6 мин.

Осси и Рикки были тут...

Часть пятая

Осси Ардилес

Осси и Рикки были тут...

7 июля 1978 года обозреватель Daily Mail Джефф Пауэлл написал о только что состоявшемся трансфере, который он сам назвал самым сенсационным в истории британского футбола. «Тоттенхэм» объявил о переходе двух футболистов, которые за две недели до того были коронованы чемпионами мира в составе сборной Аргентины! Полузащитники Освальдо Ардилес из «Уракана» и Рикардо Вилья из «Расинга» обошлись клубу в 700 тысяч фунтов. Слухи о том, что эти двое могут оказаться в Англии, пресса мусолила целую неделю. «Тоттенхэм» в числе претендентов не фигурировал. Команда только что вернулась в элиту после сезона во втором дивизионе и о ней не то, чтобы позабыли, её не принимали всерьёз. «МЮ»,

«Ман Сити», даже «Шеффилд Юнайтед» - они, по мнению прессы, были претендентами. Репортёры слышали звон, но не разобрались, откуда он. В конце 1970-х годов «Шеффилд Юнайтед» на удивление часто связывали с аргентинскими футболистами. В частности, были разговоры о покупке юного гения Диего Марадоны.

Осси Ардилес

Для клуба, который испытывал серьёзнейшие финансовые трудности и постепенно сползал вниз по иерархии английского футбола, это было подлинным комплиментом. Но дыма без огня не бывает. Всё дело в персоне тогдашнего тренера «Клинков» Харри Хаслама, а вернее, в его тесной связи с Антонио Раттином.

В Англии о таком футболисте помнили хорошо – он был капитаном сборной Аргентины на ЧМ-66, и именно после его скандального удаления в четвертьфинале с хозяином турнира началась та самая «война миров». После окончания футбольной карьеры Раттин стал агентом, и в числе его клиентов были Ардилес с Вильей.

Раттин попросил помощи у Хаслама, который стал обзванивать тренеров английских клубов. В «Тоттенхэме» трубку взял Билл Николсон, который по инициативе тогдашнего тренера Кита Бёркиншоу вернулся в клуб и помогал тренерскому штабу. Повезло, что в этот момент в «Тоттенхэме» проходило ежемесячное собрание правления, и Бёркиншоу как раз вернулся, сделав доклад там.

Суть предложения Хаслама он уловил мгновенно и действовал решительно, пока всё руководство было на месте. Правление благословило Кита на переговоры с Ардилесом, о котором в то лето не слышал разве что совсем уж далёкий от футбола человек. Бёркиншоу моментально вылетел в Буэнос-Айрес, наведя попутно справки в Департаменте по занятости – легионеры такого калибра без проблем получат разрешение на работу в Великобритании.

Осси Ардилес и Рикки Вилья

Переговоры с Ардилесом прошли без малейших шероховатостей: аргентинский клубный футбол тогда испытывал серьёзные финансовые проблемы, клубы готовы были отпустить своих игроков дешевле их стоимости, дабы побыстрее выручить средства, а футболисты даже при драконовской британской системе налогооблажения могли заработать в десять раз больше, чем дома!

Однако в конце переговоров Бёркиншоу был ошарашен – доселе спокойный и вежливый Ардилес стал о чём-то настоятельно просить. Оказалось, он предложил купить ещё и своего «хорошего друга Вилью». На чемпионате мира, где Ардилес был безоговорочным игроком основы, Вилья лишь дважды появился на замену в матчах с поляками и бразильцами.

Поэтому Киту нужно было «посоветоваться с шефом». Тогдашний президент Сидни Уэйл считал быстро: какой овердрафт может выделить банк, сколько можно будет получить от дополнительной продажи сезонных абонементов. «Покупай». Уэйл не ошибся – трибуны на матчах «Тоттенхэма» теперь ломились не только дома, но и на выезде. Клуб сделал себе отличное паблисити. Ардилес стал несомненной звездой команды, как и легендарный Гленн Ходдл.

