Россия хорошо начала, а потом были проблемы в атаке и нервный отрезок в начале второго тайма. Гол Смолова всех успокоил
Разбираем плюсы и минусы.
Россия разгромила Кипр в Санкт-Петербурге (6:0) – это крупнейшая победа нашей сборной в истории отборов на чемпионаты мира. После гола Смолова игра фактически закончилась – Кипр перестал сопротивляться, хотя в первые 55 минут игра России была не самого высокого качества.
На состав сборной повлияло несколько факторов. Первый – травмы. Жемалетдинов, Самошников и Захарян получили повреждения – их не было в расположении сборной. Еще проблемы у Джикии – по словам Карпина, у него небольшое повреждение, плюс к ноябрю сказалась усталось, поэтому его поберегли перед Хорватией.
Второй – возможные дисквалификации перед Хорватией. На карточках висели сразу семеро: Кудряшов, Сутормин, Баринов, Фомин, Ерохин, Головин, Смолов. В итоге Карпин не включил в заявку Кудряшова и оставил в запасе Баринова.
Схема была уже привычной для сборной России под руководством Карпина – 4-3-3. Осипенко заменил Джикию, слева в защите сыграл Терехов, позицию Баринова закрыл Фомин, а Мостовой вышел в качестве левого вингера.
Карпин спрогнозировал стратегию Кипра на предматчевой пресс-конференции: «Они давным-давно играют по схеме 5-4-1, не так просто против большого количества обороняющихся футболистов атаковать, находить пространство не так просто». Но периодически Кипр перестраивался: нападающие могли прессинговать в паре, а один из латералей поднимался в среднюю линию – эпизодами получалось 5-3-2 и 4-4-2.
«В первом тайме игра не понравилась. Первые минут 10 – окей, потом минут 30-35 – не понравилось.
Возможно, быстрый гол сыграл злую шутку, появилась расхлябанность, две-три необоснованные потери привели к напряжению у наших ворот. К напряжению, не опасным моментам. Появилась скованность, боязнь за результат.
Если бы забили второй гол в первом тайме, думаю, таймы были бы похожи. Нельзя сбрасывать со счетов, что киприоты после второго гола подразвалились. У них уже не было заряда, как это было при 0:1. Это с двух сторон. Не думаю, что мы стали в порядке. Это и то, и другое. Уровень сопротивления снизился.
Не могу взять всю игру для цельного разбора. Отрезками был хороший прессинг, моментами правильно перестраивались. Иногда неправильно, из-за этого были недопонимания. Не могу сказать, что осталось целостное впечатление от всей игры, все удовлетворило в какой-то из фаз. Думаю, это больше связано с психологией, чем с пониманием или недопониманием», – анализировал Карпин после матча.
Слова главного тренера подвели к нескольким тезисам.
Первый – фрагментарно Карпин доволен прессингом. Одна из причин – голевая атака началась после давления. Плюс было несколько эпизодов, обеспечивших динамику у ворот Кипра (дальний удар Ерохина, пара контратаках).
Второй – Россия создала себе несколько неприятных моментов и позволила Кипру разгонять атаки через центр и фланги.
Третий – не стоит обманываться результатом, несмотря на убойный второй тайм. Помогла психология: Кипр встал, а Россия полетела. Пока гости были настроены, в игре чувствовалось напряжение.
Теперь необходимо понять, что у России получалось хорошо, а где – все еще достаточно проблем.
1. Прессинг сборной необходимо рассматривать с двух сторон. Первая – его влияние на ход матча. Прессинг был интенсивным (7,5 PPDA) и классическим для сборной по построению: тройка форвардов играла по центральным защитникам Кипра, полузащитники – практически на одной линии (восьмерки зажимали латералей на приеме мяча), а защитники играли агрессивно, выбрасываясь за своими оппонентами (Дивеев и Осипенко за нападающим, Сутормин несколько раз доходил до полуфлангов за Папулисом/Иоанну).
Давление принуждало киприотов к сумбурным забросам. Выходы через короткие-средние передачи были (о проблемах России во время них – ниже), но в большинстве ситуаций хозяева ставили Кипр в неудобные условия.
Например, в голевой атаке Фомин не успел к Артиматасу, но его движение позволило подкараулить ошибку на приеме мяча.
Данные и графика – InStat
Другой перехват Ерохина в прессинге мог привести к удару Миранчука. Еще одна удачная попытка давления – удар Ерохина из штрафной в середине первого тайма. Другой удар Александра – результат агрессии Осипенко. Он выиграл верх, а команда продолжила атаку.
Вторую сторону затронул Карпин, говоря о несогласованности и недопонимании. Середина первого тайма и начало второго – наиболее неприятные отрезки.
Было два фактора. Первый – мелкие ошибки в игре 1-в-1. Второй – смещения Папулиса. Он эффективно создавал численное преимущество в центре и открывался в глубину.
