9 мин.

Спорт вне политики?

Вот и завершился огненный матч между Челси и Ливерпулем в финальном матче кубка английской лиги, за который клубам хочется спасибо, что хоть на два с половиной часа смогли отвлечь от всего того, что происходит сейчас в мире. Сейчас, конечно, не до футбола, и на первых полосах ведущих изданий совсем другая тема, но у нас с вами здесь спортивный блог, так что хочется поговорить о спорте.

В эти дни для российского футбола произошло две вещи. После зимней паузы вернулся чемпионат страны, но он вернулся так незаметно, что даже дерби между Спартаком и ЦСКА не смогло привлечь к этому вниманию. Болельщики сдержали свое обещание и проигнорировали этот матч, а наш футбол не на столь высоком уровне, чтобы подобного рода игра не потеряла в зрелищности от отсутствия болельщиков.

А вот второе событие получило куда больше откликов. Соперники сборной России по футболу, с которыми сборная должна была побороться за путевку на чемпионат мира по футболу в Катар, отказались выходить на поле в матче с Россией на фоне того, что сейчас происходит. И тут же со многих сторон полетели крики про то, что спорт вне политики. Но это не так. Это огромное заблуждение, и все то, что происходит в мире, так или иначе имеют под собой политический окрас. Где-то он яркий, а где-то он спрятан. Нам говорят о том, что в мире были события, которые имели отношения к политике, но спорт не был таким активным участником и последствия тех действий и близко не стоят с тем, какой отклик получился сейчас. Но ради справедливости стоит сказать, что и в мире в последнее время не было подобного рода событий, который бы происходили на территории Европы.

Но, как я и сказал, здесь мы не будем рассматривать политическую или иную составляющую, благо я только недавно перестал быть заслуженным вирусологом России и нужно время, чтобы освоить новый материал.

Политика всегда была, есть и будет связана со всеми видами деятельности. И дело не в том, происходит ли такое в нашей стране или в другой. Так уж устроен человек, что он замечает зачастую лишь то, что он хочет видеть. Можно обернуться в прошлое и посмотреть на спортивный мир, каким он был незадолго до начала второй мировой войны. И мы с вами увидим, что летние олимпийские игры 1936 и зимние олимпийские игры 1936 и 1940 годов проводились на территории Германии. Летние игры были в Берлине, а зимние олимпийские игры дважды подряд проходили в Гармиш-Партенкихене. И дело тут явно не в том, что не было других достойных мест, где можно было бы провести игры. Причина в таком месте проведения игр в первую очередь политическая.

Или же вспомнить олимпийские игры 1980 года в Москве, которые так любят вспоминать у нас до сих пор, рассказывая о том, как советские спортсмены уверенно заняли первое место в общекомандном зачете. Вот только редко когда говорят о том, что на тех играх по политическим причинам не было сборной США. А через четыре года была олимпиада в Лос-Анджелесе, в которой уверенную общекомандную победу одержали хозяева. Можно предположить, что в США также вспоминают эти игры, рассказывая про победы спортсменов под флагом США. Вот только в тех играх уже по политическим причинам не было спортсменов из СССР. Можно с большой уверенностью, что если бы в каждых из этих играх участвовали обе страны, то победа не была бы такой безоговорочной. Но политическая обстановка в мире в то время сделало свое дело.

Достаточно вспомнить недавние игры в Китае, на которые американские дипломаты и политики отказывались приезжать. Причина опять же сугубо политическая. Или же можно вспомнить высказывание выдающейся спортсменки Елены Валерьевны Вяльбе, которая сейчас руководит федерацией лыжных гонок России. Она блестяще справляется со своей задачей и именно лыжники, на мой взгляд, являются главными героями этой олимпиады. Но вместе с тем нам заявляют, что олимпийские игры – это война. По этим словам видно как подобного рода соревнования оцениваются. Я сомневаюсь в том, что игры являются войной, а это в первую очередь самые главные соревнования спортсменов, и именно с этой точки зрения нужно рассматривать любые спортивные состязания. Я не знаю, как обстоят с пониманием игр в других странах, но это и не так важно. Это все равно, что у тебя не хватает денег на еду в Воронеже, но ты радуешься тому, что где-то существует Джон из Техаса, которому не хватает денег на крышу над головой. Максимальная степень глупости и тупости. Даже если в других странах игры воспринимают также, то это тупость тех стран, до которой нам не должно быть дела.

Политика в спорте даже в пресловутом общекомандном зачете, в котором гибнут успехи тех спортсменов, которые завоевали заслуженные медали. Мы были свидетелями политики в том числе и на соревнованиях по фигурному катанию, когда юную Камилу Валиеву сделали сделали жертвой этих политических игр, когда вместо того, чтобы защищать делом, все защитные действия свелись к высказываниям о том, что запад опять сговорился против российской спортсменки. Специалистом по допингу и фигурному катанию мне стать, увы, не удалось, так что я могу судить лишь с точки зрения дилетанта. Но мне кажется, что если российской спортсменке задают вопросы, которые не касаются её спорта, то вместо того, чтобы возмущаться подобного рода вопросам, российским СМИ нужно было взять юную девочку под свою защиту, чтобы не предоставить такой возможности задавать неприятные вопросы. Тогда бы и не пришлось придумывать все то, что придумывали после этих вопросов. Но даже после завершения соревнований наши СМИ не прекратили играть в политическую игры, рассказывая о том, что подобного рода нападки сказались на спортсменке. Могли ли они сказаться? Конечно. Неприятная ситуация? Более чем. Но только вот в этой ситуации есть вещь, о которой писали меньше всего. Соревнования выиграла другая российская спортсменка Анна Щербакова, о которой писали значительно меньше. Кому нужна олимпийская чемпионка, если можно клепать одну за другой статью про политические игры в спорте.

