Мировой спорт ждёт раскол и передел. Россия и Китай делают первые шаги
Мировой спорт десятилетиями держится на спонсорстве. Коммерциализации спорта мир обязан западным гигантам, таким как Coca-Cola, McDonald's, Visa. Все — американские. В дальнейшем к спонсорству допускались компании-друзья по демократии — японские Toyota, Panasonic, южнокорейский Samsung и другие компании западного блока поменьше. В ФИФА все топ-спонсоры относятся к прозападному блоку, за исключением авиакомпании Emirates из ОАЭ — страны, которая, впрочем, всегда была ориентирована на Запад. Компании из «недружественных» стран становились в лучшем случае партнёрами, например, «Газпром» с 2015 по 2018 год был официальным партнёром ФИФА, а ВТБ с 2006 по 2015 год был официальным партнёром IAAF — мировой лёгкой атлетики. К китайским компаниям, капитализация которых давно позволяет встать в один ряд с какой-нибудь Coca-Cola, на Западе относятся ревностно. Они допускаются в лучшем случае в национальный спорт — например, телекоммуникационный гигант Huawei удостоился лишь официального спонсорства Суперкубка Италии 2011.
В теннисе ситуация такая же, как в футболе. Из не прозападных топ-спонсоров к спонсорству ATP и WTA также допущена Emirates. Ещё на спортивный рынок допустили мексиканскую пивоваренную компанию Corona Extra, которая побыла ключевым спонсором теннисного ATP-тура. Но и тут без сюрпризов — компания принадлежит бельгийско-американской пивоваренной компании AB InBev. Хоккей — ещё один популярный вид — также полностью под западными и японскими спонсорами. Про другие прибыльные виды, не популярные у нас — гольф, бейсбол, американский футбол, единоборства, гонки — говорить нет смысла, они тоже под Западом.
Трудно найти в мире успешную компанию, долей акций которой не владел бы крупнейший в мире американский инвестиционный фонд BlackRock. Вместе с такими американскими инвестфондами как The Vanguard, Fidelity, State Street фонд владеет активами на сумму более 40 трлн долларов. А значит они владеют мировым телевидением, культурой и, конечно же, спортом. Если сказать, что у таких монстров сидят свои люди в Белом доме, Пентагоне и Федеральной резервной системе США, вряд ли кто-то удивится
• • •
Организационными вопросами почти во всех популярных видах спорта занимается американская компания IMG. За всю телекартинку отвечают они. Это настоящий конгломерат, у которого есть свои медиахолдинги, спортивные академии, консалтинговые компании, модельные агентства и так далее. Помимо организации мероприятий IMG также работает с отдельными спортсменами. Например, вся карьера теннисистки Марии Шараповой, начиная с 11 лет, напрямую связана с компанией. По сути, весь мировой спорт, каким мы его знаем и видим на телеэкране с начала 1960-х, создал IMG и его основатель Марк Маккормак.
С Олимпиадой ситуация аналогичная. В данный момент из не прозападного блока к спонсорству допущена только китайская Alibaba, акционерами которой являются американские и японские инвестиционные компании. Ключевой спонсор телетрансляций — медиаконгломерат Comcast и его спортивные телеканалы во главе с NBC. На текущий олимпийский цикл до 2032 года Comcast заплатил МОК 7,65 млрд долларов — рекордная сумма для спорта в принципе.
Вклад канадского юриста Дика Паунда в нынешнюю систему спорта трудно переоценить. Его гению мир обязан за создание антидопинга и превращение Олимпиады из финансового балласта в многомиллиардный бизнес. Но просто для понимания — кто что-то создал, тот этим и владеет, а остальным просто остаётся это принять
• • •
Все эти факты говорят об одном — мировой спорт всегда был западным. Олимпиаду основал француз, большинство чемпионатов мира — граждане западного мира. Более того, большинство видов спорта было придумано на Западе, и ими же было внедрено в международные соревнования. Например, из незападных видов спорта можно бегло вспомнить китайское ушу, советское самбо и индийские шахматы — несмотря на достаточную популярность, до сих пор ни один из этих видов не представлен на Олимпиаде.
