18 мин.

Рангник меняет «Ман Юнайтед»: схема 4-2-2-2, прогресс в прессинге, но сырость в позиционке

Что успел Ральф, пока «МЮ» не накрыл ковид.

Ральф Рангник стартовал в «Манчестер Юнайтед» с двух побед в АПЛ. Между играми с «Кристал Пэлас» (1:0) и «Норвичем» (1:0) уместился менее показательный из-за 11 изменений в составе матч Лиги чемпионов против «Янг Бойз» (1:1). 

Немец сразу же начал менять команду под себя. Перемен много – не все заработали сразу, но промежуточные выводы уже сделать можно. В первую очередь, куда развивается команда, а не о том, насколько успешным будет путь (тут вопросов пока больше, чем ответов). 

Базис стиля Рангника – интенсивный прессинг и вертикальность

Если вы внимательно читали подробные разборы футбола Рангника, когда немец приходил в «Локо» (или даже раньше), смело пропускайте эту часть. Коротко пройдемся по ключевым принципам Ральфа.

В интервью The Coaches’ Voice Рангник суммировал свою философию двумя предложениями: «Мой стиль – это футбол, основанный на высоком прессинге и контрпрессинге. Я бы назвал его быстрым, инициативным, атакующим, контратакующим, контрпрессингующим и захватывающим».

Более детально принципы Ральфа раскрывали его ученики. Например, Брэдли Карнелл, который сейчас работает помощником тренера в «РБ Нью-Йорк», а раньше играл у Рангника в «Штутгарте»:

«Концепция «Ред Булл» – это энергозатратный стиль со смелой игрой без мяча, которая ориентирована на положение мяча. Многие тренеры знакомы с этой концепцией, а исходит она от Ральфа Рангника. Мы играем с очень высокой компактностью и стараемся максимально использовать время и пространство сразу после отбора мяча. Мы стараемся создавать позитивные сценарии, когда мяч не у нас – сочетать расположение игроков для отбора и для быстрого перехода. Наша задача поймать момент неорганизованности у соперника и максимально быстро доставить мяч к воротам».

Джесси Марш, еще когда был тренером «РБ Нью-Йорк», читал про философию Рангника целые лекции. Вот важный с тактической точки зрения отрывок:

«В «Ред Булл» у нас четкий стиль игры. Он основывается на принципах игры и тактике. Ключевая идея заключается в том, чтобы забить в пределах 10 секунд после отбора мяча. Большая часть нашей работы сводится к тому, чтобы организовать команду таким образом, чтобы в момент отбора мы готовы были убежать в быструю атаку и забить.

Мы всегда ищем возможность быстро продвигать мяч. Мы быстро комбинируем, играем в касание, скидываем мяч друг другу – все это мы называем «быстрой игрой». «Быстрая игра» – это не только способность играть вперед, но и понимание, где находятся партнеры. Это помогает быстро комбинировать, находить пространство и контратаковать. 

Наша цель использовать «быструю игру», чтобы создать небольшие зоны в центре. А потом доставить мяч к чужим воротам – настолько быстро, насколько возможно. Мы не стремимся насытить фланги игроками. Мы всегда нацелены на то, чтобы играть через центр».

The Telegraph ждал фирменные часы с обратным отсчетом на базе «МЮ». Они используются, чтобы измерять время, за которое игроки доводят быстрые атаки до удара, а контрпрессинг – до отбора мяча. На быструю атаку Рангник дает 10 секунд, на отбор после потери – 8.

В интервью DW’s Kickoff! Рангник объяснял идею: «Игроки могут слышать обратный отсчет. Они понимают, что нужно вернуть мяч за восемь секунд, а потом нанести удар в пределах десяти секунд. Тиканье часов может раздражать на первых порах, но я заметил, что такой тип тренировок способен менять мышление игроков за считанные недели. Они адаптируются к стилю игры – действия становятся инстинктивными».

В идеальном сценарии описанные инструменты дают команде контроль. Команды Рангника контролируют игры через прессинг. Этого сильно не хватало «МЮ» в первой части сезона – матчи были хаотичными, а команда не была цельной с мячом и без него. 

Ральф упомянул это на первой же пресс-конференции: «Мой подход заключается в том, чтобы помочь команде достичь большего баланса, получить больше контроля над игрой. Вчерашний матч (победа над «Арсеналом» 3:2 при Кэррике – Sports.ru) был захватывающим для болельщиков, но для меня как тренера это не те игры, которые я хотел бы видеть, потому что в футболе для меня важно свести к минимуму фактор случайности и иметь полный контроль над игрой».

