5 мин.

Уравнение тёмного вымысла

По всей крупнокалиберной Европе после мартовского благоразумия за золото грызутся только две команды. Бубонная чума «сливок и гранат» (плохих и хороших) оккупировала даже прежде неприступную общим тенденциям Францию. А где линия фронта? У нас, евроазиатов – русских, турков – свой взгляд на интригу, под названием «Осади». Кое-что непредвиденное намечается у португальцев, впрочем, в традиционном для них жанре триптиха. Сумеет ли «Брага», набитая браком из вечных грандов, стать третьим чемпионом вне святой троицы португальского футбола – наверное, важный исторический и нравоучительный вопрос. Настоящее многоголосие, доходящее иной раз до музыкального напряжения микрополифонии, развернулось в Голландии. Когда такое было? Я не помню и не знаю.

Тот, кто пропустил голландские события мимо отделов мозга, заглянет сейчас в таблицу и наденет на лицо лёгкий прищур – алкмарцы с амстердамцами заметно верховенствуют, и дальше, надо полагать, заткнут конкурентов. Драматургическая чума орудует поблизости, такое может произойти, но в данный момент это оптический обман. Потому что логика текущего соревнования до сих пор утверждала обратное: если ты выше, уступи место ближнему; если ты выиграл сильного – проиграй слабому.

В соответствии с негласным правилом всему находить притянутые за уши ассоциации, шестерых соискателей лигочемпионского SOS-бабла и заодно почётных медалей следует поделить на два джаз-бэнда. В одном – успешные музыканты, признанные маэстро, поддавшиеся естественному растлению, предлагаемому жизнью в виде героина и прочего. В другом – оркестр талантливых, но склонных к чужой дисциплине голодранцев, поступивших, словно в секту, на идейную службу гуру-дирижёру, разговаривающему то ли с Богом, то ли с шизофренией. Проблемы и достижения двух ансамблей не соприкасаются.

Ритм игры первого джаз-бэнда на барабанах отмеряет «Твенте». Ровное постукивание, тарелки расслабленно звенят, отмечая попадание очков в аккуратную дырку поросёнка-копилки. В случае с «Твенте», самым стабильным коллективом страны, возникает такое ощущение, что и тренер им не нужен, и суперигрок – они каждый год новые, ритм давно задан и по-своему неотвратим. Скоро, впрочем, барабанщику-виртуозу по имени Ко становится скучно, и, замаскировав свои движения под иное ритмическое клише, он опускает одну руку рядом с педалью, где у него припрятан крепкий алкоголь на ваш выбор. Процедура учащается, а с ней проваливается в бездну нейронов и координация ударов. В обречённой попытке вернуть ритм в прежнее состояние, пока не стало слишком поздно, вместо виртуоза ставят проверенный метроном марки Макларен. Всё действительно налаживается. На то короткое время, пока не становится ясно, что метроном не адекватен творящемуся вокруг произволу и тем самым только добавляет непредсказуемости в свирепеющий хаос своим незыблемым порядком.

Откуда произвол? На тенор-саксофоне выступает «Аякс»! Если бы он не являлся негром, можно было бы отметить его бордовые надувшиеся щёки. Он импровизирует. Скоро, впрочем, становится ясно, что его импровизация обречена на самоповтор. Одно дело – импровизировать, и другое – как, откуда взять эту импровизацию? Из однажды случайно пройденного. Это страстная какофония, невнятное сопение в решающие моменты и триумфальное возвращение консервативных духоподъёмных гармоний подобных «фанфарам обычному человеку», что торжественно звучат на Амстердам-Арене. Саксофонист не адекватнее метронома понимает происходящее, но у него есть большое преимущество над ритм-секцией – отсутствие необходимости быть адекватным. Причина его метаний в семейных разборках. Эта традиция ведёт в 1974 год, бессонную ночь перед финалом Чемпионата мира по футболу, когда всемогущий Круифф оправдывался перед женой за газетный скандал.