Начиная со времён средневековья Запад считается самой просветлённой частью света. Почти все изобретения, которые развивались до сегодняшних дней и которыми мы пользуемся сегодня, придумали на Западе.
Естественно, если кто-то что-то создал, то он этим и владеет, а всем остальным остаётся лишь это принять. Так случилось и со спортом. Больше ста лет незападные страны просто приняли тот факт, что Олимпиада — это чужой дом, в который их пригласили, и в котором их представляют на французском и английском языках, а также на языке страны, в которую привезли Олимпиаду погостить.
В разное время Западу пытались бросить вызов монголы, османы, советы. Серьёзно пошатнуть их гегемонию не удалось никому. Если возникает кризис в какой-нибудь Франции, процветает какая-нибудь Германия, если кризис наступает в какой-нибудь Германии, процветают какие-нибудь США. Не меняется только одно — приверженность общим западным ценностям. Главная суть этих ценностей — экспансия, главная цель — деньги и власть.
Стремительное распространение ЛГБТ-повестки по миру не может нет тревожить страны, поддерживающие традиционные ценности. Спорт считается витриной страны и воспринимается как держатель этих ценностей. В сознании людей спортсменов сложнее ассоциировать с гомосексуализмом, чем, например, артистов или певцов. В образе спортсмена присутствует ореол маскулинности, а сами спортсмены обладают самым большим кредитом доверия населения после военных, поэтому вмешательство ЛГБТ в спорт является для консервативных государств последней каплей
• • •
24 февраля русские решили сделать ещё одну попытку пошатнуть гегемона. В этот раз при помощи даров природы — нефти, газа и других ископаемых, во многих из которых у России монополия и превосходство. Возможность Россия увидела в том, что мировая экономика взаимозависима как никогда, и её благополучие зависит от дешёвых ископаемых. Собственно, прямо сейчас мы наблюдаем смену этой парадигмы.
Стремление России к многополярному миропорядку подразумевает паритет не только в экономике и безопасности, но и в культуре и спорте. К этому стремится и Китай. 17 октября Россия и Китай объявили 2022 и 2023 Годами российско-китайского сотрудничества в области физической культуры и спорта и подписали соответствующий документ. Масштабность запланированных совместных мероприятий говорит о попытке смены устоев в мировом спорте, который управляется западным бизнесом. По сути, в совместные спортивные мероприятия будет вовлечён весь спорт России и Китая. Начнут страны свой «крестовый поход» с третьих китайско-российских зимних юношеских игр, которые пройдут с 15 по 20 декабря в китайском Чанчуне. В Китае понимают, что после начала военных действий на Тайване китайский спорт ждёт изоляция, поэтому он действует на упреждение.
Совместные спортивные мероприятия между Россией и Китаем проходят с начала 2000-х, и раньше носили, скорее, символический характер, демонстрирующий дружбу между странами. Сегодня эту базу планируется использовать для расширения формата
• • •
Эти решения — реакция на агрессивную санкционную политику США и насильное внедрение ЛГБТ-повестки в спорт. В конце января 2022 года, в преддверии зимней Олимпиады в Пекине Владимир Путин заявил следующее: «Мы вместе выступаем против политизации спорта и демонстративных бойкотов. Поддерживаем традиционные олимпийские ценности. В первую очередь — равноправие и справедливость». В России уже идут разговоры о переходе спортивных федераций в Азию, например, федерации футбола и художественной гимнастики. «Россия готова к расширению форматов спортивного сотрудничества, созданию новых международных спортивных соревнований», — добавил министр спорта России Олег Матыцин.
