Говорим о младших возрастах в футболе: оценка их участия в турнирах
6 лет - 12 лет
Какая наша основная цель как тренеров и родителей на этом этапе обучения? Ключевых по сути две:
Первая, и она же ведущая, - привить любовь к занятию футболом и любовь непосредственно к самой игре.
Имея мотивацию играть и заниматься таким видом спорта, как футбол, ребенок приобретает естественное желание учиться, тренироваться, искать что-то новое, чтобы становиться лучше на фоне самого себя и партнеров по команде, на фоне соперников, против которых он играет.
Нельзя научить технике того, кому это неинтересно, и кто в этом не заинтересован. Если только это не медведь в цирке, живущий под страхом физической боли…
Что разрушает процесс? Конечно же, неудачи… в таком молодом возрасте сложно объяснить ребенку, что неудачи — это ключ к его росту, ключ к его дальнейшему развитию. Но очень часто, испытывая неудачи, дети теряют любовь и интерес к игре.
Еще один ключевой аспект - это сам футбол в России. Миллион раз обсуждаемая тема, что результат - не главное в этом возрасте. Сотнями детских турниров доказан обратный факт, что это всего лишь очередная взрослая фальшь.
Родители хотят только побед, тренеры хотят только побед, а большинство детей хотят просто играть… Играть и получать удовольствие, проводить время в коллективе. А вот про профессиональный футбол, элитные клубы, первый контракт, команду мастеров, чемпионат России, чемпионат мира ребенок 5-6-7 лет может вообще не знать и ни разу не слышать, если только тренер или родители не «нагрузят» ребенка этой информацией. Нужна ли она ему на данном этапе? Если только в качестве ознакомительной? Конечно да! А вот в качестве "накачки" и способа всестороннего давления как в спортивной школе, так и дома, - конечно нет.
Ну вернемся немного к тому, о чем я хотел бы поговорить и возможно обсудить с вами:
Это детский футбол, который играется по детским правилам и на детских площадках, но со взрослой балльной системой. На этапе спортивного обучения я считаю данную систему несовершенной, и в данной статье попытаюсь изложить свои мысли и наблюдения.
Классический тренировочный недельный цикл стандартной футбольной школы - от двух до пяти тренировок в неделю плюс товарищеская либо соревновательная игра в выходной день (обычно это суббота или воскресенье).
Все, как у взрослых:
Турнирные таблицы, классическая либо олимпийская система проведения соревнований, с балльной системой присвоения очков:
Победа - 3 очка
Ничья - 1 очко
Поражение - 0 очков
В чем суть моего предложения?
Повысить одновременно уровень команд в игре как в атаке, так и в обороне, заставить сильные школы конкурировать между собой еще больше, средние школы - подтянуться к сильным, а слабым школам попытаться выйти на новый для себя уровень и даже в матчах с очень сильными соперниками искать для себя мотивацию в каждом матче, в каждом эпизоде, и в случае успеха быть за это вознагражденными.
Звучит голословно, но обо всем по порядку.
Большинство футбольных функционеров, тренеров, методистов для того, чтобы повысить вовлеченность маленьких футболистов в игру, меняют размеры площадок 2х2, 3х3, количество ворот (4х4 в четверо маленьких ворот), количество игроков. Также изменяют правила (например, игра без аутов), по сути вмешиваясь в формат футбола, варьируя его условия, количество и размер целей либо количество участников.
Я же предлагаю вам к обсуждению совершенно другой подход: для соревнований детей возраста 6-12 лет предлагаю изменить оценку самих детских соревнований.
Для примера возьму две команды:
Академия «Смена» и детская школа «Факел»
На примере этих двух коллективов я попытаюсь изложить всю суть.
Пример первый, или первая турнирная ситуация:
«Смена» выиграла со счетом 5-0 у команды «Факел». Пока все очевидно: в турнирной таблице команда «Смена» заслуженно получила 3 очка за «сухую» победу; команда «Факел», к сожалению, не получила очков, так как дети из этой команды не смогли отличиться результативными действиями.
Пример второй:
«Смена» выиграла матч со счетом 4-1 у команды «Факел». «Факел» забил свой единственный гол за 4 минуты до конца встречи. Игроки команды «Факел» боролись до последней минуты матча. В действиях игроков команды «Смена» в концовке матча чувствовалась потеря концентрации ввиду крупного счета. Видно было, что ребята хотели поскорее доиграть. Как итог игроки команды «Смена» получают за победу не с «сухим» счетом всего лишь 2 очка; команда «Факел» получает 1 очко, так как сумела отличиться результативными действиями.
Да, я знаю, на меня может посыпаться критика, многие это воспримут в штыки. Тренеры, методисты и знакомые, с кем я это обсуждал, сходу говорили, что это невозможно, это сложно, это глупость. Но когда вы еще раз это прочитаете! Остынете!
Возвращайтесь! И попробуйте поставить себя на место 6-8-10-летнего ребенка.
Одна из проблем детского футбола - это то, что дети играют в детский футбол по взрослым правилам. Мы оцениваем детей, так скажем, по «линейке» для взрослых: победа - три очка, ничья - одно очко, поражение — ноль очков.