ПСВ это бас. У него есть пышные усы и тёмные очки. Во рту – вкус кислоты. Бедняга бас ни в чём не виновен, просто его никто не слышит как что-то самостоятельное. У него никак не получается сыграть первую скрипку, хотя именно его инструмент к ней наиболее близок. И когда шумовой порог возрастает, у него просто нет шансов. ПСВ всегда в составе и всегда не имеет значения. Знал бы бас, что кое-где ему раздолье.

Завершая приторное иносказание, встречаем трёх дирижёров. У каждого из них свои подопечные, но только один из этих троих скрыто руководит всем оркестром, бросившим вызов склочному джазу маэстро. Тот, чей принцип победит.

Рон Янс в «Херенвене» по-газзаевски рычит: всё, ребята, намучались – я ухожу, играйте в футбол. И поскольку команда там в общем-то будь здоров собралась, они играют от души. Ну бывает, получат встречный в челюсть. Без последствий.

Рональд Куман концентрирует коллектив «Фейеноорда» на себе, но не столько прививает ему свои измышления об игре, сколько высвобождает и направляет энергию. Игроцкая мафия, лояльно впитывавшая неудачи и затевавшая тренерские перевороты в качестве Сублимации, теперь самозабвенно, как в репетициях перед зеркалом, сжимает горло соперникам. Рафаэль ван дер Ваарт, лидер лучшей до сих пор кумановской команды, в ответ на вопрос «Кто лучшие тренеры, с кем вам приходилось работать?» называет Ко Адриансе и ван Бастена.

Одна из жертв роттердамской мафии Гертъян Фербеек разборчивее остальных ставит подпись под своим проектом. Сейчас именно он – гуру. Окончательно очевидно, что АЗ - главное, неприкрыто героическое достижение голландского футбола сезона 2011-12. Речь о стоянии в Удине после удаления и пенальти на второй минуте игры.

Тут надо вспомнить, как шли дела в Алкмаре до пришествия Фербеека. Во второй половине нулевых из АЗ стали делать серьёзный клуб. Домой приехал разбитый (теоретически) Луи ван Гал и за несколько лет сделал чемпиона страны. На этом всё: Луи ушёл, потом ушли деньги. Тот же Куман продержался с чемпионами полгода. Первый сезон Фербеек провёл просто хорошо. По итогам у АЗ изъяли вратаря сборной Аргентины Ромеро, вождя-капитана Схаарса, бомбардира Сигторссона. Никаких проблем. Ввести коллективную ответственность за голы, Махера и Альварадо.

Все противостояния Франка де Бура и Фербеека уже состоялись. Это две ничьи в чемпионате, с неизменно отыгрывавшимся де Буром. И странная переигровка в кубковом турнире, которая закончилась домашним поражением «Аякса», правда, в самый неудачный для него период. Переломить ту ситуацию Франку де Буру удалось благодаря победной серии против не очень сильных соперников. Очень важной стала победа в Манчестере. «Аякс» отнял право решающего гола на последних минутах, Гола Воли - того, что оставалось с «Ман Юнайтед» даже в конфузных встречах этого евросезона, и что позволило им успокоить пульс до состояния крокодилов в Амстердаме. Дело ещё и в том, что де Буру в ходе сезона ни разу не удалось выиграть у равносильного оппонента – только ничьи. После Манчестера уже обыгран ПСВ и появилась надежда на успех в Энсхеде. Де Буру вновь пришлось расстаться со всеми посторонними амбициями, чтобы вернуться в чемпионский джаз.

Наконец, два слова о Лиге чемпионов для самых маленьких. Не все в курсе, но у ЛЧ с этого сезона клонирован младший брат для юношеских команд до 19 лет. В четвертьфинале Аякс А-1 поехал в Барселону и отчего-то вдруг уделал представителей лучшей школы мира 3:0. В полуфинале осмотрели Ливерпуль, ну и отгрузили 6:0 местным, которые тоже под присмотром каталонского специалиста. Не бойтесь, в лондонском финале аяксиды продули интеристам по пенальти. Интеристы знали как побеждать при меньшем мастерстве. Нужно уметь проигрывать – ждём интеристов во взрослом футболе.