7 мин.

Витория и Ваноли: сходства, различия, результаты

Чемпион Португалии и экс-помощник Конте не задержались во главе «Спартака». Приключение закончилось быстро. Кто-то сомневался? 

Болельщики «Спартака» привыкли к постоянным сменам тренеров. Человек, проработавший здесь хотя бы год, автоматически становится старожилом. Впервые в истории сразу два иностранца успели порулить командой в статусе главного (не и.о.) в рамках одного сезона.

Многолетняя тренерская чехарда – прямое следствие управленческого хаоса. Масштабы его только растут. В прошедшем сезоне на высших в спартаковской системе координат должностях успели поработать двое: Дмитрий Попов и Лука Каттани. Именно спортивные директора оказались ответственны за выбор главного тренера.

Каждый из них сделал ставку на своего, не самого очевидного, кандидата. Итог сотрудничества предсказуем: Витория и Ваноли продержались на своих постах около полугода.

Это время получилось для клуба очень насыщенным. Провал в чемпионате «Спартак» компенсировал успехами в Лиге Европы, а весной выиграл Кубок России.

 

Если брать общую статистику, то оба тренера показали похожие результаты.

При более внимательном рассмотрении отличий оказалось немало.

Руй Витория

В первые месяцы работы в «Спартаке» Витория заслужил репутацию перестраховщика. Даже в товарищеских матчах он предпочитал не рисковать при равном счете, не стремился развивать добытое преимущество.

«Касаемо атаки была установка грамотно распоряжаться мячом, смотреть, можно ли провести быструю атаку. Если нет, то не терять мячи», – Руй Витория на старте сезона

«Спартак» начинал с классических 4-2-3-1, пробовал играть как в 4-3-3, так и в 4-4-2 с очень низким расположением крайних полузащитников. Серия поражений на старте заставила Руя перестроить команду на ассиметричные 3-4-3 с Бакаевым в роли правого латераля. Не сработало. Проседающая атака никак не могла очнуться.

В какой-то момент Руй изменил базовые принципы едва ли не кардинально. Скорее всего, на португальца повлиял выезд в Неаполь, когда рискованные ходы в атаке принесли чудо-победу. Тренер решил использовать идеи из матча, где его команда больше тайма играла в большинстве против раскрывающегося соперника, на постоянную основу… Казалось, Витория косплеит Тедеско. Сохранив прежнюю структуру (3-4-3), он добавил игре команды постоянный высокий прессинг. И без того не сбалансированная команда откровенно посыпалась в защите: 3:4 – от «Лестера», 1:7 – от «Зенита».

Руй оказался слишком непоследователен в плане тактики. Его шараханье от адаптаций к соперникам до высокого прессинга, затем – глубокой обороны только расшатывало игру «Спартака». Игра вторым номером позволила команде меньше пропускать. Однако регулярно побеждать в таком стиле оказалось невозможно.

В конце своей работы в клубе Витория совсем упростил игру. По сути «Спартак» перешел к «автобусной» модели. Команда стала допускать меньше явных моментов у своих ворот. В то же время, общее количество ударов соперника из штрафной возросло. Обороняться с более низкой линией защиты и поймавшим кураж Селиховым проще. В таком стиле красно-белые и одержали свои победы. Витория не смог добиться от футболистов стабильности как в результатах, так и в качестве игры. Атака «Спартака» все больше зависела от реализации выше ожидаемого. Есть – победа. Нет – провал и стыд. Несмотря на временные улучшения, сделать что-то с обороной так и не удалось. Начиная с середины осени, москвичи допускали у своих ворот больше моментов, чем создавали сами.

Паоло Ваноли

«Спартак» чередовал отрезки с высоким прессингом (3-4-3) и отходы в средний блок (3-5-2). Но все время играть в схеме с 3 ЦЗ оказалось нереально.

