Почему Ла Лига круче АПЛ?
Нередко можно слышать мысль о том, что современная АПЛ это некий футбольный аналог НБА. И, надо сказать, сравнение это на редкость неудачное. Слово "национальный" в аббревиатуре НБА имеет буквальный смысл. Эта лига целиком и полностью основана на традициях американского баскетбола. Его же, американский баскетбол, она и обслуживает главным образом. АПЛ сегодня обслуживает всё что угодно, но только не английский футбол. Слово "английская" с каждым годом становится всё бо́льшей формальностью, а доминирующей идеологией лиги стал импорт. Импорт всего: игроков, тренеров, спортивных директоров. Наверное и до уборщиков дело в итоге дойдёт, в футболе ведь мелочей не бывает. Всё это точно не вчера началось, но с нынешним гигантским телеконтрактом обрело новую силу, и теперь можно уверенно говорить о том, что АПЛ уже не просто не обслуживает, а конкретно гробит национальный футбол. И так уровень местных тренеров был темой для анекдотов, а теперь он уже точно не вырастет. Потому что английских специалистов будут последовательно вытеснять куда-нибудь в Чемпионшип и ниже. Пока ещё есть какие-то возможности. Особенно для тех, кто сделал себе громкое имя в качестве футболиста. Для многих клубов АПЛ подобное назначение – хороший PR ход. Но и эти возможности будут постепенно исчезать. Не может начинающий тренер конкурировать с Карло Анчелотти. Не может и не должен. Но ведь совсем недавно того успешно заманили в Эвертон. Где гарантия, что не заманят в Фулхэм спасать от вылета? Денег-то хватит.
Ситуация с игроками тоже вполне красноречивая. Общее количество легионеров в лиге вот-вот перевалит за две трети. По некоторым данным уже перевалило. Массовая покупка иностранных футболистов более не является привилегией условной "большой шестёрки". Менеджеры Вест Хэма, Лидса и Ноттингем Фореста уже в это трансферное окно успешно освоили бюджеты и накупили игроков почти на триста миллионов фунтов. Отовсюду – из Германии, из Франции, из Нидерландов, из Австрии. И действительно – а чего тут думать? Тут трясти нужно. Мало две трети? Такими бодрыми темпами будет и три четверти. А с учётом того, что английские футболисты не особенно рвутся попробовать себя где-то ещё, количество тех, кто способен выступать на сколь-нибудь высоком уровне, может легко скукожиться до какой-нибудь "золотой сотни" в ближайшие пять-шесть лет.
Если расчёты верны, то примерно здесь некий рандомный школьник решает, что читать до конца не стоит, и уже, высунув язык, строчит коммент примерно следующего содержания: "АПЛ рулит! Автору срочно смотреть таблицу коэффициентов УЕФА". И ведь не поспоришь. АПЛ действительно возглавляет список сильнейших европейских лиг. Именно поэтому, кстати, в заголовке написано "круче", а не "сильнее". Ну хорошо, пускай национальный футбол это такой неизбежный collateral на пути к созданию лучшей лиги мира. Ну чем-то же нужно жертвовать, правда? Только вот сильнее АПЛ стала на чуть-чуть, а разница в клубных тратах после всей этой эпопеи с ковидом стала измерятся десятизначной суммой. При этом на поле разницы такого масштаба точно не видно. Ну и где же этот миллиард? Ответ на самом деле на поверхности, нужно просто перестать думать, что большие деньги сами по себе привлекают лучших. Большие деньги привлекают не лучших, они привлекают всех. И в АПЛ хлынуло всё: на каждого мастера калибра Де Брёйне приходятся тонны футбольного ширпотреба. Вот там этот миллиард и стоит искать. Но главное даже не в этом. Главное в том, что важнейшим показателем любой системы является её устойчивость. И возникает закономерный вопрос – а что будет с АПЛ, если там случится некий кризис, пусть даже не очень масштабный? От этого же никто не застрахован. Что будет, если в какой-то момент лишнего миллиарда не найдётся? Или УЕФА придумает очередную уравниловку. Или в самой Англии по каким-то причинам вдруг решат серьёзно ужесточить критерии получения разрешения на работу. Что тогда?
И вот здесь вновь всплывает тема национального футбола. Нужно чётко понимать, что это не просто кость, брошенная простому болельщику с его незатейливым желанием видеть побольше "своих" на поле. Нет, национальный футбол это, в том числе, такой резервный генератор, который позволит протянуть пока подачу энергии не восстановят. Вот здесь Ла Лига круче. Ла Лигу можно бить лопатой наотмашь. Она конечно это почувствует, и на результатах это скажется, но удары эти она выдержит. Процент легионеров в испанском чемпионате держится на уровне примерно 40%. Для топовой лиги это прекрасный показатель особенно с учётом того, что существует гигантский рынок Латинской Америки, откуда на Пиренеи по понятным причинам едут довольно охотно. Тем не менее большинство клубов предпочитают ориентироваться на внутренний рынок. Сначала он, потом всё остальное. Более того в Испании традиционно крайне серьёзно относятся к такому понятию как "клубная идентичность", и поэтому многие ориентируются непосредственно на собственную академию. В прошлом сезоне, к примеру, Атлетик Бильбао, Реал Сосьедад и Сельта составили первую тройку клубов из пяти ведущих чемпионатов, которые предоставили наибольший процент игрового времени своим воспитанникам. Помимо них прямо сейчас есть Валенсия, Осасуна, Эспаньол, Вильярреал, для которых собственные воспитанники также являются важнейшей частью селекции. Ну и Реал с Барселоной, разумеется. Два гранда, академии которых стабильно входят в число лидеров по количеству выпускников, играющих на высоком уровне.
Ориентирование на внутренний рынок и успешная работа с молодёжью в комплексе даёт Ла Лиге примерно триста местных игроков. Ещё полсотни играют в остальных четырёх ведущих европейских чемпионатах. Вот это солидный стратегический резерв. Да, сегодня АПЛ сильнее. В частности потому, что Манчестер Сити и Ливерпуль находятся на пике, а у Барселоны, к примеру, очень серьёзные проблемы. Завтра Гвардиола уйдёт, Барселона выздоровеет – и ситуация вполне может поменяться. Но вот это преимущество в собственных кадрах на дистанции будет работать в пользу Ла Лиги. Потому что при нынешних раскладах любому английскому клубу придётся тратить в три-четыре раза больше чем испанскому, чтобы получить то же качество. Причём тратить без всяких гарантий того, что это удастся сделать с первого раза. Лига, в основе которой не лежит сильный национальный футбол, всегда будет довольно искусственной. А значит уязвимой.
"Никому не интересны ваши осасуны с эспаньолами!" – школьник с высунутым языком со второй попытки всё же дочитал до конца и яростно стучит по клавишам. И опять не поспоришь. Испанский клубный футбол, как зрелище, штука крайне специфическая и зайдёт далеко не каждому. Если не брать матчи с участием Реала или Барселоны, то за каждым углом и под каждым камнем зрителя могут ожидать унылые 0:0. Ну или 1:1, где оба гола забиты с пенальти. А матчи Хетафе, хоть Бордаласа там уже нет, вообще нельзя смотреть людям со слабой психикой. А тут ещё и Кадис зачем-то не вылетел... Короче, всё сложно. Именно поэтому в следующий раз речь пойдёт о тех, кому "осасуны с эспаньолами" могут быть действительно интересны. Такие люди есть, но они сами об этом могут даже не догадываться.