Вилья привыкал труднее, но именно он забил потрясающий гол в переигровке финала Кубка Англии 1981 года в ворота «Ман Сити». В первом матче «Тоттенхэм» спасся от поражения на последних минутах, когда автор гола Томми Хатчисон суетливо решил подстраховать вратаря во время удара Гленна Ходдла со штрафного, но устроил роковой рикошет. Вилья сыграл крайне неудачно, был заменён и рыдал в раздевалке после этого. Во втором поединке каждая команда уже к перерыву забила по два гола, причём счёт открыл Вилья, которого Бёркиншоу выпустил в стартовом составе, невзирая ни на что. Развязка наступила на 76-й минуте. Рикки подхватил мяч на позиции левого инсайда, смело вошёл в штрафную, пробросив мяч мимо двух защитников и тут же, резко изменив направление движения, убрал третьего, после чего, упредив подкат, чётко пробил в ближний угол – Кубок опять у «Тоттенхэма»! В следующем сезоне «Шпоры» опять в переигровке завоевали Кубок, одолев «Куинз Парк Рейнджерс» (1:1, 1:0), в финале Кубка Лиги команда в дополнительное время уступила «Ливерпулю» (1:3), проиграв первый в своей истории финал на «Уэмбли».

В 1984 году «Тоттенхэм» в серии пенальти благодаря геройству молодого вратаря Тони Паркса завоевал Кубок УЕФА в противостоянии с «Андерлехтом». Четыре финала за три года – несомненный, конечно же, успех. Но! Чтобы действительно сражаться за чемпионство, «Тоттенхэму» Бёркиншоу не хватало сил и стабильности ни с доморощенными звёздами, ни с заморскими. При этом клуб регулярно покупал звёзд и тешил тем самым болельщиков. Как предположил тот же Перримэн, они шли на стадион, видимо, понимая, что «Тоттенхэм» старается делать всё возможное, и достоин поддержки. «Шпоры» покупали звёзд и раньше, однако именно в тот период, на мой взгляд, возникла незавидная традиция покупать, а затем уже разбираться.

Ведь те же Вилья и Ардилес не просто привыкали к новой обстановке, Бёркиншоу потребовался целый сезон, чтобы понять, как использовать их манеру игры на пользу команде. После Николсона с «Тоттенхэмом» два года работал легенда «Арсенала» Терри Нил, с которым команда едва не вылетела. Понизилась в классе она в первый же год работы Бёркиншоу, однако руководство продолжало доверять тренеру и, в общем-то, не ошиблось. Кит во втором дивизионе построил игру команды в расчёте на мощную фланговую игру, в которой большое значение имели подключения крайних защитников.

И форварды были подобраны соответствующие, а потому, когда в команде появились аргентинцы, которые любили играть по центру, любили искать свободное пространство, а не стычек с защитниками соперника, возникло непонимание. Ходдл даже к такой манере игры привык легко, Осси и Рикки пришлось непросто. Когда в четвёртом матче дебютного для аргентинцев сезона «Тоттенхэм» разгромили на поле «Ливерпуля» 0:7, Бёркиншоу жаловался на разбалансированность состава и слишком большое желание команды атаковать.

Этими упрёками тренер регулярно изводил Ходдла, который потом даже подозревал тренера в лицемерии – мол, на словах он поборник традиционного стиля игры «Шпор», а на деле преклоняется перед банальной тактикой «бей подальше и беги быстрее». Не знаю, что там до пресловутых лонг-боллов, но при Бёркиншоу «Тоттенхэм» всё чаще стал играть на результат, стараясь засушить результат и финальные матчи с «Андерлехтом» стали самым ярким свидетельством. Тем не менее, он сумел обратить на пользу команде игровые качества звёзд.

Второй «аргентинский» сезон «Шпоры» начали с обновлённой линией нападения, где теперь действовали быстрые, подвижные Стив Арчибальд и Гарт Крукс, способные не только бороться, но и на равных подыгрывать трио Ходдл – Ардилес – Вилья внизу. Выше четвёртого места «Тоттенхэм» не поднялся, хотя кубковые успехи сделали Бёркиншоу «вторым после Билла». Уходил Кит, как и Николсон, после года войны с главным своим нападающим – Арчибальдом. Но его слова, брошенные на прощание: «Здесь когда-то был футбольный клуб», относились вовсе не к шотландскому форварду…

Продолжение следует...

А что бы его не пропустить, подписывайтесь на блог!

Автор Алексей Иванов, так же этот текст можно прочитать здесь

Всем спасибо!