Экс-игрок «Зенита»: «В России дети играют на европейском уровне»
В январе в Москве прошел один из самых представительных турниров в детском футболе – Кубок Колыванова. Мы поговорили с бывшим игроком «Зенита», а ныне детским футбольным тренером с собственной уникальной методикой развития молодых футболистов Евгением Серенковым о том, что показал нам этот турнир, и в каком направлении надо развивать детский футбол в России.
– На меня этот турнир произвел очень положительное впечатление. Отмечу не только качественную организацию соревнований, но и самое главное – высокий уровень наших маленьких футболистов. Не ожидал, что 9-10-летние мальчики могут играть на таком высоком уровне. «Краснодар», «Интеграл», «Зенит» – играли в очень интересный футбол. Я откладывал все свои дела и каждый день заходил в интернет, чтобы смотреть матчи. Для меня интересным было качество игры. Заставить себя смотреть футбол, который не приносит удовольствие, мне очень сложно. Плюс школа «Чертаново» организовала качественные трансляции – были повторы и съемка с нескольких камер. Но были и минусы. Много негатива писали в комментариях к трансляции. Это все портит детский праздник футбола. Диванные критики или обиженные родители детей, которых не взяли в академии, портят турнир такого уровня.
– Многие критики говорят, что каждый год академии выставляют все более крупных детей. Что у многих команд расчет только на антропометрические данные своих футболистов.
– Сколько я нахожусь в футболе, столько про это говорят. Тут надо встать на место тренера. К нему приходят два футболиста. Один большой сильный и со средней техникой, а другой очень техничный, но медленный и слабый. Тренер, чтобы понять кто лучше, ставит одного против другого. И часто сильный подавляет более техничного ребенка. И у тренера законный вопрос, а почему я должен брать более слабого физически парня, если сейчас тот крупный принесет больше пользы. Плюс тренер считает, что сможет у крупного парня развить и техническую оснащенность.
– Многие возразят – скажут посмотрите на Месси.
– А вы уверены, что Месси физически слабый? Физические данные включают пять аспектов: быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, сила. Причем тут рост? Он может играть на последней минуте матча с таким же качеством, как играл на первой. На его игру объем нагрузки не влияет. Он много работает с мячом. В реальности его физические качества достаточно хороши и лучше, чем у многих игроков более мощных внешне. Глупо считать, что физика это только рост. Попробуйте сбить Месси с ног. Это баланс, равновесие и сила – это все у него есть. Плюс его быстрота на топ-уровне. Стартовая скорость, скорость смены направления, скорость работы с мячом. Поэтому те, кто говорит, что Месси физически слабый, – это люди, которые мало понимают в футболе. Но надо признать, что мировая тенденция идет к тому, что средний рост футболиста растет. Просто в России берут крупных детей, чтобы победить с помощью грубой силы, задавить соперника, но мало где этих больших парней учат технике и мышлению.
– Были дети на этом турнире, с которыми вы работаете?
– Да, было три мальчишки. Правда, про одного не могу говорить по договоренности с родителями. А так, один играл за «Искру» из Хабаровска, другой – за «Смену». Мне важно было видеть и ошибки, и хорошие моменты. Главное, что я увидел в индивидуальном плане, они делали то, над чем работали. Кончено, увидел большое количество неправильных действий, но для меня это очень полезная инфомация – показатель, над чем будем работать. Плюс я сравнил детей с воспитанниками топовых академий. От этого и будем отталкиваться дальше. Очень хорошо, что был высокий уровень оппонентов, и мы увидели наши пробелы.
– Много споров из-за судейства. У нас слишком жестко дают детям бороться и играть грубо.
– Вопрос судейства в детском футболе всегда острый. Например, ученик нашей школы Тихон Мартынченко в игре с «Интегралом» забил чистый гол, но судья зафиксировал офсайд. На повторе видно, что это ошибка рефери. Надо понимать, что судьи в детском футболе часто тоже только начинают свой профессиональный путь. Я считаю, что судьи допускали нормальный уровень единоборств. Понятно, что сами по себе дети играют намного жестче, чем взрослые. Дети просто пока не понимают, как правильно идти в единоборства. Хуже было бы, если бы свистели каждую секунду. Техничные игроки должны быть еще резче и быстрее двигать мяч, своевременно передавать его партнерам.