Но что такое победа? Есть ли разница между победой 7-0 и 7-6? Есть ли разница между победой 5-3 и 1-0? Как много в этих цифрах кроется детского горя и радости! Для кого-то единственный гол может стать большой дорогой вперед!
Но вернемся к ситуации со счетом 4-1 в пользу команды «Смена» над командой «Факел»
Команда «Смена» празднует победу в раздевалке, пусть и с привкусом горечи (не смогли удержать победный «сухой» счет, проявили несобранность, в результате чего потеряли одно очко). Но и команда «Факел» празднует свою маленькую победу: они во втором матче сумели забить свой единственный гол, но этот гол им принес первое очко в турнире. Да, пока что они много пропускают, но они забили свой первый гол! Скорее всего, они всей командой обсуждают автора гола, обсуждают парня, который отдал передачу. И они тоже имеют право на праздник, на награду за свое упорство, что не «бросили» играть после 4 пропущенных голов против сильной команды, боролись до конца и заработали свое первое очко. Неужели эта команда, эти дети не заслужили свой, пусть и маленький, но все же праздник? Неужели за свой гол они не заслужили награды, пусть даже самой маленькой?
Посмотрите, как сегодня это происходит. Посмотрите на детских тренеров и команду проигравших сегодня. Возможно, вспомните себя, как вы возвращались после поражения... Команда проиграла 1-5, идут разочарованные, бредут поникшие в раздевалку, опущенные головы. И это праздник футбола? Хочется после этого тренироваться или играть? Прививает это любовь к футболу? Думаю, нет! Так давайте дадим детям возможность праздновать хотя бы единственный гол команды! Давайте дадим за это им одно очко! Они его заслужили!
Пример Третий: матч между командами «Смена» и «Факел», 5 минут до конца матча, счет 3-3
Впервые команда «Факел» может сыграть в ничью, удержать счет. И по действующей на данной момент системе подсчета очков каждая команда может заработать 1 очко за ничью.
Давайте честно: часть тренеров будет всячески просить игроков тянуть время, «не рисковать», «покатать мяч на своей», «быть внимательнее», подсказывать «чуть осталось», просить «потерпеть», или вообще просить играть защитников на «вынос»
Развивает это футбол? В глобальном понимании? Конечно нет! Такие сложные общекомандные задачи не каждая взрослая команда сможет выполнить - сохранить счет за 5 минут до конца матча. А представляете «стоимость» ошибки игрока, который «привезет»? А если это будет еще и вратарь? Ох, сколько его ждет тумаков, нелестных слов и подколов от партнеров, а возможно и от тренера в раздевалке. Давление и груз ответственности сравним с финалом Лиги Чемпионов! Оно ему надо? Вот так мы и получаем первые потери детей в этих возрастах, первые психологические травмы и первый буллинг.
Что предлагаю я? Все как во втором примере. Уберите лишнее давление! Команды уже забили друг другу по 3 мяча и заработали гарантированно свое очко. Пусть пробуют заработать еще очко без страха допустить фатальную ошибку, пусть не «отсиживаются» в обороне, пусть не тянут время, пусть продолжают играть ради игры. Не губите игру своим удержанием счета, играйте в футбол ради развития атакующего футбола,
Футбол, особенно детский, - это в первую очередь про атаку и движение вперед, это голы и их празднование. Дайте возможность заработать очки командам, что забивают мячи.
В команде u14-u16 я проводил анонимное психологическое тестирование. В группе более 25 человек. Один из вопросов в тесте звучал так: ваш главный страх, опишите его?
85% детей ответили: совершить решающую ошибку. Дети должны ошибаться, дети должны иметь право на ошибку. Позвольте им это делать, без вашего взрослого тренерского/родительского давления. Чем раньше они совершат эти ошибки, тем быстрее пойдет их развитие. Не должны эти страхи переходить в юношеский футбол, а оттуда - в молодежный и взрослый.
Ниже я привел турнирную таблицу с участием 8 команд и подсчетом очков в колонках А и В
где В* - это очки по действующей системе, как во взрослом футболе
где А* - это набранные очки по альтернативной системе
Обратите внимание: кардинально это не влияет на распределение призовых мест. Но из плюсов, которые на данном примере подметил бы я для вас, - это очень плотная таблица при альтернативном подсчете: разница между первым и восьмым местом в данном примере - всего 8 очков, количество очков, «собранных» командой, с самого низа увеличивается не за счет побед или ничейных результатов, а за счет активных атакующих действий. Для более слабых школ это тоже маленькие, но вполне достижимые цели. В играх с заведомо сильным соперником они могут ставить себе более реальные цели. Увеличивается и качество игры команд из верхней части таблицы: мало становиться просто выиграть. Играя в атаку, необходимо еще постараться хорошо сыграть и в обороне, чтобы "собрать" как можно больше очков.
Поэтому я считаю, что как минимум некоторые турниры мы обязаны попробовать провести в альтернативном формате подсчета очков, понаблюдать за маленькими футболистами. Также считаю необходимым провести опрос среди юных футболистов, тренеров и родителей по окончанию турнира, узнать их мнение, подвести итоги. И возможно, после доработок, анализа, корректировок данная система сможет заменить или дополнить действующую.