11 мин.

Триумф Поццо и тень «дуче». Как Италия выиграла Чемпионат Мира в 1934 году

Успех первого мирового первенства окончательно утвердил тезис проводящей организации о том, что этот турнир будет проходить на регулярной основе, как и планировалось – каждые четыре года. Если в 1930 году Жюлю Риме пришлось буквально уговаривать национальные команды принять участие, то теперь от желающих не было отбоя.

Перед руководством Федерации по-прежнему стоял вопрос выбора места проведения. Чемпионат однозначно должен был пройти в Европе, и исполкому пришлось выбирать между благополучной по ключевым параметрам Швецией и диктаторской Италией, в которой с 1922 года заправлял Бенито Муссолини, за 12 лет успевший расправиться со всеми политическими оппонентами и принудить народ к послушанию массовыми репрессиями.

Процесс затянулся, потребовалось целых 8 заседаний, прежде чем решение было принято на очередной встрече в Стокгольме 9 октября 1932 года. Италия была выбрана принимающей страной, а голосование при этом не проводилось вовсе, и уже тогда ФИФА попала под подозрение – уж не подкупил ли "дуче" функционеров? Еще в момент переговоров появились слухи о незаконных платежах и даже запугивании со стороны членов правительства Муссолини. Накануне голосования глава итальянского футбола Джованни Мауро заверил ФИФА, что любые убытки по организации турнира в Италии будут покрыты государством. Будучи организацией, которая судит об успехе любого предприятия по прибыли, Федерация незамедлительно предоставила Италии право принимать у себя второй Кубок мира. Какие давние традиции у этой структуры…

Правительство Италии объявило, что бюджет турнира составит 3,5 миллиона лир, и щедрость Муссолини ясна и понятна. Чемпионат мира мог стать инструментом мощной пропаганды его режима - диктатор хотел показать остальному миру, насколько эффективным, организованным и продуктивным может быть его фашистское общество. Нечто подобное провернул и Гитлер с Олимпиадой позже.

Как только решение было принято, Муссолини приступил к делу. Реклама Мундиаля, от плакатов до почтовых марок, посвященных грядущему событию, заполонила итальянские улицы и полки магазины. Изображение Геркулеса, стоящего над футбольным мячом с вытянутой в фашистском приветствии рукой, было очень распространено. Обладавший тягой к театральным эффектам "дуче" даже устроил показательную "охоту" за билетом на матч открытия, помелькав в очередях в кассу, прежде чем занять специально подготовленное место в королевской ложе. Надо сказать, Бенито не был заядлым футбольным фанатом, но мгновенно стал "тиффози номер один". В любом случае, он понимал, что статус страны-хозяйки может способствовать победе Италии, и в дальновидности ему не откажешь.

За несколько недель до начала чемпионата мира 1934 года Поццо принял одно из самых смелых решений в истории итальянского футбола. Луис Монти и Анджело Скьявио ненавидели друг друга – они едва не подрались во время южноамериканского турне в 1929 году и впоследствии неоднократно цапались на полях Италии. Апогея их конфликт достиг в 1932 году, когда Монти, выступавший за "Ювентус", проехал шипами по колену Скьявио, лежавшего на газоне. "Юве" сумел перевернуть тот матч против "Болоньи" и, в конечном счете, взял скудетто, а Скьявио назвал Монти "преступником" – серьезное оскорбление на то время! Когда они прибыли в тренировочный лагерь сборной, Поццо объявил ошеломленной команде, что Монти и Скьявио будут жить в одной комнате в течение следующих двух месяцев.

Вызвало недоумение и еще одно решение Поццо - кадровое. Вопреки советам своих коллег, за несколько недель до объявления заявки тренер отправился в грязную римскую таверну, чтобы найти там Аттилио Феррариса. Жесткий полузащитник не играл за Италию в течение 18 месяцев, а после того, как его выставили из "Ромы" в марте 1934 года по дисциплинарным соображениям, впал в алкоголизм и азартные игры. "Немедленно бросай свои сигареты, вино, бильярдный кий и иди за мной – у тебя есть шанс сыграть на чемпионате мира", – сказал тогда Поццо, и это предложение мигом выбило из головы Феррариса всю дурь. На тренировочных сборах, по словам самого "старого мастера", этот парень был "в лучшей форме среди всех".

Особенно примечательна история Луиса Монти, который четырьмя годами ранее играл в финале чемпионата мира с Уругваем. Уникальный случай в истории! Кстати, с Монти связана еще одна занимательная вещь, о которой позже поведала внучка полузащитника. Оказывается, Монти оба финала играл с громадным психологическим давлением. В Уругвае он получал угрозы от фанатов соперника, которые обещали расправиться с его семьей в случае победы Аргентины, а в Риме опасность угрожала ему самому – приспешники Муссолини запугивали сборную Италии репрессиями в случае неудачи. "Он рассказал нам, что перед матчем с Чехословакией в 1934 году в раздевалку пришел человек с сообщением от "дуче", в котором говорилось, что если мы не выиграем, то будут последствия. В 1930 году в Уругвае они хотели причинить ему боль, если он победит. В Италии четыре года спустя они хотели причинить ему боль, если он проиграет, такова ирония судьбы", – вспоминает Лорена Монти в интервью официальному сайту ФИФА. Действительно ли Муссолини собирался посадить всю команду в тюрьму или сотворить чего покруче, мы никогда не узнаем…

В первый и последний раз стране-хозяйке пришлось участвовать в квалификации. Как вы понимаете, греки, единственный соперник итальянцев, были приговорены. На стадионе "Сан-Сиро" римляне показали эллинам, кто тут империя (4:0). Дважды повторять не пришлось – ответный матч в Афинах не состоялся из-за осознания греческой команды всей безысходности ситуации.

