«Аталанта» уже изменила футбол. Ее копии зажигают в нескольких лигах
Sports.ru продолжает новогодний сериал про тех, кто украсил собой 2021-й – как и собирались, говорим тут не только об отдельных спортсменах, но и о целых явлениях, клубах, запустивших тенденции. Новый эпизод – о команде, за которой следили весь год особенно внимательно, но не только из-за русского следа.
2021-й – не величайший год в истории «Аталанты». Команда идет четвертой в Серии А, отставая от лидирующего «Интера» на восемь очков. Конечно, еще недавно такой результат казался бы выдающимся, но клуб, который уже три года подряд играет в Лиге чемпионов, точно может мечтать о больших победах.
Тем более, что 2021-й – это время становления приятных аналогов «Аталанты». Команд, которые идеологически и тактически ориентируются на итальянский проект – и тоже добиваются результатов.
Секрет не в банальном кликбейте в духе «команда идет высоко с ограниченными ресурсами – это же новая «Аталанта». Клубы, о которых будем говорить, очевидно вдохновляются философией Гасперини – от выбора схемы до ролей крайних центральных защитников. И сами предлагают неожиданные интерпретации, изящно дополняя знакомый стиль.
Коротко: в чем магия «Аталанты»? Высокий прессинг, бешеная физподготовка и монументальная фигура тренера
Драйвовый футбол «Аталанты» выстраивается на известном базисе.
Гасперини – фанат персонального прессинга. Учитывая, что «Аталанта» постоянно находится в топе Серии А по интенсивности давления без мяча, тренер требует бескомпромиссную опеку.
Из-за этого против «Аталанты» очень трудно играть: минимум времени для принятия решения, постоянная головная боль из-за соперника на плечах, риск ошибиться уже на выходе из собственной штрафной.
Конечно, при хотя бы одном недорабатывающем вся модель рушится, но лентяи у Гасперини не задерживаются.
Физподготовка – следствие идеи о вечном давлении. Без топ-формы даже при желании не выдержишь 90 минут интенсивного футбола.
«Гасперини заставляет так сильно пахать на тренировках, что матчи потом кажутся утренней пробежкой. Серьезно: после наших тренировок игры в лучшем случае по интенсивности напоминали разминку», – рассказывал латераль Леонардо Спинаццола. На Евро-2020 вы могли оценить, какого трудягу создал Гасперини.
Но топовая работоспособность – точно не полная характеристика «Аталанты». Есть несколько вещей, которые делают их матчи особенными.
1. Разнообразие в тройке нападающих – все зависит от плана Гасперини. Есть вариант с двумя акцентированными форвардами (Муриэль и Сапата), ставка на гигантский объем работы (Пессина/Пашалич), или побольше креатива (Иличич и Малиновский).
2. Гениальные латерали, которые умеют вообще все: пасовать, проходить на дриблинге, комбинировать на ограниченных пространствах, навешивать, завершать. Нередко взаимодействуя друг с другом.
3. Подключения центральных защитников в атаку. В этом особенно преуспевал Кристиан Ромеро, теперь играющий за «Тоттенхэм». В таких случаях жертвенные центральные полузащитники страховали зону. Жертвенные – потому что в системе Гасперини игроки центра поля должны базово выполнять функции любого амплуа – от крайков до форварда.
Гасперини в «Аталанте» – личность титанического масштаба. Он безальтернативный руководитель, ментор, наставник. Это не фигуры речи – история с Папу Гомесом доказала, что в «Аталанте» тренер важнее любого игрока.
«Ланс» во всем похож на «Аталанту». Отличие: ударная сила – центральный полузащитник (отказавший «Аталанте»!)
«Ланс» играет в Лиге 1 лишь второй сезон: в 2020-м клуб поднялся из второго дивизиона (просидел там пять лет). Подъем был специфическим: из-за пандемии чемпионат остановился после 28-го тура, «Ланс» опережал идущий третьим «Аяччо» лишь на одно очко.
Так во Франции появился самый очаровательный середняк.
Команда максимально близка к «Аталанте»: тоже фундаментальная фигура тренера Франка Эса, постоянная формация 3-4-3 и отличная физика. Пожалуй, «Ланс» отличается только прессингом – не в каждом туре врубается персональная опека, да и интенсивность не всегда в порядке.
Сам Эс объясняет, что дело не в фанатичной любви к системе – она просто лучше всех подходит под состав: «Я много лет работал с четверкой защитников. Может, через полгода или год изменю схему. Может, уже через пару недель – прямо в перерыве какого-нибудь неудачного матча».
Тренер говорил это в сентябре 2020-го – и до сих пор остается верен модели. Работает.
Пересечений с «Аталантой» на уровне составов очень много. Это и атакующие центральные защитники, которые во французской версии даже важнее, чем в итальянской. Жонатан Гради ответственен за продвижение мяча (третий в Лиге 1 по пасам в атакующую треть), Факундо Медина подключается в роли ситуативного форварда под навесы (при росте 180 см он фантастически прыгуч и атлетичен).
