Бела Гуттман. От венгерской звезды до проклятия «Бенфики»
Бэла Гуттман. Тот самый тренер, из-за проклятия которого португальская «Бенфика» до сих пор не может отведать игристого из какого-нибудь, даже самого захудалого Кубка Конференций. Именно он, после сумасшедшего триумфа в Кубке Чемпионов, не договорившись о деньгах, произнес фразу, что ведомая им «Бенфика» больше никогда ничего не выиграет на европейском уровне. Португальский гранд до сих пор «выполняет» волю давно усопшего венгерского еврея Гуттмана. А сам Бэла имел на своем счету витиеватую футбольную карьеру.
Победное шествие началось в родной Венгрии, где ему удалось дважды стать чемпионом в составе клуба МТК. В 1922-м году он вынужден был покинуть Венгрию, так как с приходом к власти Миклоша Хорти в стране резко усилились антисемитские настроения. Гуттманн перебрался в Вену, где играл за местный еврейский клуб «Хакоах», с которым в 1925 году выиграл чемпионат Австрии. На волне успеха и популярности в еврейской общине «Хакоах» пригласили в турне по США. По окончание гастролей Гуттманн вместе с некоторыми игроками клуба, решили остаться в Америке. В течение шести лет, проведенных в США, Гуттманн успел поиграть в пяти различных командах. А вместе с «Нью-Йорк Акоах» в 1929-м году Гуттманн завоевал Кубок США. Интересно, что окончание карьеры в Штатах в 1932 году, совпало с незаладившимся гешефтом на бирже. Бэла прогорел на ценных бумагах. На этом турне и жизнь «за океаном» закончились.
Бэле пришлось возвращаться в Европу, где евреев, мягко говоря, не особо ждали. Он вернулся в Австрию, где возглавил свой бывший клуб - венский «Хакоах». Жизнь в годы Второй мировой войны долгое время было покрыто тайной, а сам Гуттман крайне не любил разговаривать на подобные темы. Там было все: и концлагерь, и нищета, и выживание, и восстание из пепла. После войны Гуттманн много кочевал по футбольным клубам, и до Португалии успел потренировать клубы из Кипра; Италии, где работал с «Миланом»; Бразилии, в которой возглавлял «Сан-Паулу». С бразильским клубом Гуттманн выиграл одноименный чемпионат штата. Именно в «Сан-Паулу» он начал применять новую для всех схему 4-2-4. Наконец в 1958 году он перебрался в Португалию.
В 1958 году он принял предложение португальского «Порту» и сходу завоевал с командой чемпионское звание. Тут же последовало предложение от другого португальского гранда – «Бенфики» и Гуттман дал согласие на переход. Победное шествие продолжилось. Возглавляемая им «Бенфика» трижды выигрывала чемпионат страны и дважды подряд Кубок европейских чемпионов. Именно под его руководством блистал любимец всей Португалии Эйсебио, главная ударная сила «Бенфики». В какой-то степени «заочным наставником» и примером Гуттманна был Густав Шебеш, тренер «золотой сборной» Венгрии 50-х годов. Шебеш использовал схему 3-2-1-4, в которой идеально чувствовал себя и мог проявить все свои умения легендарный Ференц Пушкаш. Данная схема у Гуттманна со временем превратилась в 4-2-4, и вскоре принесла славу «Бенфике».
В финале Кубка европейских чемпионов в 1961 году в Берне «Бенфика» в драматичном поединке победила «Барселону» со счетом 3:2, а через год одолела пятикратного обладателя КЕЧ - мадридский «Реал». Однако затем отношения Гуттманна и «Бенфики» резко испортились. Трижды выиграв чемпионат страны и дважды подряд став обладателем КЕЧ, Гуттманн обратился к новоиспеченному президенту клуба Антониу Виталу с достаточно закономерной просьбой - повысить зарплату. Витал решил отказать, после чего Гуттманн покинул клуб, а на прощание сказал, что в следующие сто лет «Бенфика» без него никогда не выиграет еврокубок.
Как венгр советую Вам писать "Бела", а не "Бэла". Это и фонетически ближе к венгерскому произношению, и русской традиции более соответствует.