Разрыв между Премьер-Лигой и Футбольной Лигой
В английском футболе между финансами клубов Премьер-Лиги и Футбольной Лиги возникла пропасть с тех пор, как в 1992 году клубы Первого Дивизиона приняли решение отделиться от ФЛ и сформировать АПЛ. По некоторым утверждениям, это неравенство шире, чем в остальных европейских футбольных системах, например, между немецкими Бундеслигами, итальянскими Сериями А и В, испанскими Примерой и Сегундой и французскими Лигой 1 и 2. Однако в английской системе имеются 5 отдельных профессиональных дивизионов, разыгрывающих первенство в масштабах всей страны, в то время как в Германии и Франции их по 3, а в Италии и Испании вовсе по 2.
Чисто финансовая составляющая
С тех пор, как Премьер-Лига начала свою деятельность в сезоне 92/93, ее члены стали зарабатывать гораздо больше денег в виде телевизионных прав, чем коллеги из Футбольной Лиги. До образования Премьер-Лиги телевизионные доходы от матчей высшего дивизиона распределялись поровну между всеми 92 клубами из 4 дивизионов Футбольной Лиги. Такое вот своеобразное финансовое равенство. Отделение 22 клубов, сформировавших Премьер-Лигу привело к тому, что теперь доходы стали распределяться исключительно между ними.
Премьер-Лига конечно согласилась сохранить обмен с Футбольной Лигой в формате 3-на-3, но теперь ФЛ находилась в гораздо более слабом положении - без своих лучших клубов и без влияния, позволяющего вести переговоры о телевизионных сделках с позиции силы. Эта проблема особенно усугубилась в 2002 году, когда ITV Digital, обладатель телевизионных прав Футбольной Лиги перешел под внешнее управление.
Для клубов это стало шоком, поскольку многие из них инвестировали немало средств в реконструкцию инфраструктуры, либо на трансферном рынке за счет ожидаемых телевизионных доходов. Например, именно из-за этой причины Брэдфорд пережил свои знаменитые “6 недель безумия”, когда за одно лето отчислил всех своих игроков, у некоторых из которых были контракты с зарплатами уровня Премьер-Лиги, перешел под внешнее управление и чуть не утратил свой статус члена Футбольной Лиги с долгом в 36 миллионов фунтов. Можно сказать, что последствия того краха “петухи” переживают до сих пор.
Также финансовое неравенство стало причиной того, что командам, заработавшим промоушен в высший дивизион становилось все труднее зарекомендовать себя в Премьер-Лиге. За все 29 сезонов только в 3 кто-либо из новичков не финишировал в итоге в зоне вылета. А в сезоне 97/98 и вовсе три места в зоне вылета заняли три клуба, год назад заработавшие промоушен (Болтон, Барнсли и Кристал Пэлас).
Единственными приятными в этом случае исключениями стали сезоны 01/02, 11/12 и 17/18. В чемпионате 01/02 этими задержавшимися клубами стали Фулхэм, Блэкберн и Болтон, которые на некоторой дистанции превратились затем в крепких середняков (Блэкберн и Болтон в итоге пробыли здесь до сезона 11/12, а Фулхэм до сезона 13/14, хотя уже дважды возвращался в чемпионатах 18/19 и 20/21, мгновенно вылетая обратно).
В чемпионате 11/12 командами сохранившими прописку стали Куинз Парк Рейнджерс, Норвич и Суонси. КПР в итоге покинули Премьер-Лигу на следующий год (тут же возвращались через плей-офф в 2014, но только на сезон), Норвич - еще через сезон и до сих пор предпринимает безуспешные попытки провести в высшем дивизионе хотя бы пару лет подряд, и только Суонси продержались до сезона 17/18, попутно сумев даже в Лигу Европы попасть (через Кубок Лиги).
В чемпионате 17/18 смогли остаться Брайтон, Ньюкасл и Хаддерфилд. “Терьеры” вернулись обратно на следующий сезон, а “чайки” с “сороками” пока еще держатся.
На данный момент Премьер-Лига распределяет небольшую часть своих доходов от телевидения среди клубов, покидающих ее, в виде “парашютных выплат”. Начиная с сезона 13/14 эти выплаты стали превышать 60 миллионов фунтов на 4 сезона. Этот план был разработан для того, чтобы вылетевшие команды могли успеть приспособиться к потере доходов от телевидения. Проблема заключается лишь в том, что клубы Чемпионшипа за сезон получают в среднем по 2 миллиона, что приводит к неравенству уже в самом подэлитном дивизионе, создавая прецеденты к появлению “клубов-лифтов”.