Высокомерные британцы чопорно тупили изображали безразличие ко всему происходящему. ФИФА предложила Англии и Шотландии по прямому билету в финальный турнир, но получила отказ. Член комитета Футбольной ассоциации сэр Чарльз Сатклифф назвал ЧМ "шуткой" и заявил, что "национальным ассоциациям Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии вполне достаточно выступлений на собственном международном чемпионате - намного более сильном, чем чемпионат мира в Риме".

Получив искомое количество участников, организационный комитет наконец смог провести Кубок по олимпийской системе с матчами на вылет. Именно поэтому на выходе получился очень скоротечный турнир – команды, выдавшие всего 17 матчей, уложились в 15 дней, если быть точными. Чемпионат проходил сразу в восьми городах, так что с самой первой стадии все игры каждого раунда проходили одновременно по расписанию.

Мощно стартовали хозяева, в Риме разгромившие США с самым крупным счетом, зафиксированным на турнире (7:1). Хет-трик оформил Скьявио, дубль на счету Орси, еще по голу провели Феррари и Меацца. Как отметил корреспондент "Нью-Йорк Таймс", "только прекрасная игра в воротах Джулиуса Юлиана уберегла американцев от еще более крупного поражения".

Внутренние споры в сборной Аргентины привели к тому, что ее представляли, по сути, любители, и в команде не оказалось ни одного финалиста прошлого розыгрыша. Тем не менее, "альбиселесте" дважды выходила вперед в поединке со Швецией в Болонье. Дважды скандинавы отыгрывались благодаря голам Йоханссона, а на 79-й минуте лидер "желто-синих" Кнутте Крун поставил точку – 3:2. Компанию аргентинцам составили и бразильцы, привезшие в Италию третий состав (исключая разве что Леонидаса) и закономерно уступившие Испании (1:3) в Генуе. Египет отчаянно сопротивлялся венграм, в первом тайме отыгравшись с 0:2, но после перерыва голы Винче и Толди выбросили "фараонов" из сетки. Швейцария в равной борьбе одержала победу над Нидерландами (3:2), Чехословакия едва не споткнулась на Румынии, но отреагировала на мяч Боя голами Пуча и Неедлы (2:1), Германия перевернула игру с бельгийцами во второй половине с голом Кобьерски и хет-триком Конена (5:2), а в Турине, где встречались один из фаворитов турнира, Австрия, и Франция, впервые в истории понадобилось дополнительное время. Основное закончилось вничью, когда на гол Жана Николя точным ударом ответил Синделар. В экстра-таймах подопечные Майзля забили дважды, а французы попали в цель только раз. Единственный раз до сегодняшних дней четвертьфиналы состояли исключительно из европейских команд.

В четвертьфинале впервые в истории понадобилась переигровка – такой вариант предусматривал регламент на тот случай, когда основное и дополнительное время не выявляли сильнейшего. Во Флоренции Испания дала бой хозяевам, открыв счет после удара Регейро. Итальянцам удалось восстановить равновесие, когда Феррари первым подоспел на отскок, в то время как Скьявио заблокировал испанского вратаря Рикардо Самору (1:1). Поединок этот печально известен чрезвычайно грубой игрой с обеих – несколько игроков были вынуждены покинуть поле из-за травм, а итальянский полузащитник Марио Пицциоло даже получил перелом ноги. Испанскому тренеру пришлось внести семь изменений в стартовый состав на следующий день, когда состоялась переигровка!

Повторная встреча также изобиловала грубыми фолами и неоднозначными судейскими решениями в пользу хозяев. Так, уже в первые пять минут Эральдо Монцельо срубил в штрафной Босха, но пенальти назначен не был, а сам Босх покинул поле досрочно, оставив товарищей в меньшинстве – замены все еще были запрещены. Вскоре Джузеппе Меацца открыл счет после углового, и этот гол оказался единственным в матче (1:0). Испанцы даже вдесятером не сдавались: дважды во втором тайме мяч залетал в сетку ворот Комби, но швейцарский арбитр Рене Мерсе отменил оба взятия ворот из-за офсайда и фола со стороны испанца. Судя по тому, что этого судью впоследствии дисквалифицировали, его решения едва ли были объективными.