Латерали – сердце любой аталантоподобной команды. В «Лансе» зажигает Жонатан Клосс, который попал в более-менее профессиональный футбол только в 25 лет. Он навешивает, стреляет с дальней дистанции (особенно со штрафных), проходит на дриблинге, эпизодически отыгрывает в центре поля и на острие, 90 минут носится по правому флангу. Клосс – второй ассистент Лиги 1 (7 штук) и занимает четвертое место по пасам под удар.
Летом схожий игрок появился на левом фланге – спортивный отдел «Ланса» (спортдир и два скаута) выцепил из МЛС поляка Пшемыслава Франковского. Тоже дико работоспособен и чуть больше нацелен на ворота.
Важная деталь – ни у одного нападающего «Ланса» нет больше 13 стартов в 19 турах. Дело не в травмах, просто Франк Эс выбирает тех, кто будет полезен против конкретного соперника. Флориан Сотока – столб под забросы и навесы, Арно Калимуэндо – под ставку на дриблинг и персональное созидание, Гаэль Какута – угроза из глубины, поддерживающая центр поля. А ведь есть еще Игнатиус Ганаго, Корантен Жан, Уэсли Саид, Давид Кошта.
Обещали оригинальные идеи. «Ланс» кошмарит Лигу 1 уникальным центральным полузащитником, который фактически стал главной ударной силой. Секо Фофана – второй в клубе по голам (5), лучший по xG (4,9), второй во всей Франции по ударам по воротам – 53, больше только у Мбаппе (60). Давно видели игрока центра поля с почти тремя ударами за игру на дистанции в половину сезона?
При этом Фофана – еще и созидатель. Он на восьмом месте по обводкам в Лиге 1 (39) с отличным показателем успешности (62,9%). Секо чаще всех во Франции продвигает мяч на владении в атакующую треть (61 проход).
Так и работает: Фофана движется к штрафной, отдает на фланг и сам бежит замыкать в штрафную – навес, прострел, быструю комбинацию в пас. Все нападающие «Ланса» неплохи в подыгрыше, но с завершением проблемы. Фофана стал спасителем.
Знаете, в чем ирония? Фофана выбрал «Ланс», отказав «Аталанте». Вот объяснение: «Не все понимали мой выбор. Я еще давно смотрел игры «Ланса» – мой друг Арсен Элого играл за «Гренобль» против этой команды. Я влюбился в атмосферу.
В Италии (Фофана перешел в «Ланс» из «Удинезе» – Sports.ru) мне было сложно без семьи. Ковид только осложнил ситуацию – мне хотелось во Францию. «Аталанта» уже получила мое согласие и договорилась с «Удинезе», так что все изменилось в последний момент.
Теперь я в команде, которая наслаждается футболом».
Атмосфера – не клише. Домашние матчи «Ланса» – это тот случай, когда проникаешься даже через ТВ-трансляцию.
«Майнц» – оборонительный аналог «Аталанты». Да, так тоже можно
Мы привыкли разделять формации 3-Х-Х на оборонительные и атакующие. Спорная штука, а популяризация схем с тремя ЦЗ наглядно показывает, что такая классификация неправильна.
«Майнц» – лучшее доказательство, как модель может быть сбалансирована.
В Бундеслиге-2021/22 только «Бавария» допускает меньше моментов, чем «Майнц» (15 против 19,1 xGA – ожидаемые пропущенные). Команда Бо Свенссона не брезгует парковать автобус, если давление и впрямь велико. Компактность, низкий блок, минимум дыр.
При этом «Майнц» – пятая команда Германии по интенсивности прессинга. У клуба вообще уникальное по своей агрессии давление: могут с мясом влетать в ноги, если не успевают накрыть чисто. Это не всегда красиво, но часть психологии «Майнца» – соперник должен физически бояться выходить из обороны.
«Агрессия» и «интенсивность» – любимые слова Бо Свенссона. Он пришел в январе 2021-го, когда «Майнц» шел в зоне вылета в четырех очках хотя бы от 16-го места (это лишь позиция для стыковых матчей). Играли так плохо, что скорее боролись не за спасение, а лишь бы остаться чуть выше мертвого «Шальке».
Безысходность сплотила команду вокруг человека без заметного тренерского опыта – всего пара лет в «Лиферинге», фарме «Зальцбурга». Зато Свенссон-футболист провел в «Майнце» семь сезонов.
«Нам понравился умный подход Свенссона, – рассказывал защитник «Майнца» Мусса Ниакате. – Нужно было спасаться, но мы не чувствовали лишнего волнения, просто слушали тренера».
Свенссон – универсал. Он работал в системе «Ред Булл», заточенной на вертикальный футбол с гегенпрессингом. Сам играл в командах Клоппа и Тухеля. Выбрал непривычную для Германии модель с тремя защитниками.
И все это синтезировалось в «Майнце». Где же тут «Аталанта»? Есть яркий маркер – игрок, подобный Пашаличу в системе Гасперини. Он как бы третий игрок нападения, и в то же время футболист центра поля. У Свенссона более очевидные 3-5-2 – такой пашаличный футболист скорее поднимается в нападение для прессинга. Весной это был Данни Латца, осенью – целый набор из опций: Жан-Поль Боютиюс, Ли Чжэ Сон или Маркус Ингвартен.