Или можно вспомнить лыжный марафон, когда вместо пятидесяти километров пришлось бежать меньше тридцати. Нам рассказывали про то, что это сделано в угоду норвежским лыжникам, в частности Клебо отказался бежать полтинник. До старта нам опять начали рассказывать про заговор и про другого подобного рода темы, на что ответ был дан таким, каким он и должен быть. Парни вышли и победили. И после победы они не говорят о том, что победили вопреки. Они просто вышли и сделали то, что они умеют. А у нас радуются тому, что Клебо сошёл и победу преподносят так, чтобы принизить вместе с тем еще и соперника. Это тоже часть политики.

Но политика ведь не только в спорте, но и в других областях. В том числе и в кинематографе. Мы помним выход фильма про триста спартанцев, который появился на свет во время напряженных отношений между США и Ираном. Создатели фильма сняли данный фильм не для того, чтобы рассказать нам о подвиге греческих воинов Спарты. Он вышел по той причине, что поражение в той войне потерпели персы. Или же посмотреть различного рода. Вы не увидите американский фильм, который бы расскажет о том, что вторая мировая война выиграна людьми советского союза. Как и не увидите советский или российский фильм, в котором говорится о том, что против фашисткой Германии выступили и другие страны, а про второй фронт в фильмах и вовсе не говорят. А в действительности был и второй фронт, и заслуга в большей степени именно на советских солдатах, которых погибло больше всего. Давайте вспомним фильмы про успехи советского спорта.  Они ведь тоже снимаются не просто так, а с точки зрения и политической направленности, чтобы рассказать подрастающему поколению о былых успехах, у которых есть одна плохая вещь. Все они в прошлом. Нужно ли рассказывать об этих победах? Конечно. Нужно ли это делать так, как делают, чтобы потом родственники главных героев жаловались на правдоподобность событий? Конечно, нет. Все это и есть политика.

И забавно читать о том, что люди требуют засчитать техническое поражение соперникам России, что позволит команде без борьбы выйти в финальный розыгрыш чемпионата мира по футболу. Понятное дело, что никакого технического поражения не будет. Вернее сказать, если оно и будет, то с большой долей вероятности засчитано оно будет именно российской сборной. Допустим и помечтаем, что соперникам засчитают техническое поражение и она выйдет на чемпионат мира. И что дальше? Там тоже будут сборные, которые откажутся проводить матчи со сборной России. Нужно ли это ФИФА? Конечно, нет. И самый простой путь в сложившейся ситуации засчитать техническое поражение именно сборной России. И как бы наши власти не меняли конституцию и законодательство, согласно которому именно российское законодательство обладает высшей силой, но все это не имеет никакой силы. Если и жаловаться, то в международный суд, где решение очевидно, и будет оно не в пользу России.

Если ничего не изменится, то, как мне кажется, нас ждет самый ужасный сценарий развития событий, в котором сборная будет отлучена от всех международных соревнований на клубном и национальном уровне. Мы уже слышим о том, что подобные слухи есть, а жизнь учит тому, что слухи не возникают на пустом месте. А если так будет, в таком случае то падение в рейтинге, которое происходит в последние пару сезонов покажутся нам не таким уж и плохим развитием событий. В таком случае наша страна в рейтинге отправиться сильно вниз. На этом фоне забавно смотрятся новости об изменении лимита. А не нужно будет ничего менять. Легионеры приезжают в Зенит, ЦСКА, СПАРТАК, Динамо не для того, чтобы в свою коллекцию добавить медаль призера чемпионата России. Они приезжают сюда ради того, чтобы иметь возможность засветиться в еврокубках, чтобы сделать следующий шаг. А если еврокубков не будет, то не будет уже Малкома, Промеса и Клаудиньо.

Мы уже сейчас видим, что Россию лишают прав на проведение различного рода турниров, а это значит, что маленькие дети не увидят выступления тех, кто могли бы стать для них героями, образцами для подражания. Плюс не стоит закрывать глаза на то, что многие родители отдают своих детей в спортивные секции в надежде на то, что у него получится сделать карьеру, что поможет ему состояться в жизни. А с запретом всего этого не будет. Будут лишь кадры с людьми с автоматом, а это есть милитаризация, против которой, как нам говорят, сейчас происходит то, что мы видим. Но в одном можно быть уверенным. Спорт в таком случае действительно будет вне политики. Легко быть вне, когда тебя не существует. И останется одна политика. А если выбирать между политикой и спортом, то я выбираю спорт.