В противостоянии Австрии и Венгрии верх взяли австрийцы (2:1), но битва была упорная! Йохан Хорват и Карл Зищек вывели команду Майзля вперед, однако после перерыва венгры сравняли счет с пенальти, и долгое время интрига сохранялась, пока удаление Имре Маркоса и травма Иштвара Авара не ослабили Венгрию. Кстати говоря, в этой же игре Хорват, опытнейший форвард "вундертим", получил повреждение, которое помешало ему сыграть против Италии в полуфинале.

Германия билась со шведами под проливным дождем, и решающую роль здесь также сыграла травма. Когда поле покинул Эрнст Андерссон, Хоманну удался дубль; усилий Швеции хватило же только на один результативный ответ (2:1). Чехословакия минимально одолела Швейцарию (3:2), а победный мяч забил Неедлы.

3 июня состоялись полуфинальные поединки. Чехословакам предстояло сразиться с немцами. Это была борьба двух стилей. В то время как Германия опиралась в большей степени на физическую мощь, команда Карела Петру, состоявшая преимущественно из игроков пражских клубов "Славия" и "Спарта", демонстрировала техничный футбол. Чехи открыли счет в середине первого тайма и до истечения часа сохраняли преимущество усилиями великолепного Франтишека Планички. Впрочем, и он ничего не смог поделать с выстрелом Ноака на 62 минуте. Однако, сравняв счет, немцы лишь раззадорили Олдржиха Неедлы, который забил еще дважды и оформил таким образом хет-трик (3:1).

В Германии до сих пор уверены, что судейство Ринальдо Барлассины и близко не было объективным. Сам факт назначения на игру итальянского арбитра, чья нация имела неоспоримый личный интерес, о многом говорит. Барлассина, как утверждается, был настроен особенно патриотично в тот день, приняв ряд спорных решений в пользу Чехословакии, которая априори была более подходящим соперником для "Скуадры".

По другой версии, Муссолини, напротив, мечтал о финале Германия – Италия как о ярчайшей рекламе идеологии, победившей в тот момент в этих странах. Поди разбери теперь, чего на самом деле хотел "дуче" - да и есть ли смысл в этих спорах сейчас, когда уже известно, кто выиграл…

Во втором полуфинале, проходившем на "Сан-Сиро", Италию и Австрию хорошенько полоскало ливнем, что было на руку подопечным Витторио Поццо – австрийцы, привыкшие играть в короткий пас, лишились возможности контролировать мяч. Итальянцы быстрее приловчились к погодным условиям и в одном из эпизодов добились своего. Все тот же Меацца, легендарная личность для Италии, помешал вратарю соперника зафиксировать мяч, тот отлетел в штангу, и первым на добивании оказался Энрике Гуайта. Во втором тайме настал черед совершать подвиги Джанпьеро Комби, пробить которого австрийцам так и не удалось (1:0). На самом деле, это был сенсационный результат – до Кубка мира 1934 года Италия обыграла Австрию лишь раз в 11 встречах.

В матче за третье место, важность которого уже тогда ставилась под сомнение, Германия переиграла Австрию (3:2). Оба тренера использовали неосновной состав, а сама игра знатно повеселила немногочисленных зрителей в Неаполе. Здесь, например, был забит самый быстрый гол на турнире (25 секунд понадобилось Ленеру, чтобы огорчить Платцера).

На национальном стадионе перед глазами 55 000 зрителей, включая Муссолини и его свиту, при 40-градусной жаре происходила знатная заруба. Италия начала ярко, зажав Чехословакию на ее половине поля, но не сумев добиться своего в первом тайме. Главной причиной этого была великолепная форма Франтишека Планички, который потащил удары Меацца и Феррари. Кроме того Скьявио, оказавшись перед пустыми воротами, не попал в цель.

После перерыва подопечные Поццо намеревались продолжать в том же духе, но постепенно начали выдыхаться. Тут настал звездный час Антонина Пуча, который затерзал своими рывками оборону хозяев, выбыл на некоторое время из-за травмы, потом вернулся и за 19 минут до финального свистка убежал от Монцельо и пробил Комби диагональным ударом. Стадион встретил это событие гробовым молчанием.

В последующие минуты Иржи Соботка, а позже Франтишек Свобода упустили по хорошему шансу убить игру. Когда трибуны недовольно загудели, от национальной катастрофы "Скуадру" спас Орси, завершивший точным ударом фланговый проход. Команда Карела Петру последние минуты оборонялась, чтобы перевести игру в экстра-тайм, но через пять минут после возобновления игры Италия вышла вперед и своего уже не отдала, несмотря на три попадания чехов в каркас ворот.

Судьбоносным стало решение Витторио Поццо по прозвищу Старый мастер ("Il Vecchio Maestro"). Бывший журналист задвинул Джузеппе Меаццу на привычный для него полуфланг, а в центр атаки перевел Анджело Скьявио, который и стал автором решающего гола. Такой фокус с переводом Меаццы тренер успешно опробовал в товарищеском матче с Германией годом ранее.

Кубок Жюля Риме вручил капитану "Скуадры Адзурры" Комби лично Бенито Муссолини, мрачная фигура которого навсегда бросила тень на этот успех итальянской команды, защитившей титул через 4 года во Франции. Члены чехословацкой команды, несмотря на поражение, вернулись на родину героями