Пока далеко не все элементы отлажены. Но один эпизод из встречи с «Норвичем» был прямо эталонным с точки зрения воплощения идей Рангника. Рассмотрим его подробнее.

Команда готовится к началу давления, держит схему 4-4-2 (4-2-2-2):

Скриншоты сделаны в InStatScout

Когда давление начинается, его поддерживает вся команда, все короткие опции надежно перекрыты:

Приходится играть дальним пасом на нападающего – прессинг поддерживает высокая защита, поэтому Пукки получает мяч под давлением Виктора Линделефа:

Первый пас после отбора – вертикальный:

Атака прокатывается именно через центральную зону и доходит до штрафной соперника за 6 секунд:

Правильный момент начала прессинга + цельность и компактность + вертикальность через центр сразу после отбора + опасный удар. Пока такая отлаженность во всех стадиях – редкость для «Юнайтед». Но, если все пойдет по плану, команда Рангника будет именно так убивать соперников.

Прессинг уже улучшился – Рангник убедил работать даже Криштиану

С первого матча Рангник поменял схему – на смену 4-2-3-1 пришли 4-2-2-2 (показательно, что поменялась схема, но не игроки – стартовали абсолютно те же, кто выходил в последнем матче Майкла Кэррика). 

4-2-2-2 – одна из двух лучших формаций для воплощения принципов Рангника (еще часто использует 4-4-2 с ромбом). В первую очередь схема помогает при подготовке зонного, ориентированного на мяч прессинга – очень надежно закрывается центральная зона, а фланги в идеале перекрываются через командные смещения по мячу. 

Матчи Рангника сильно выделяются в плане прессинга на общем фоне этого сезона. Давление стало более смелым – не смелым на фоне лучших клубов АПЛ, а именно более смелым, чем при Сульшере. В тройке лучших матчей «МЮ» по прессинг-действиям на чужой трети – два матча Рангника и игра первого тура против «Лидса» (нетоповый соперник, который подставляется под давление + встреча была до прихода Роналду):

Еще один важный аспект – цельность прессинга. Матчи с «Пэлас» и «Норвичем» входят в пятерку по успешности прессинг-действий. Успешным считается прессинг-действие, которое вело к переходу мяча в течение ближайших 5 секунд: 

Важен не только процент, но и объем прессинг-действий. Раньше «Юнайтед» не удавалось сочетать большое количество прессинг-действий с высоким уровнем успешности. Либо соперник весьма легко и без особого сопротивления отдавал мяч (что повышало процент, но мало говорило о качестве давления – больше о нерешительности соперника). Либо «МЮ» вынуждали чаще идти в прессинг, но тогда качество оставляло желать лучшего. 

При Рангнике команда уже выглядит более цельно, чем раньше. Важнейшая деталь трансформации – готовность Криштиану Роналду участвовать в командном давлении. «Мы старались играть первым номером. Выглядели очень цельно весь матч, за исключением последних пяти минут. Мы хотели сыграть с двумя нападающими, которые концентрируются на центральной зоне. Одним из них был Роналду: кстати, его работа без мяча была отличной – снимаю шляпу», – восторгался Рангник после победы над «Пэлас». 

Матчи при Рангнике – лучшие для Криштиану по количеству прессинг-действий. Эти цифры никак нельзя назвать заоблачными, но они явно лучше того, что было раньше – и дают необходимый для функционирования системы минимум:

Работает примерно так. «МЮ» выжидает момент для давления в 4-2-2-2:

Бруну начинает интенсивную стадию прессинга, убедившись, что команда готова:

В перекрытии вариантов участвуют все атакующие игроки – успешно справляются с задачей:

Завершает давление именно Криштиану:

Еще один важный для прессинга Рангника прием «cover shadow» (перекрытие тенью) – такое расположение игрока, чтобы он перекрывал линию паса на одного соперника и в то же время давил на другого. «МЮ» постепенно обучается этому. Тут Рэшфорд стартует с опорником Куяте:

А в момент начала активного давления располагается именно так, чтобы и давить, и перекрывать линию паса:

«Мне было важно, чтобы Криштиану не был один впереди. Вместе с Маркусом они держались друг друга и искали моменты для начала прессинга», – объяснял Рангник. Другой важный аспект: «Бруну и Джейдон при схеме 4-2-2-2 оказываются в самых требовательных и трудных ролях».

