Уругвайский «Ливерпуль», эквадорская «Барселона» и другие тёзки европейских топ-клубов
На днях экс-нападающий «Ливерпуля» Луис Суарес вновь стал чемпионом Уругвая спустя долгих 16 лет. Чтобы завоевать титул, Суаресу пришлось в составе «Насьоналя» обыграть…«Ливерпуль». Правда, это был «Ливерпуль» из Монтевидео и носил он чёрно-синие цвета.
Уругвай, как и все государства Латинской Америки, построен эмигрантами. И на клубном футболе этой страны этот факт отразился максимально ярко! Возьмём всё тот же «Ливерпуль»: название ему было дано бывшими рабочими из Великобритании в честь одноимённого английского города и клуба. Правда цвета они взяли прямо противоположные традиционным мерсисайдским. Но с 2006 года клуб ввёл полностью красную гостевую форму, чтобы подчеркнуть преемственность уругвайской команды и английского клуба.
И подобное в уругвайском первенстве сплошь и рядом. Например, чемпион сезона 2013/14 название клуба «Данубио», ненадолго прервавшего гегемонию «Насьоналя» и «Пеньяроля», в переводе означает «Дунай». Нетрудно догадаться, что основан он был выходцами с Балканского полуострова, а именно – из Болгарии. Это не помешало клубу воспитать самого знаменитого «китайца» южноамериканского футбола – Алваро Рекобу.
Да и самый именитый клуб уругвайского футбола «Пеньяроль» отразил в названии топоним Старого Света. Название клуба происходит от итальянского города Пинероло в Пьемонте. Выходцы из тех мест поселились в предместье Монтевидео, которое вскоре начали именовать в честь родного города.
А вот уругвайский клуб «Бостон», как ни парадоксально, никакого отношения ни к городу Бостону, ни к чаепитиям не имеет. Да и вообще никакой эмигрантской предыстории. Основатель команды дал ей имя по названию принадлежащего ему швейного ателье «Sastrería Boston». Такой вот маркетинговый ход почти за век до «Ред Буллов».
С «Ливерпулем» из Монтевидео мы разобрались. Но в одноимённом английском городе два клуба, а портов в Южной Америке и того больше. В 1909 году английский иммигрант Дэвид Фоксли решил основать футбольный клуб в прибрежном регионе Вальпараисо в Чили. Фоксли и его соратники выбрали для команды название «Эвертон», что неудивительно – в те годы клуб из синей половины Ливерпуля был одним из сильнейших в мире. С точки зрения успешности английский клуб, несомненно, имеет преимущество, но его чилийский тёзка тоже кое-чего добился. Если первый девять раз становился чемпионом Англии, то команда из Винья-дель-Мар имеет на своем счету четыре титула в чилийской лиге.
Интересный факт: два «Эвертона» стремятся поддерживать связи между собой. Например, в 2010 году, к столетию чилийской команды, они сыграли на «Гудисон-парке» товарищеский матч.
Бразильцы, казалось бы, сами по себе являются законодателями мод в футболе, но, тем не менее, история с заимствованиями не обошла и их стороной.
В 1924 году рабочие хлопчатобумажной фабрики Родолфо Креспи в Сан-Паулу создали собственный футбольный клуб и назвали его сначала «Экстра Сан-Паулу», через год переименовавшись в «Футбольный клуб хлопчатобумажной фабрики Родолфо Креспи». Пять лет спустя в клубе поняли, что это название не вписывается в стремительно развивающийся мир футбола и переименовались…в «Ювентус». Правда бразильцы сразу стали читать это слово на португальский манер, так что сейчас все знают эту команду как «Клуб Атлетико Жувентус». Название для клуба было выбрано потому, что Креспи был фанатом итальянского «Ювентуса». Удивительно, но цвета клуба были выбраны тёмно-бордовые в честь главного соперника итальянского клуба «Торино», любимого клуба сына президента – Адриано. Такой вот забавный способ удовлетворить вкусы и отца, и сына!
В отличие от своего итальянского тёзки, который выиграл почти всё, что можно выиграть дома и за рубежом, бразильский «Юве» всё ещё на пути к первым большим трофеям. Клуб лишь раз выигрывал чемпионат штата и становился чемпионом Серии Б.