Все это, однако, не помешало некоторым утратить статус Премьер-Лиги кажется уже навсегда. Например, обратно не могут уже длительное время вернуться такие клубы-основатели Премьер-Лиги, как Уимблдон (ныне Милтон Кинс Донс), Шеффилд Уэнсдей и Ковентри (у всей тройки на счету по 8-9 сезонов в высшем дивизионе).
У КПР на это ушло 15 лет, но закрепиться все равно не удалось, и теперь “рейнджеры” гораздо осторожнее распоряжаются своими финансами, чтобы избежать повтора кризисной ситуации. Лидс, последний чемпион Англии в рамках Футбольной Лиги, отсутствовал 16 лет, и “павлинам” пришлось пережить даже ссылку в Лигу 1 и дождаться появление в Йоркшире Марсело Бьелсы, вернувшего клуб в Премьер-Лигу.
Есть кстати и более яркие примеры, связанные с тяжелой адаптацией клубов к новым финансовым условиям после вылета. Блэкберн, даром, что когда-то становился чемпионом Премьер-Лиги, после 5 лет в Чемпионшипе опускался вообще в Лигу 1, заработав сомнительную репутацию единственного бывшего подобного чемпиона, опускавшегося до этого уровня. И все это несмотря на то, что Роверс не стеснялись сорить деньгами на трансферном рынке все это время. Одно только приобретение Джордана Роудса за 8 миллионов чего стоит.
Другим примером стал Болтон, тоже столкнувшийся с финансовыми и турнирными проблемами несмотря на наличие парашютных выплат. После 11-летнего пребывания в высшем дивизионе “рысаки” продолжили жить не по средствам и в 2016 докатились до Лиги 1, хоть и мгновенно вернулись обратно. Тем не менее, опасное финансовое положение тогда потребовало продажи их тренировочной базы в Юкстоне. Клуб накопил долги в размере экстремальных 186 миллионов перед предыдущим владельцем Эдди Дэвисом, который благородно согласился списать 171 миллион, чтобы помочь состояться сделке по продаже Болтона. “Рысаки” все равно продолжали оставаться глубоко убыточными, накапливая примерно по 11 миллионов долга каждый сезон. Последовали многочисленные петиции налоговой о запуске процедуры банкротства, на клуб тяжелым бременем легло трансферное эмбарго. Болтон был поставлен на грань выживания в 2019, пережил внешнее управление, появление в Британии коронавируса, годовую ссылку в Лигу 2, но сейчас вроде как снова пытается показывать амбиции по возвращению на прежний уровень.
Все эти случаи привели к тому, что середняки Премьер-Лиги стали бояться вылета словно огня, что вылилось в крайне осторожный футбол на поле с обилием ничейных результатов и малым количеством голов. Все чаще АПЛ с трудом пробивает отметку в 1000 голов за сезон (2,6 гола в среднем за матч). В сезоне 06/07 были достигнуты антирекордные 2,14 года за игру, и Стив Брюс, на тот момент руководивший Бирмингемом, сказал по этому поводу следующее:
“Это всего лишь бизнес. Чемпионшип очень зрелищный, потому что там 12 клубов считают, что способны добиться успеха. В Премьер-Лиге 12 клубов боятся вылета, и в этом вся разница”
10 лет спустя эти слова были подтверждены финальной таблицей сезона 16/17, когда 7 клубов, занявших места в зоне еврокубков оторвались от следующих 10 на 15 очков. Все эти 10 середняков уместились в диапазоне 6 очков, но оторвались от зоны вылета на те же 6.
Рождественское проклятие
Рождественское проклятие подразумевает под собой тенденцию, когда команда, занимающая последнее место в таблице Премьер-Лиги к Рождеству, неизменно вылетает по итогам сезона. С момента основания Премьер-Лиги это проклятие не сработало лишь трижды: Вест Бромвич в сезоне 04/05, Сандерленд в сезоне 13/14 и Лестер в сезоне 14/15. Также можно добавить еще Суонси в чемпионате 16/17, который в Boxing Day делил последнее место с Халлом но все равно выжил.
