5 мин.

Безнаказанное транжирство

Дело в принципе

Слово «дерби» в его футбольном понимании, как и многое в нашей жизни, сейчас сильно девальвируется от частого и неправильного применения. Каких «дерби» нам только не предлагают ради подогрева интереса к заурядным встречам. Наверное, именно поэтому появился новый термин «классическое дерби», обещающий сверхкачественный спортивный продукт.

Настоящее дерби может не быть зрелищным, но оно не может не быть принципиальным. Слишком много всего намешано вокруг таких игр. «Спартак» против ЦСКА – это всегда принципиально, вне зависимости, кто, кому и сколько остался должен в спортивном плане с последней встречи.

Валерий Карпин и Леонид Слуцкий сейчас застряли где-то на полпути от звания перспективных тренеров до статуса мэтров тренерского цеха. Кажется, не хватает им самой малости – весомых выигранных титулов, чтобы отношение к ним с критически-снисходительного сменилось на уважительно-почтительное.

После разгрома «Зенитом» московского «Динамо» и команде Слуцкого, и команде Карпина требовалась только победа, чтобы сохранять надежды на «золото». А никакая другая награда, кроме золота, не может служить достаточным доказательством состоятельности наставников «Спартака» или ЦСКА.

Понятно, что при любом исходе шансы достать Питер и у тех, и у других не самые высокие. Однако никому не хотелось лишаться их полностью.

 

Красно-белый порядок

У армейцев, лазарет которых давно работает в режиме военного полевого госпиталя, не вернулся в строй Хонда, отчего Слуцкий пошёл на эксперимент, бросив в бой двух нападающих – Нецида и Думбия. Карпин тоже в поиске – на фланге орудовал Билялетдинов, в душе, кажется, ненавидящий эту позицию, в атаке терзать оборону красно-синих были настроены Эменике, Арии и Дзюба, а Макгиди, Дмитрий Комбаров и Веллитон наблюдали за происходящим из резерва Ставки главного командования.

С первых минут на поле стала вырисовываться картина, приятная глазу спартаковского болельщика – красно-белые уверенно вели игру. Идеи Карпина в исполнении его подопечных обретали плоть и кровь, и выглядел «Спартак» на порядок лучше соперников.

Спартаковцы всем своим видом давали понять, что знают, чего хотят, и понимают, как этого добиться.

У армейцев же в этот момент царил хаос, который, похоже, был связан с экстренным перестроением на игру в два нападающих. Мяч не держался, количество ошибок в передачах зашкаливало, а изобилие фолов обещало неизбежные неприятности.

Атаки «Спартака» в первом тайме радовали основательностью и продуманностью. Атаки армейцев более напоминали набеги кочевников, с гиканьем и свистом несущихся за добычей. Впрочем, регулярные части красно-белой защиты уверенно обращали их в бегство.

 

Исторический провал

Словом, к концу первого тайма показалось, что рано или поздно «Спартак» воплотит в жизнь свой игровой перевес.

Но тут случилось то, что лично мне напомнило один исторический сюжет. Опричное войско Ивана Грозного, создававшееся не только для борьбы с внутренними врагами, но и внешними, настолько погрязло в грабеже и насилии над «царскими врагами», что оказалось неспособным отразить набег крымского хана, дошедшего едва ли не до столицы государства. После такого поворота Иван Грозный опричину распустил, посчитав, что проблем от неё значительно больше.

Не знаю, распустит ли Карпин защиту «Спартака», но вопрос к ней не меньше, чем к опричнине. Во всяком случае, когда в конце первого тайма Думбия отдавал пас на край Тошичу, тот в своих действиях был никем и ничем не ограничен, как агрессивный крымский хан, итогом чего и стал гол в ворота Диканя.

Надо отдать должное «Спартаку», который, доиграв так обидно завершившуюся первую половину, продолжил дальше играть в своём ключе, и добился результата – Дзюба, пожалуй, лучший в своей команде, попросту продавил соперников и мощно пробил в верхний угол ворот Чепчугова – 1:1.