Проблемы «Спартака» имели структурный характер. Когда соперник перекрывал центр, красно-белые не могли выйти со своей половины через короткий пас. Оставалось только тупое перекатывание между защитниками или забросы вперёд в надежде, что Соболев или Бакаев зацепятся за мяч.

«У нас всегда должен быть план Б. Для этого нам необходим концепт», – Паоло Ваноли

«Концепт» получился так себе. А вот план Б часто срабатывал. У тренера нашлись эффективные инструменты для изменения хода матча.

Тренерский штаб видел решение в дуэте больших нападающих (Соболев – Николсон). Вертикальный футбол в действии. Просто, даже примитивно. Однако если взвинтить темп, добавить агрессии, у каждого соперника возникали проблемы. «Спартак» создавал лучшие моменты (и забивал) в силовой манере. Помогали индивидуальные перфомансы Мозеса. Виктор атаковал слева, смещался под рабочую ногу, уходил в лицевую под прострел/удар и даже разгонял атаки со своей половины. Техника решала на любом участке поля. Параллельно нигериец руки партнёрам, привлекая на себя львиную долю внимания соперника.

Отходить за линию мяча, создавая плотность и в нужный момент разжиматься в быстрой атаке – тактика, которой можно придерживаться.

Главный положительный момент второй части сезона – красно-белые больше забивали. Результативность росла от месяца к месяцу, несмотря на неустойчивую динамику в плане содержания игры в атаке (NPxG). В противостоянии с более классными или мотивированными соперниками реализация – важнейший аспект. В плане допущенных моментов (NPxGa) «Спартак» стабилен. Команда пропускала выше ожидаемого, но 3 (из 5) голов в конце чемпионата – с пенальти. Подобная картина наблюдалась и в апреле: 2 из 5. Несмотря на то, что москвичи редко пропускали с игры, проблемы в обороне оставались актуальными: соперники слишком часто били из пределов штрафной.

 

Несмотря на отрицательную динамику в плане движения по таблице (с 9 на 10 место), весенний отрезок чемпионата «Спартак» провел не так уж плохо.

Относительно качества игры Ваноли подтянул красно-белых к группе лидеров. Абсолютные величины не так показательны (сыграно меньше матчей), зато в сравнении с первой частью сезона изменения явно в плюс.

«Спартак» стал эффективнее. Показатели продвинутой статистики свидетельствуют, что команда стала больше создавать и меньше допускать моментов. При этом, баланса не хватает, поэтому красно-белые все так же не добирают много очков.

Причина изменений – в тактике. Чтобы спокойнее пройти период турбулентности, Ваноли сделал игру «Спартака» более прагматичной. Москвичи меньше прессинговали (см. PPDA),а  против лидеров играли явно вторым номером. Такой подход в качестве антикризисной меры абсолютно оправдан. Похожую работу в своем первом сезоне проделал Тедеско.

***

Перед рестартом сезона мы сравнивали Виторию и Тедеско. При немце «Спартак» меньше спарринговал, а физику закладывал на тренировках. Доменико считал, что таким образом «легче контролировать нагрузку». Руй пытался закладывать физику, контролируя нагрузку «размерами площадок, количеством футболистов в конкретном задании, игровым временем».

Налицо два разных подхода: четко структурированный и более гибкий, рассчитанный на профессиональные качества футболистов и импровизацию. Они нашли отражения и в тактике. Опыт показал, что первый спартаковцам ближе – проще проявлять себя при наличии конкретных установок, понятной системы.

С чего начнет работу Гильермо Абаскаль?

Пока испанец обещает «интенсивный агрессивный футбол» и стремление «навязывать свою игру сопернику». Вместе с тем новый тренер анонсирует гибкую схему. Последнее радует чуть больше, чем возможная ставка на высокий прессинг.

Абаскалю стоит изучить опыт своих предшественников и попытаться не повторить их ошибок. Больше чем переоценка возможностей своих подопечных иностранным тренерам «Спартака» мешала только недооценка глупости руководства.

 Фото: официальный сайт «Спартака»