Россия и Китай в области спорта сотрудничают давно, с 2005 года. Однако в этот раз речь идёт о привлечении к совместным мероприятиям стран ШОС и БРИКС, а это, по сути, означает привлечение спортсменов из России (а значит и Белоруссии), Китая (а значит в перспективе и всей Восточной Азии кроме Японии и Южной Кореи), Бразилии (а значит и Латинской Америки), Индии (а значит и Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки), Ирана (и его союзников), стремящейся в БРИКС Саудовской Аравии (а значит и всего арабского мира), Средней Азии и Африки, а также Турции, которая исторически дружит с сильнейшими. Для воплощения этих планов совместных ресурсов у России и Китая достаточно. Министр спорта Китая Гао Чжидань сказал следующее: «Как традиционная спортивная держава Россия имеет глубокий фундамент и богатый опыт в развитии спорта и добилась блестящих достижений. Заглядывая в будущее, давайте вместе работать над углублением китайско-российского гуманитарного сотрудничества, давайте объединим усилия для продвижения связей между людьми». Здесь читается, что в будущее Китай решил заглядывать вместе с Россией, и тем самым будущим является привлечение стран ШОС и БРИКС. «В мае этого года мы с министром спорта России Олегом Матыциным приняли участие в заседании спортивных лидеров стран ШОС, на котором был принят план мероприятий по реализации соглашения о сотрудничестве между органами государственной власти государств-членов ШОС в области спорта на 2022-2024 годы. Игры БРИКС и встреча министров спорта стран БРИКС были учреждены Россией и Китаем соответственно. Как председатель БРИКС мы организуем Игры БРИКС в режиме онлайн, при активной поддержке и участии российского сообщества. А также благодаря впечатляющему выступлению российских спортсменов, продемонстрировавших спортивную мощь страны», — сказал Гао Чжидань.
Менять многолетние устои в спорте — дело непростое. Помощь понадобится любая
• • •
Если эти планы удастся осуществить, то произойдёт постепенное отделение условного «восточного» спорта от западного. Параллельная «Олимпиада» (под этим словом понимаем любое крупное мероприятие для ведущих спортсменов) должна как минимум обезопасить незападные страны от международной изоляции их спортсменов, а как максимум — привлечь спортсменов из «недружественных» стран вроде Израиля, Японии, Южной Кореи. В перспективе не исключено создание параллельных WADA, CAS и так далее, в умении копировать Китаю равных нет. Собственно, это и есть концепция многополярности, продвигаемая Россией и Китаем. Ещё один МОК, ещё одно WADA, ещё один CAS. Не вместо нынешних, а рядом с ними.
Новый «восточный» спорт первое время может не привлечь крупных спонсоров из не прозападных стран, но спорт в России и Китае всегда был государственным, поэтому все процессы в спорте будут обеспечены бюджетным финансированием и госгарантиями с привлечением частных спонсоров из стран БРИКС и ШОС. Такой принцип совместного участия в финансировании сейчас действует в России и Китае по отдельности, где спорт поддерживают местные компании.
Предварительный потенциал для демонополизации спорта
• • •
Речь не идёт о немедленном отказе от участия России и Китая в западной нынешней Олимпиаде и мировых первенствах, но для сохранения спорта внутри не прозападных стран такие защитные меры принимаются. На форуме «Россия — спортивная держава» в сентябре Матыцин заявил следующее: «Мы движемся по пути построения суверенной системы российского спорта, и приоритеты государственной политики по развитию отрасли направлены на это. Основной тезис — опора на собственные силы, ресурсы и компетенции, воспитание здоровой патриотичной нации. Но мы не собираемся закрываться, мы открыты к сотрудничеству, несмотря на санкции. Мы видим, что МОК воспринимает доводы российской стороны. И уже в ближайшее время международной спортивное пространство откроется и для России, и для Белоруссии». Даже если Россию и Белоруссию допустят к мировому спорту прямо сейчас, проблема односторонней санкционной политики Запада останется открытой. Поскольку все правила в международных федерациях придумываются западными юристами, они и уполномочены трактовать их на свой лад.
Процесс перестроения системы незападного спорта займёт годы, одномоментного ничего не будет, тем не менее, старт уже положен. После 24 февраля российский и белорусский спорт был изолирован просто из-за национальной принадлежности, поэтому это не могло не насторожить другие спортивные державы, у которых есть свои нерешённые территориальные проблемы.