы финал не проходил на пустом стадионе, его перенесли еще дальше – на Стадио Партенио в Авеллино. Фанаты сильно обеспокоились этим фактом, поскольку в Авеллино было множество южных мигрантов, работавших в FIAT, следовательно почти весь город болел за «Ювентус».

Следующим поводом для гнева болельщиков из Флоренции стал тот факт, что в Турине при счете 1:1, судья пропустил очевидный фол со стороны Казираги, после которого «Юве» и забил. Судейский корпус опубликовал протокол с игры, где указанный эпизод был разобран как элемент борьбы, что разгневало болельщиков еще больше.

Встреча закончилась печально для фиалок: «Ювентус» победил со счетом 3:1, во время послематчевого интервью было слышно, как игрок «Фиоры» Селеста Пин кричал в адрес менеджера «Юве» Дино Дзоффа «ladri» – воры. Вратарь «Ювентуса» Стефано Таккони выступил с заявлением, что «Фиорентина» способна побеждать только в словесной борьбе, а на поле «Ювентус» в любом случае окажется сильнее.

Ответная встреча прошла без голов, и «Ювентус» взял свой второй Кубок УЕФА, а «Фиорентина» в очередной раз осталась ни с чем в противостоянии с «Юве».

Переход Роберто Баджо, превративший вражду в откровенную ненависть

Все так, до сих пор болельщики «Фиорентины» относились к «Ювентусу» как к богатому раздражителю, который всегда побеждает, а их фанатов и вовсе считали прихлебателями, увязавшимися за более сильной командой. Во Флоренции же сохранялись крепкие связи с красивой историей клуба, собственными долговечными традициями, и что самое главное – местными героями, которые не бежали за большими деньгами, отдавая дань верности и чести «Фиорентине».

Все изменил трансфер, пожалуй, главного любимца Флоренции Роберто Баджо, ставшего невольно тем самым рубиконом, положившим начало невероятной ненависти фанатов к своим визави из другого города.

Понтелло на тот момент угодил в кризис и не располагал средствами, зато купался в долгах и невыполненных обязательствах. Этим воспользовался Аньелли, приехав в офис к несчастному бизнесмену и предложив спасение – невероятные 8 млн фунтов стерлингов в обмен на самый ценный актив «Фиорентины» в лице Роберто Баджо. В мире еще не было подобных случаев, когда за одного футболиста выкладывались такие средства, а Понтелло, в свою очередь, мог больше не бояться разорения и банкротства любимого клуба.

Самого Баджо никто не спрашивал. Более того, сперва Баджо отказался даже читать предложение от Аньелли, предложив своему менеджеру послать Ювентус куда подальше. Ничто не могло заставить его бросить Фиорентину, которая не бросила его за 5 лет ни разу, несмотря на травмы, операции и рецидивы. Но все таки обстоятельства повернули все в иначе.

«Меня продали, ничего мне не сказав. Моя жена была беременна, я хотел и дальше играть во Флоренции, согласился бы на меньшую зарплату, лишь бы остаться здесь навсегда, но «Фиорентине» был выгоден мой трансфер, это спасло команду»

Роберто Баджо до последнего не верил в произошедшее. Охваченный печалью и горестью от неизбежного завершения пути во Флоренции он даже предпринял отчаянный шаг и лично обратился к кинопродюсеру Марио Чекки Гори, который очень хотел тогда купить клуб «Фиорентина». Баджо клятвенно обещал остаться в команде на всю жизнь на любых условиях, если тот выкупит клуб. Марио даже взялся всерьез за эту проблему, но через пару дней на встрече заявил, что это безнадежно.

Флавио готов отдать клуб только после того, как ему дадут продать Баджо.

Помимо прочего в этом переходе был также заинтересован и агент Антонио Кальендо, который представлял интересы Баджо. Лично ему в карман вот вот должны были упасть потрясающие комиссионные – три миллиарда лир. Переход состоялся, и готовился настоящий взрыв. Поклонники еще ничего не знали, Баджо отправился на чемпионат мира, а «Фиорентина» получила шанс спастись от разорения.

18 мая 1990 года газеты опубликовали новость о переходе Роберто Баджо в «Ювентус» за невероятные 25 млрд лир и трехкратное увеличение зарплаты игрока. Этот день ознаменовал трагедию для всего города и начало массовых беспорядков. Фанаты штурмовали штаб «Фиорентины», угрожали убийством президенту и его семье. Но настоящая ненависть хлынула именно в сторону Роберто. Горожане устраивали митинги, перекрывали дороги, громили банеры с изображением Баджо и сборной Италии, кричали угрозы и оскорбления в адрес недавнего любимца. Так безумная любовь и обожание обратились в ярость и отторжение.