– Ключевые матчи в интернете смотрели тысячи зрителей. Это говорит о развитии детского футбола у нас в стране?
– Это значит много для российского спорта. Но это маленькие цифры, если говорить о реальном развитии. Когда я был игроком академии «Зенита», мы были на соревнованиях в Европе. В Голландии, Германии и Италии тысячи людей приходили на трибуны, чтобы посмотреть детские команды. Представляете, сколько бы там людей смотрело трансляции. Может быть не хватило маркетинговой работы организаторам. Уровень футбола был и правда высоким, и он достоин большего внимания. Еще раз скажу,что такой футбол зрители могут смотреть с огромным удовольствием.
– Турнир показал, что многие дети стараются упростить игру. Бояться допускать ошибки. Как с этим бороться?
– На самом деле, на этом турнире были упрощения, но не в очень большом количестве. А специфика моей работы такова, что я вижу детские матчи разного уровня из разных уголков страны. Мне есть с чем сравнивать. Зачастую смотришь футбол и просто плюешься от того, что у юного футболиста в голове ноль мыслей. Но это вина не ребенка, а тренера. Часто вижу, как игрок, которого не атакуют, просто берет и выбивает мяч. Это говорит о том, что он не понимает своих игровых задач и функций. А на этом турнире было таких моментов не так много. Хотя я смотрел в основном топовые матчи. Во многих командах была видна рука тренера. Еще раз скажу, что получил удовольствие. «Зенит», «Краснодар» и «Интеграл» играли в европейский футбол – игра низом и с мыслью. Не было волейбола ногами, ну а если проскакивал, то крайне редко…
– Многие родители интересуются, в каком возрасте лучше переходить из своей команды в топовую академию?
– Начнем с того, что надо понять, приглашает вас академия или нет. Если есть предложение сейчас, то лучше попробовать и перейти независимо от возраста, потому что у вас нет гарантии, что позовут второй раз. Бывает так, что вы сами захотите, а возможности не будет. Но тут очень тонкая грань. Каждый ребенок уникален и выстреливает в свое время. Есть масса детей, которые в 7 лет – уже звезды, а в 15 лет их уже в топе нет. Это все зависит не только от тренера, но и от физического развития ребенка. Чем младше футболист, тем меньше шансов угадать, станет он профи или нет. Принято считать, что лет в 12 уже можно с большей долей вероятности предсказывать будущее спортсмена.
– Есть мнение, что в академиях не развивают детей и не закладывают нужные навыки…
– К, сожалению, у нас и правда мало академий, которые развивают юных футболистов. Для многих топовых школ младшие возраста – это поток. Слишком много желающих на одно место. Можно хоть каждый день состав менять. Тренеры часто просто не заморачиваются, а берут тех, кого научили где-то на стороне. Идет постоянная ротация. Для меня это непонятная ситуация. Почему бы не набрать детей с нужными качествами сразу и уже на их развитие тратить свои ресурсы? Мой первый тренер в «Зените», Иван Евгеньевич Шабаров, которого я считаю гениальным тренером, очень много времени уделял развитию техники и игрового интеллекта. Он развивал индивидуальные качества каждого игрока. И сейчас из нашей команды 1994 г.р. пять футболистов играют в Премьер-Лиге и ФНЛ. Это сумасшедший результат, если мы говорим про одного тренера и одну команду! Ну, вот возьмите пример с него. Мне есть, с кем сравнить. То, как работал он, и как работают другие - это небо и земля. Я не припомню, чтобы он строил суперкоманду в юношеском футболе, он готовил индивидуально сильных футболистов. Если бы мы развивали индивидуальность в детском футболе, а не команду, то результаты на выходе были бы лучше. К сожалению, часто академии этого не делают.