По персоналиям «Майнц» не сильно выделяется, механизм здесь важнее личности. Пожалуй, два исключения – нападающий Йонатан Буркардт и защитник Мусса Ниакате. Первый – исключительно немецкий продукт: пахарь в прессинге с хорошим поиском свободного пространства. При Свенссоне учится лучше реализовывать шансы.
А Ниакате – принципиально важный винт в системе, выделяющий «Майнц» даже на фоне «Аталанты». Свенссон с его помощью свежо интерпретирует идею с подключениями крайних ЦЗ. Мусса бросает все ауты «Майнца» с левого фланга. Во-первых, может бросать очень (очень!) далеко, сразу превращая ситуацию в стандарт. Во-вторых, способен создавать перегруз на фланге, комбинируя в мелкий пас. Так «Майнц» может либо зайти в штрафную, либо перевести мяч направо. Удобно и полезно.
«Ракув» доказывает, что можно вдохновляться «Аталантой» и не в топ-лигах
Статус польской «Аталанты» уже приклеился к «Ракуву». Клуб проводит в Экстраклассе всего третий сезон, но уже успел выиграть Кубок с Суперкубком и почти прорвался в групповой этап Лиги конференций, по ходу выбив «Рубин».
Создатель проекта – айтишник Михаил Сверчевски, который регулярно подчеркивает, что «Аталанта» стала его музой: «В Бергамо доказали, что потолка не существует. В обычном городке с ветхим стадионом, но правильной идеей создали клуб, способный конкурировать с лучшими».
Сверчевски проникновенно говорит о футболе: «Клуб – не бизнес. Он должен приносить эмоции, должен развлекать. Хочу, чтобы сохранялась романтика. Зарабатывать деньги – не самоцель. Их нужно зарабатывать, чтобы однажды сыграть против гранда вроде «Барселоны» с мечтой победить соперника».
В вакууме слова могут казаться приторными, но «Ракув» – не пшик, а двигатель экспериментов в польском футболе. Комментатор «Матч ТВ» Станислав Минин в интервью Sports.ru рассказывал, как другие польские клубы потянулись к «Ракуву», отказываясь от автобусов и низкого блока.
Главный тренер Марек Папшун с уважением интегрирует идеи Гасперини. От персональной опеки (Папшун тоже требователен – может заменить в перерыве, если футболист постоянно теряет своего соперника) до ролей в атакующем трио. 3-4-3 тоже на месте.
Схема в «Ракуве» – это не следствие игровых принципов, а обязательное условие Сверчевского: «3-4-3 – модель, подходящая атакующей игре с преимуществом в середине поля. Минимальное число обороняющихся, максимальное количество нападающих».
В стратегии клуб открыто ориентируется на систему «Ред Булл» со ставкой на молодежь, умный скаутинг юных талантов и продажу за хорошие деньги. Летом 2021-го «Ракув» продал защитника Камиля Пионтковского в «Зальцбург» за 5 млн евро. Для польских команд сумма просто потрясающая.
***
Пожалуй, пример «Ракува» наиболее показателен. Это прекрасная история о том, как частный бизнесмен пришел в футбол с надеждой сделать его лучше, создал отличный по местным меркам клуб, который теперь идейно кажется флагманом всего национального футбола – за ним тянутся другие середняки, а за тренером Папшуном охотятся «Легия» и «Лех», местная элита.
Символично и то, что именно «Ракув» из всех аталантских команд первым взял трофеи – да, местного уровня, но достижение все равно внушительное.
Все эти команды объединяет вера в идею. «Аталанта» до Гасперини казалась болотистым середняком. «Ланса» и «Ракува» даже не было в топ-дивизионе. «Майнц» выглядел безнадежным кандидатом на вылет.
Просто нужно начать играть в футбол. Да, условия жесткие – футболисты обязаны добегать, не забивать на движение без мяча, четко выполнять требования тренера-лидера.
Но старания точно будут оправданы.
В «Аталанте» снова выстрелил атакующий полузащитник. Жаль, но это опять не Миранчук
Другие эпизоды сериала Sports.ru о новых людях:
Фото: globallookpress.com/Spada/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency, Fotostand/Racocha, Ziemianin/Keystone Press Agency, LUKASZ GROCHALA/CYFRASPORT; East News/Marco BERTORELLO / AFP; Gettyimages.ru/Francesco Pecoraro, Christof Koepsel; facebook.com/RCLens
1. Много голов (третьи по голам в чемпионате)
2. Идентичная схема в 5 защитников
3. Универсальные латерали
4. Высокий прессинг
5. Скромный бюджет (9-11 состав по стоимости) и грамотная трансферная компания
В итоге получаем третье место в чемпионате и борьбу за Лигу чемпионов
Ну и в дополнение к этой версии - думаю ротенберг знает как уйти от налогов и как должна выплачиваться зарплата в клубе. Думаю неофициальный бюджет клуба значительно больше.