Чемпионат мира 1990 года проходил в Италии, поэтому штаб игроков сборной находился прямо здесь, во Флоренции, на северо-востоке города. Игроки никуда не выходили за пределы базы, а на ее территорию их доставлял бронированный полицейский джип. База круглосуточно находилась на осадном положении и ее беспрерывно защищала целая армия служителей правопорядка. Партнер Баджо по сборной Сальваторе Скилаччи с ужасом вспоминает это время:

«Бушевала спортивная революция. Выстроившись перед входом в тренировочный центр, болельщики Фиорентины выкрикивали оскорбления, угрозы и бросались разными предметами. На открытых тренировках ситуация не улучшилась. Я даже обнял Баджо на поле, выражая поддержку. Когда тренировки закрыли от болельщиков, беспорядки продолжились за воротами центра. Тогда тренеры увезли команду в пригород Рима»

Самый сложный момент для Баджо случился во время его первого выезда во Флоренцию в чужой футболке. Это было второго декабря 1990 года. У Роберто и Андреины родилась дочь Валентина, но Роберто не смог присутствовать на родах. Вместо этого простуженный Баджо с температурой вышел в основе против «Фиорентины», а весь стадион в буйном неистовстве свистел и оскорблял игрока. После замены во втором тайме Роберто инстинктивно поднял брошенный шарф «Фиорентины», чем разозлил уже болельщиков «Ювентуса». И все же после матча Майфреди обнял Роберто в раздевалке и в послематчевом интервью заявил прессе: Моя мечта – тренировать не отличную команду, а ту, в которой есть Баджо.

Таким образом, отданный по нужде Баджо стал ненавидим в любимой Флоренции и нелюбим в Турине. И только спустя годы болельщики «Ювентуса» прониклись профессионализмом Роберто, граничившем с гениальностью, а тот с непоколебимым трудолюбием выкладывался на тренировках и демонстрировал чудеса на поле, чем вписал себя в историю «Ювентуса» одной из величайших черно-белых десяток.

Скучные нулевые

В 1993 году «Фиорентина» вылетела в Серию Б и с тех пор, даже после скорого возвращения в элиту, соперничество уже не напоминало прежние баталии. «Ювентус» являлся грандом мирового футбола, а «Фиорентина» окончательно осела в среднем поле турнирной таблицы, лишь изредка утешая себя победами над «Юве» и грезами о борьбе за место в еврокубках.

В июне 2002 года «Фиорентина» объявила о банкротстве и была восстановлена братьями Делла Валле в августе 2002 года как Associazione Calcio Fiorentina e Fiorentina Viola, начав свой путь с Серии С2, что было четвертым по счету дивизионом в Италии. Здесь не обошлось без исторической иронии, поскольку единственным игроком, оставшимся в «Фиорентине» и прошедшим с ней путь обратно в Серию А, стал Анджело ди Ливио – бывший футболист «Ювентуса».

Своеобразной отдушиной для болельщиков фиалок стал скандал Кальчополи в 2006 году, где фигурировали оба клуба, но именно «Ювентус» сослали в Серию Б, а «Фиорентина» отделалась штрафов в 15 очков. В тот год в Турине произошла рокировка – «Торино» вышел в Серию А, а «Ювентус» из нее вылетел.

На несколько месяцев наиболее радикальные ультрас фиалок и гранатовых объединились в неистовстве празднования, называя друг друга братьями, что хоть и не нашло в будущем развития, но заметно обозлило болельщиков «Ювентуса», обвинивших соседей в танцах на костях.

Заключительный виток ненависти вокруг конвейера переездов звезд из Флоренции в Турин

Братья Делла Валле в 2017 году отчаянно пытались продать клуб, который никто не сумел выкупить. Приближалось банкротство, и владельцы решили повторить путь своего предшественника Понтелло и продать часть состава для возмещения долговых обязательств.

Клуб в срочном порядке покинули Весино, Валеро, Родригес и часть воспитанников, но что для болельщиков было важно – владельцы не собирались прощаться с местной звездой и взращенным во Флоренции наследником Баджо Федерико Бернардески, предложив ему продление контракта на любых условиях. В Федерико фанаты видели символ последующего возрождения и дань традициям, нарушенных продажей Баджо.

Бернардески отказался от продления и вместо этого сам добился перехода в «Ювентус», который вновь не поскупился и выложил на стол 40 млн евро. Флоренция прониклась невероятным единством в гнетущей волне хейта в адрес по их словам предателя, везде развешивались оскорбительного содержания плакаты, с надписями вроде «A chi non piacerebbe sputarti in faccia … Bernardeschi gobbo di merda», а 9 февраля 2018 года (выезд «Ювентуса» во «Флоренцию») закончился забитым голом со штрафного лично Бернардески, который отпраздновал его с искренней радостью на лице.

Флоренция поспешила забыть Бернардески, а «Фиорентина» сосредоточила усилия на новобранце из академии с выдающимися качествами – Федерико Кьезе, который быстро стал лидером коллектива и привлек к себе внимание со стороны больших клубов. Сложно представить то горе, испытываемое фанатами, когда очередной звездный воспитанник по собственной воле последовал в «Ювентус», где и пребывает ныне в статусе одного из сильнейших вингеров Италии.