Случай Вест Бромивича в итоге надолго закрепился в футбольном фольклоре, как Great Escape. Последнее место в таблице они сохраняли за собой вплоть до последнего тура и даже до перерыва в этих матчах, однако победа над Портсмута в сочетании с поражениями Норвича, Саутгемптона и ничейного результата Кристал Пэлас позволили “дроздам” подняться сразу на три строчки в таблице и выжить. Подобный случай остается единственным в истории Премьер-Лиги.
Тем не менее, каждая из команд, замыкавших таблицу на Рождество, улучшала свою форму в оставшихся матчах, за исключением случаев Дерби, Вест Бромвича и Портсмута, уместившихся в трехлетний период с 2008 по 2010. Улучшение результатов можно частично объяснить январским трансферным окном, когда отстающие отчаянно пытаются улучшить свои составы.
Три команды, избежавшие вылета, находясь на последнем месте к Рождеству, улучшали свой результат как минимум 0,64 очка в среднем за матч. Только трое других прибавляли сильнее, но отвратительный старт все равно приводил к понижению в классе (Шеффилд Уэнсдей в 2000, Вест Хэм в 2003 и Шеффилд Юнайтед в 2021).
В Футбольной Лиге подобный случай Great Escape происходил в ее предпоследнем сезоне в рамках чемпионата Англии, когда Шеффилд Юнайтед после 16 туров обходились без побед, имея в активе всего 4 очка, но затем их результаты резко улучшились в второй половине сезона, а серия из 7 побед подряд позволила финишировать даже на 13-м месте.
Выберем примеры, наиболее характеризующие пропасть между Футбольной Лигой и Премьер-Лигой:
Первым подобным примером стал Суиндон в сезоне 93/94, победивший всего в 5 матчах из 42 и пропустивший 100 голов (по сей день рекорд Премьер-Лиги). Одним из немногих ярких моментов единственного сезона Суиндона в АПЛ являются 4 гола за 2 матча (2-2 дома, 2-4 на выезде) в ворота Манчестер Юнайтед, взявшего тогда чемпионский титул и Кубок Англии (хотя вылетевший с предпоследнего места Олдхэм забил МЮ столько же).
Сандерленд в сезоне 02/03 занял последнее место, показав рекордно плохой результат. 4 победы, 19 очков, 21 забитый гол. В сезоне 05/06 “черные коты” вернулись только для того, чтобы ухудшить два из этих показателей: 3 победы и 15 очков, а также антирекордные 29 поражений за чемпионат, до которых ранее добирался только Ипсвич в сезоне 94/95.
Дерби и его кошмарный сезон 07/08, который не перебьют уже никогда. Вернувшись в высший дивизион впервые с чемпионата 01/02, “бараны” победили всего в 1 матче из 38 - единственным неудачником стал Ньюкасл на раннем этапе сезона. Затем последовала антирекордная серия из 32 матчей без побед, которую Дерби наверняка еще очень нескоро сможет прервать. Также были установлены худшие результаты по набранным очкам (11), забитым мячам (20) и разнице мячей (-69). По количеству поражений “бараны” повторили результат Ипсвича и Сандерленда (29). Дерби до сих пор остается единственной командой, оформившей вылет из Премьер-Лиги еще в марте (прим.: в сезоне 18/19 Хаддерсфилд тоже успел оформить вылет в марте). За всю богатую историю профессионального английского футбола с единственной победой сезон заканчивал только Лафборо во Втором Дивизионе Футбольной Лиги чемпионата 1899/1900, который тут же был исключен и расформирован.
Фулхэм в сезоне 18/19 появился в высшем дивизионе впервые с чемпионата 13/14, одержав только 7 побед и оформив вылет еще в начале апреля, за 5 туров до финиша. Тем не менее, “дачники” не были последними в таблице, поскольку Хаддерсфилд тогда набрал еще на 10 очков меньше.
Норвич в сезоне 19/20 вернулся в Премьер-Лигу впервые с чемпионата 15/16 и пережил ужасный сезон, на который повлияла пандемия COVID-19. После длительного локдауна чемпионат был доигран, но для “канареек” все завершилось дикой агонией из 9 поражений с 1 забитым голом. Попутно был установлен антирекорд по количеству голов, забитых на выезде. Вылет был оформлен за три тура до конца.
Исключения из правил
На заре Премьер-Лиги от новичков гораздо чаще ожидали хороших результатов, так как финансовый разрыв еще не был полностью сформирован. Например Блэкберн, ставший одним из трех счастливчиков, заработавших промоушен в новообразованную АПЛ, сходу финишировал 4-м, благодаря обильной финансовой поддержке владельца Джека Уокера приобрел лучших игроков, в том числе рекордсмена Алана Ширера и в 1995 взял чемпионский титул.