В этом эпизоде Головин не успел к Псалтису – тройка полузащитников была на одной линии, поэтому освободилось пространство в середине, но защитник выбрал фланговое продолжение.
Здесь пара других примеров: в первом случае Папулис чуть не разогнал опасную атаку, во втором – Сотириу открылся в глубину и отыгрался с Ционисом (в этом эпизоде Головин чуть не получил карточку, а Сотириу неудачно пробил из отличной позиции).
2. До второго гола игра в атаке не совсем складывалась. С одной стороны, Россия нанесла 10 ударов, из которых 5 – из штрафной. Но была особенность: сразу 3 удара из штрафной – результат прессинга (2 – в голевой атаке).
Для позиционных атак использовали 2 способа.
Первый – забросы за спину защитникам Кипра. Сборная сделала 13 забросов за спину до гола Смолова (учитывались только передачи при развитии атак со своей половины, в расчет не брались выносы Сафонова от ворот), точных – всего 2, сохраненных мячей – 0.
Основной алгоритм – контроль мяча среди защитников. Осипенко и Дивеев искали Фомина, но зачастую он перебрасывал мячи на фланги, а Сутормин и Терехов закидывали на ход Мостовому-Смолову-Миранчуку. Плюс центральные защитники искали такие же варианты.
Основной отрезок такой игры – первые 20 минут (Россия сделала 11 забросов).
Но фишка с рывками за спину сработала в слегка другой интерпретации: Фомин нашел Головина, а Александр сделал проникающую передачу на Мостового – спас вратарь.
3. Еще один атакующий ход – смещения Смолова в глубину. В первом матче сборная классно атаковала благодаря его рывкам. С точки зрения потенциала было интересно, но в первом тайме домашнего матча его не удалось реализовать. Ниже – карта касаний Смолова. Он практически не работал в чужой штрафной, открываясь по всему полю.
Опасный навес Терехова начался с включения Смолова направо: Сутормин нашел Федора, Россия перегружала середину и правый фланг – в итоге Фомин перевел на Сергея, который находился один слева. Другой потенциальный момент с прерванным забеганием Мостового – тоже после усилий Смолова (открылся в середине поля, Андрей находился на позиции Федора).
Вторая голевая атака – не только ошибка центрального защитника гостей, но и результат выигранного единоборства Смолова во время аута на половине сборной России.
Данные и графика – Whoscored
4. Теперь по персоналиям.
Несмотря на пару обрезов, Сутормин сыграл хорошо. Алексей – лидер сборной по продвижению. Он сделал 12 передач вперед, из них 11 – на финальной трети. Дополнительный плюс – не боялся ответственности. Сутормин открывался в полуфланг, несколько раз выходил из-под прессинга через дриблинг.
Миранчук пока набирает форму через матчи. У него не получился первый тайм, но Карпин объяснил, почему его не поменял: «Игровой практики нет, не хватало тонуса, особенно в первом тайме. Было много необоснованных потерь. Во втором тайме наоборот стало получаться абсолютно все, все стало проходить. Думаю, если он в хорошем тонусе, он способен сыграть на многих позициях в атаке. Но для этого нужен игровой тонус».
Замена Головина была запланированной: «Замена произошла после второго или третьего гола, думали уже о Хорватии. Он сыграл 60 минут, такой план был при удачном стечении обстоятельств». Александр реже продвигал мяч, чем Сутормин (4 передачи), зато 3 паса под удар (отдал на Ерохина, когда он бил издали, вывел Мостового 1-на-1, сделал пас на него в голевой атаке).
Выход Заболотного – стопроцентное попадание, несмотря на снизившийся уровень сопротивления. Он работал в чуть другой роли относительно Смолова – принимал мяч в финальной трети (голевая передача на Ерохина), открывался за спину защитникам (3 удара в таком стиле + рывок перед 4-м голом).
Ерохин шикарен в поддержке атак вторым темпом в роли восьмерки, вывел Заболотного на опасный момент, нанес 5 ударов из штрафной, из которых 2 забил, а еще 2 могли стать голевыми.
***
Сборная одержала необходимую победу. Характер матча получился неоднородным: Россия хорошо начала, но отрывок до второго гола получился тяжелым. Россия блекло атаковала, ошибалась на мяче, плюс периодически у наших ворот было напряжение (еще был голевой момент после углового – Сафонов вытащил).
Карпин считает, что гол Смолова успокоил игру: «После второго гола мы расслабились, почувствовали себя увереннее, и все стало получаться».
Второй тайм прекрасен с точки зрения психологии, чтобы Россия была лучше готова к поездке в Хорватию.
«Какая еще мотивация, когда на кону выход на ЧМ». Большая пресс-конференция Карпина после 6:0
Россия смяла Кипр 6:0. Осталось не проиграть в Хорватии
Фото: globallookpress.com/Alexander Kulebyakin/Global Look Press; REUTERS/Anton Vaganov