В том же 2020 году о себе довольно внезапно заявил молодой сербский нападающий Душан Влахович, начавший под влиянием Джузеппе Якини забивать голы пачками и нагнавшим затем по результативности легендарного Криштиану Роналду в 2022 году. Его контракт близился к завершению, и президент клуба Рокко Комиссо отчаянно пытался добиться продления, встречая резкое сопротивление со стороны самого игрока и его агента.

Понимая, что ему не простят еще одну продажу местной звезды в «Ювентус», Комиссо старался инициировать переговоры с английскими командами, с испанскими грандами, но Влахович, как оказалось, уже пару месяцев как дал согласие именно на переезд в Турин. Рокко и по сей день оправдывается за этот трансфер, ставший рекордным для Флоренции (75 млн евро):

«Было ясно, что у него уже была сделка … Он отказывался от каждого предложения. Я много раз ездил в Англию, каждый раз, когда он говорил нет… он хотел разорить «Фиорентину», это очевидно»

Таким образом, из банальной конкуренции за первое место и стандартных для Италии обвинений соперников в подкупах и нечестной игре, между «Фиорентиной» и «Ювентусом» установилась отчаянная вражда, постоянно подпитываемая переманиванием звезд, очередной победой той или иной команды в очном противостоянии и, как это не прискорбно, столкновении между собой ультрас с прискорбными последствиями.

Самый печальный эпизод истории футбольной вражды между «Фиорентиной» и «Ювентусом»

Оскорбления и ругань между соперниками давно стали привычными для футбольных болельщиков. Яростно болеть за своих считается логичным и оправданным, однако ничто не дает повод преступать границы человеческой морали и превращать симпатии к футбольной команде в причины для чего-то большего и выступающего за пределы рамок закона.

В 1975 году на волне одного из последних в истории «Фиорентины» успехов в виде победы в Кубке Италии, у фанатов клуба появилась официальная группировка под названием Collettivo Autonomo Viola, коих в народе называли «автономы». Спустя десять лет эта группировка укрепилась в городе и заметно обогатилась за счет местных пожертвований и увеличения участников, в том числе и из богатых семей. Частые силовые акции, проводимые «автономами», заканчивались столкновениями с силовыми органами и нередко в больницы попадали те или иные жертвы обозленных фанатов.

Но ничто не сравнится с событиями 1987 года. Во Флоренции неизвестно откуда распространился слух, что один из приезжих «ультрас» «Ювентуса» якобы изнасиловал маленькую девочку на задворках пригорода. «Автономы» пришли в ярость. Захватив биты, на личных автомобилях они ринулись вслед за выезжающими из города автобусами с приезжими хулиганами. «Фиолетовые» поступили так, как поступают хищники в джунглях: не стали нападать на все стадо, а атаковали отбившуюся от всех остальных особь.

Роль жертвы исполнил автобус с фанами «Юве», отставший от черно-белого кортежа. Обогнав автобус, «автономы» машинами загородили ему дорогу, остановили и превратили в груду металла. Ненавистные фанаты избивались с особенной жестокостью, а двоих забили на смерть.

После этого убийства, юридически считавшимся умышленным, в Италии началась настоящая война против фанатского экстремизма. На официальном уровне была запрещена центральная группа поддержки «Ювентуса». Арестам и массовым задержаниям не было конца.

Удивительно, но «автономам» каким-то образом удалось выбраться из воды относительно сухими. Фирму не запретили, ограничившись тюремными сроками для семи ее членов. Из-за того, что общественное мнение осуждало действия COV, «фиалковым» пришлось на некоторое время уйти в тень. Но в среде итальянских фанатов уважение к фирме стало колоссальным. «Автономный Фиолетовый Коллектив» стал центральной группировкой футбольного клуба «Фиорентина». 

И по сей день на стадионе клуба Артемио Франко царит небывалая атмосфера поддержки, задаваемая Курвой Фиесолой – именно на ней сидят наиболее радикальные представители поддержки клуба. Противоположная трибуна также полнится членами группы Visseux, из-за чего с обеих сторон соперника окружает непрекращающееся цунами осуждения при поддержке в адрес своей команды.

Из стандартного спортивного противостояния за десятилетия выросло поколение, ненавидящее друг друга за довольно глупые и банальные вещи. Праздник футбола рискует превращаться каждый раз в побоище, в то время как игроки не могут чувствовать себя в безопасности лишь по причине того, что нынешнее место работы больше не соответствует возросшим амбициям. Относительно футболистов «Ювентуса» и «Фиорентины» подобного сказать точно нельзя – все чаще на поле царит безмятежность и уважение, а бывшие футболисты «Фиорентины» могут перекинуться в подтрибунном помещении с недавними партнерами дружескими фразами и искренним пожеланием удачи. Таким и должен быть футбол.