В сезоне 93/94 Ньюкасл сразу после промоушена взял бронзовые медали. Через год это же достижение повторил Ноттингем Форест. Но на данный момент Ипсвич образца 2001 года остается последним новичком, который сходу занял место в верхней пятерке Премьер-Лиги. Все остальные примеры выглядят гораздо скромнее, поскольку ограничивались безуспешной борьбой за попадание в еврокубки. На данном этапе о борьбе новичка за место в верхней шестерке не может быть и речи, и даже попадание в верхнюю половину таблицы рассматривается как гигантское достижение.
Синдром второго сезона
Синдром второго сезона это значительный спад в результатах, который переживает команда на свой второй год после промоушена после относительного успеха в свой дебютный сезон. Первым подобным примером стал Суонси, еще за 10 лет до появления Премьер-Лиги, закончив чемпионат 81/82 на 6-м месте, но на следующий год вылетев и за короткий срок докатившись почти до Конференции. В высший дивизион “лебеди” вернулись только 28 лет спустя.
Другим памятным примером стал уже упомянутый выше Ипсвич, в сезоне 00/01 сходу квалифицировавшийся в Кубок УЕФА, но вылетевший на следующий год. Своего возвращения “трактористы” добиваются до сих пор, и пока что они крайне далеки от этого.
В середине нулевых Вест Хэм и Уиган (дебютный сезон “лэтикс” в рамках высшего дивизиона) после промоушена закончили сезон 05/06 в верхней половине таблицы и добрались до финалов Кубка Англии и Кубка Лиги соответственно, но через год уже боролись за выживание.
В сезоне 06/07 Рединг, только что установивший новый рекорд Футбольной Лиги по набранным очкам, сходу чуть не пробился в еврокубки, закончив чемпионат 8-м, но через год вернулся в Чемпионшип. В дальнейшем подобный трюк повторили Бирмингем (сезон 10/11, при этом стали обладателями Кубка Лиги в тот же год) и Хаддерсфилд (сезон 18/19, для “терьеров” даже 16-е место годом ранее было невероятным успехом). В качестве самого свежего примера можно выбрать Шеффилд Юнайтед, также покинувший Премьер-Лигу на следующий год после многообещающего дебюта.
Главным образом, синдром второго сезона приходится пережить тем клубам, которые недостаточно обеспечены ресурсами и не имеют необходимой глубины состава. У игроков и тренерского штаба банально происходит выгорание, и вследствие отсутствия ротации они просто не готовы на протяжении второго года подряд составлять конкуренцию соперникам, которые в свою очередь стали только сильнее.
Обратный пример тоже есть. Он всего один, но зато сногсшибательный. Лестер в середине десятых стал автором одной из главных сказок английского футбола, сначала в сезоне 14/15 сломав Рождественское проклятие, а через год вообще взяв чемпионский титул под руководством Клаудио Раньери. Кроме этого можно упомянуть еще Бернли, который после своего последнего промоушена на второй год пробивался в Лигу Европы.
Дальнейшие перспективы разрыва между Премьер-Лигой и Футбольной Лигой
Они явно не пользу ФЛ. Здесь остается только процитировать отрывок из предыдущей статьи.
Наиболее тревожными звонками стали новые финансовые реформы, касающиеся введения потолка зарплат в Лиге 1 и Лиге 2, а также подлый прогиб дирекции ФЛ под Project Big Picture в октябре 2020. Конечно, можно заявлять о том, что все это происходит из-за губительного влияния пандемии коронавируса, но на самом деле COVID-19 просто ускорил эти процессы, заранее обнажив все проблемы.
За годы самостоятельности от высшего дивизиона АФЛ так и не научилась зарабатывать хоть какие-то сопоставимые деньги. Клубы вынужденно помещает на алтарь единственную мечту добраться до высшего дивизиона, где скопились все средства к благополучию. Более того, это приводит к расслоению в том числе и в самой Футбольной Лиге. Разрыв между зарплатами в Чемпионшипе и Лиге 1 достигает уже 5-6 раз. Косвенно все это привело к гибели Бери в 2019 году. То есть, в ближайшей перспективе скорее Чемпионшип рискует превратиться Премьер-Лигу 2, оставив ФЛ лишь имидж в качестве турнира для нищих.