Последовавший за этим отрезок был лучшим для красно-белых в матче. Почувствовав уверенность, они устремились дожимать номинальных гостей. Ошибок у тех стало значительно больше, а пара передач из глубины не завершилась голами лишь благодаря отчаянным встречным рейдам вратаря армейцев.

 

Предел прочности

И тут снова, как и в первом тайме, «Спартак» подвела оборона. Муса, которого, кстати, уже собирались менять, в гордом одиночестве получил мяч на фланге, прошёл вперёл и выполнил прострел. Не то чтобы слишком хороший, однако достаточный для того, чтобы мяч дошёл до Думбия, который расстрелял Диканя в упор.

Вот тут-то и выяснилось, где предел прочности у нынешней команды Карпина. Гол лучшего бомбардира чемпионата России не был особо ярким, но оказался чудовищно разрушительным. Спартаковские построения рассыпались во мгновение ока, и следующие 15 минут превратились для красно-белых в настоящий кошмар.

Спартаковцы стали постоянно терять мяч, нарываясь на быстрые ответы, грозившие неприятностями. Единственным человеком, сохранявшим интригу, оставался Дикань. Он, аки барон Мюнхгаузен, вытаскивал из болота не только себя, но и всю команду. Уму непостижимо, как он парировал убийственные удары в упор от Нецида и Думбия.

Думбия вообще мог стать антигероем встречи. Сначала он исполнил нечто из репертуара своего партнёра Мусы, умудрившись не послать мяч в ворота тогда, когда этому фактически уже никто не мешал. Причём ляп Мусы в матче с «Динамо» и этот «подвиг» Думбия территориально разделили всего несколько метров. Может, в этой штрафной «Лужников» аномальная зона?

Затем ивуариец выдал ещё более крутой номер – после углового его удар в упор отразил Дикань, а вторым ударом Думбия послал мяч, наверное, по единственно возможной траектории, не ведущей в сетку ворот.

 

И Веллитон не поможет

В такой ситуации правило «не забиваешь ты – забивают тебе» карает беспощадно. И, видимо, для осуществления этой кары в бой был отправлен Тот-кого-нельзя-называть-при-Акинфееве.

При появлении Веллитона все с интересом стали наблюдать за Вернблумом, от которого ждали неких жёстких акций в свете клубной вендетты, однако швед, имевший, к тому же, жёлтую карточку, гоняться за бразильцем не собирался. Зато спартаковский форвард повстречал на своём пути Березуцкого, который так встретил соперника плечом, что тот остался на газоне изучать весеннее московское небо.

В этот самый момент вопрос, который терзал меня накануне, из сферы абстрактного неожиданно перешёл в реальность: на газоне «Лужников» беспомощно лежал Веллитон, а Тошич устремлялся к воротам Диканя, мечтая «похоронить» красно-белых…

Ну хорошо, в данном случае всё было не столь драматично – атака ЦСКА была далеко не самой опасной, Веллитон подавал чёткие признаки жизни, а Тошич физически не мог видеть страдающего на другой половине поля спартаковца. Так или иначе, но мяч за боковой для оказания помощи бразильцу оказался лишь после завершения атакующих действий ЦСКА.

Веллитон после данного стыка, понятное дело, стал менее активен, однако его партнёры выглядели не лучше. Наказывать армейцев за расточительность было некому – Эменике растворился в пространстве, Дзюба вёл себя словно раздражённый медведь-шатун, пытаясь не столько переиграть, сколько заломать соперников своими могучими лапами, а остальные смотрелись ещё бледнее.

В итоге армейцы одержали не самую убедительную по счёту и игре, но вполне закономерную победу, а Валерий Карпин вновь обнаружил, что из имеющихся у него кубиков слово «чемпион» создать пока не получается.