После испанской колонизации Америки кажется вполне естественным, что по ту сторону Атлантики существуют клубы с названиями, вдохновлёнными командами «Старого Света». «Барселоны» из эквадорского города Гуаякиля, пожалуй, самый известный из них.
Основал его в 1925 году Эутимио Перес, эмигрант из каталонской столицы. С эмблемой клуба Перес не заморачивался и на протяжении многих десятилетий команда использовала оригинальный герб испанской «Барселоны». Лишь в 1955 году эквадорцы слега видоизменили герб, но и в новой версии его легко спутать с эмблемой «старшего брата». За 90 лет своего существования гуаякильская «Барселона» стала самым популярным клубом Эквадора, выиграв 14 чемпионских титулов. Кроме того, это единственный клуб страны, дважды пробивавшийся в финал Кубка Либертадорес.
Интересный факт: эквадорская «Барселона» открыла в 1987 году свой новый стадион — «Эстадио Монументаль» — матчем именно против испанской «Барселоны», причём эквадорцы выиграли со счетом 1:0. Стадион вмещал 90 000 человек и был вторым по величине в Южной Америке до реконструкции в 2011 году под современные требования.
Лондонский «Арсенал» тоже имеет множество последователей в мире. Да, это будет история не о тульском клубе, который стал называться «Арсеналом» лишь в конце XX века. Тем более, что клуб из Саранди, пригорода Буэнос-Айреса, роднит с лондонским «Арсеналом» не только название, но и история — у обоих поблизости были военные арсеналы. «Арсенал де Саранди» был основан в 1957 году группой игроков во главе с двумя братьями: Эктором и Хулио Умберто Грондона. Все они были фанатами разных грандов аргентинского футбола, поэтому цвета «Арсенала» стали компромиссом: сочетание голубого цвета «Расинга» и красного цвета «Индепендьенте». Дизайн футболок с диагональной полосой на футболках был взят у другого топ-клуба — «Ривер Плейта». В итоге вышла смесь не хуже, чем у бразильского «Юве».
Клуб долгое время прозябал в низах аргентинского футбола в отличие от своего основателя. Хулио Умберто Грондона в 1979 году стал президентом Аргентинской футбольной ассоциации и оставался на этом посту четверть века, вплоть до своей смерти в 2014 году. Он также успел потрудиться на посту вице-президента ФИФА. Семья Грондоны до сих пор управляет клубом, а домашний стадион назван в его честь.
«Арсенал де Саранди» впервые вышел в аргентинскую Примеру лишь в 2002 году и вскоре вошёл в эпоху расцвета, победив в Южноамериканском кубке в 2007 году, а через 5 лет став чемпионом и обладателем Кубка Аргентины.
У миланского «Интера» тёзок в мире футбола очень много: от Финляндии до Словакии, от Андорры до солнечного Майами у «нерадзурри» есть последователи. Не говоря уж о целой россыпи «Интернасьоналей» в Бразилии.
Расскажу самую на мой взгляд забавную историю появления подобного названия на футбольной карте. Хорватская команда из города Запрешича поначалу коллекционировала самые типичные названия для клубов: сначала по названию реки, текущей через город, он был назван «Сава», чуть позже был переименован в честь национального героя в «Елачич», а при социализме получил отраслевое название «Югокерамика».
После распада Югославии завод «Югокерамика» сменил название на политически нейтральное «ИнКер» (сокращение от Industrija keramike), а вслед за ним и клуб. А через некоторое время в названии незаметно изменилась одна буква. Крошечное изменение – и сразу получилось имя, которое давно на слуху в футбольном мире.
Несмотря на отсутствие большой коллекции трофеев (лишь один Кубок Хорватии и однажды – серебряные медали чемпионата), «Интер» из Запрешича известен в футбольном мире, благодаря умению давать путёвку в жизнь будущим звёздам. Лука Модрич, Деян Ловрен, Эдуардо и Ведран Чорлука набирались в своё время опыта в стане «гончаров».
Автор текста – Даниил Шульман-Симаков
Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на меня в Telegram. Там я ежедневно публикую интересные авторские материалы: https://t.me/rock_n_ball