Их задача включает и игру против игроков в опорной зоне соперника, и фланговое давление. Прессинг в центре для команд Рангника важнее, но в идеале они должны успевать везде. Более того, в первых матчах часто именно они давали старт давлению – возможно, это не часть умысла, а следствие некоторой пассивности нападающих (они достойно поддерживают давление, но не всегда готовы начинать). 

Если резюмировать: пока прессинг не всегда начинается прямо высоко и не держится весь матч, но он стал намного цельнее. Если идут, то всей командой. Работа Рангника на этой стадии впечатляет сильнее, чем на любой другой. 

Но некоторые долгосрочные опасения все еще остаются. Главное из них – способность команды прогрессировать в рамках системы (делать прессинг смелее и менее выборочным) и повторять это из недели в неделю. В идеале нужна молодая подобранная специально под это команда. Состав «МЮ» формировался иначе. Для контекста: адаптированный на сыгранные минуты средний возраст «Лейпцига» в сезон Рангника – 24 года (самая молодая команда Бундеслиги на тот момент); у нынешнего «МЮ» – 27,6. 

Второе опасение связано с физической готовностью. Команду к сезону готовил не Ральф. Здесь пока противоречивая ситуация. После первого матча Рангник сказал: «Честно говоря, я был приятно удивлен физической готовностью игроков, показанной ими интенсивностью и уровнем игры».  

После второй игры с «Норвичем» вердикт был совсем другим: «В плане интенсивности, агрессивности мы не показали того же уровня, что неделю назад. В первую очередь в атакующем плане – и тут я говорю не только про нападающих и десяток».

Совсем запутанной ситуацию делает тот факт, что к «Пэлас» (в четверг играли с «Арсеналом») времени на восстановление было меньше, чем к «Норвичу» (у игроков основы была целая неделя без матчей). Пока до конца непонятно, как нынешний фитнес-уровень игроков «Юнайтед» соотносится с требованиями Ральфа, но, учитывая приход в середине сезона, расхождения возможны и даже вероятны. 

Контрпрессинг – один из важнейших элементов футбола Ральфа. Пока с ним проблемы

«Мы любим сочетать высокий прессинг с очень интенсивным контрпрессингом», – признавался Рангник в интервью ESPN. «Ральф по-особенному смотрит на футбол. Я частично использую его философию; контрпрессинг – очень важная для него вещь», – добавлял Юлиан Нагельсманн.

В эталонной команде Рангника эта стадия, возможно, даже важнее, чем прессинг, но пока с этим проблемы. «Я не могу превратить игроков в прессинг-монстров, которых хочу видеть, за 2-4 недели. Мой футбол определенно не похож на медленный вальс. Я не так сильно отличаюсь от Юргена Клоппа в плане стиля игры», – объяснял Рангник. 

При заготовленном прессинге описанная проблема частично маскируется тем, что «Юнайтед» может выжидать и начинать в удобный момент. Главное, чтобы в этот самый момент никто не выпадал. Контрпрессинг – это давление сразу после потери. Здесь просто-напросто нельзя ждать нужного момента. Нужно накрывать сразу – и это движение должно быть поставлено практически на уровне инстинктов. Чем ближе игроки к статусу «прессинг-монстров», тем проще организовать такое давление. 

Стартовые матчи подтверждают, что футболисты «МЮ» пока далеки от этого. И это бросается в глаза в первую очередь при контрпрессинге.

Сразу после потери мяч прилетает к Айю – только Фред давит, три футболиста наблюдают за эпизодом:

Даже когда они подтянулись, были очень пассивны и дали вывести мяч на более свободную сторону поля:

Привело к неприятной ситуации, в которой Линделеф вынужден действовать против Заа на пространстве:

Сразу после потери игроки «МЮ» не оказывают давления. Ключевой для контрпрессинга игрок в эпизоде (Гринвуд) через пару секунд вспомнит требования и попытается (но уже будет поздно):

Здесь тоже сразу после потери трое футболистов «МЮ» медлят с реакцией:

Совсем вопиющим эпизод делает тот факт, что в итоге накрывать защитника «Норвича» побежал не Роналду (ближний к мячу), а Бруну, который располагался дальше:

В прессинге Рангника большую роль играет организация и выбор момента для давления. В контрпрессинге ключевые элементы – расположение в момент потери и инстинкты. Именно поэтому эта стадия так явно оголяет недостатки состава.

В позиционных атаках «МЮ» стал вертикальнее, но пока это не приводит к хорошим моментам

При владении ключевое слово для Рангника – вертикальность. «Когда мы владеем мячом, я не хочу видеть поперечных передач и пасов назад», – пояснял немец. 

Это сильно отличается от ориентиров Сульшера. При норвежце (особенно до этого сезона) была позиционная структура и более терпеливые розыгрыши. Да, эта структура была слишком зависимой от движения Бруну, который находил свободные зоны и склеивал команду (да еще сам созидал). Без него владение становилось слишком стерильным – было много передач, которые так ненавидит Рангник.

«МЮ» Сульшера образовывал позиционную структуру, но относительно лучших команд недостаточно быстро двигал в ее рамках мяч, поэтому так зависел от Бруну и иногда Погба, которые способны взрывать игру. Но команда как минимум пыталась играть между линиями и терпеливо растягивать соперников. Ключевым пасом была попытка найти Бруну. 

При Рангнике все поменялось. Теперь «МЮ» даже не пытается играть между линиями – мяч сразу доставляется в последнюю линию. Намного быстрее и без такого числа подготовительных пасов. Теперь ключевой пас – вертикальная передача от защитника. За этим пасом следует либо потенциальный выход атакующего игрока (если защита соперника слишком высоко), либо борьба и подбор в опорной зоне. 

Вот сценарий с подбором:

Вот попытка вывести на удар дальним пасом за спину:

В каждой позиционной атаке «Юнайтед» провоцирует один из этих двух сценариев. Это прослеживается через характер и точность дальних передач.

Здесь матчи Рангника располагаются по соседству (таблица ниже). Ниже точность дальних была только под прессингом команд из топ-3 и в аномальном матче с «Уотфордом», после которого уволили Сульшера. 

Против «Пэлас» и «Норвича» необычных условий или дикого прессинга соперника не было. Это было частью плана – меньше переводов и больше вертикальных пасов:

Подход Рангника отличается от стиля других топ-клубов, но с подходящими игроками это работало. Хотя базисом у Ральфа всегда был прессинг и контратаки. В средних или околотоповых командах хватало моментов из этих эпизодов. Позиционная атака не была так важна. В «МЮ» соперники неизбежно будут отдавать мяч и проверять именно позиционку. 

Пока в этой стадии все сыро. И сами методы никогда не были прямо совсем мощными (команды Рангника скорее обходили эту стадию, чем доминировали в ней), и составу не очень подходит. При этом сам Рангник верит, что прогресс возможен, если чуть скорректировать привычки игроков. 

«Нужно немного изменить мышление. Дело не столько в технических способностях футболистов играть в таком стиле, сколько в том, как они привыкли играть. Это то, что я постараюсь изменить», – объяснял немец, рассуждая о вертикальности.

***

У «Юнайтед» наметился явный прогресс в любимой стадии Рангника, но этого мало, чтобы уверенно выигрывать матчи и контролировать их (как анонсировал сам Ральф). Оба раза тренера откровенно говорил о недостатках.

«Что касается атаки, мы могли бы создать больше шансов, но мне правда понравилось, как футболисты проявили себя без мяча. Особенно учитывая, что для них это нечто новое», – после «Пэлас».

«Мы допустили слишком много моментов. Давид Де Хеа выиграл для нас этот матч», – после «Норвича».

Это объяснимо. Рангник несколько раз упоминал, как трудно работать над тактикой в таком графике. Очень много приходится доносить через видео без отработки на тренировочном поле: «У нас было 45 минут на подготовку к матчу с «Кристал Пэлас», и мы смотрели с игроками довольно много видеоматериалов, чтобы рассказать им, как мы хотим играть. Как мы все видели, они преуспели в том матче».

Учитывая условия, команда хорошо прогрессирует. Идеи Рангника уже узнаются, но есть сомнения относительно долгосрочной совместимости этого состава с его фирменным прессингом и методиками в позиционной атаке. Нельзя недооценивать это – как и фактор физподготовки, которая досталась от Сульшера. И с которой теперь будет еще сложнее – два матча «МЮ» в АПЛ уже перенесены (с «Брентфордом» и «Брайтоном»).

Совокупность этих обстоятельств может привести к тому, что команда не раскроется полностью. Стартовые матчи показали, что Рангник намерен работать в рамках стиля, который знает лучше всего, а не адаптироваться под игроков. Сомнений в уместности этого стиля в современном футболе или в тренерском уровне Ральфа – нет; в том, что заработает именно в таких условиях – есть. 

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram

Фото: Gettyimages.ru/Alex Livesey, Alex Grimm/Bongarts; REUTERS/Phil Noble