4 мин.

Несовременный брат. Как ЦСКА поднимается к себе прежнему

Алексей Березуцкий как источник актуальной старомодности.

После 11-го тура ЦСКА в таблице уже четвёртый. Да, уже – потому что до сих пор в текущем чемпионате России лучшим местом армейцев было пятое. А худшим – десятое. Ещё пару туров назад они отставали от лидера на 7 очков, теперь же – всего на 3. В красно-синей команде явно происходит что-то любопытное – и при этом почти незаметное со стороны.

Обратите внимание: в миру сегодняшний ЦСКА почти не обсуждают. Говорят о ком угодно, даже о «Крыльях» и «Нижнем», а вот армейцы широкую публику почти не интересуют. И есть подозрение, что виной тому фигура главного тренера.

Алексей Березуцкий поразительно несовременен. В наш век тотальной погони за разного рода лайками он вызывающе равнодушен к любым проявлениям внешних эффектов. В эпоху, когда основой жизненного успеха становится искусство нравиться, он по-прежнему остаётся верен старорежимному правилу «Быть, а не казаться». Более того, иной раз возникает впечатление, что он как-то даже нарочито стремится разогнать симпатию, которая вокруг него ненароком может возникнуть, – по крайне мере, смять перед телекамерой физиономию в кислой мине он явно умеет лучше всех в РПЛ.

Он не делает ничего из того, чем обычно стремятся выделиться другие тренеры-новички. Кто-то вспахивает бровку и вроде как даёт эмоцию. Кто-то выступает в прессе с модными тактическими концепциями. Кто-то обещает команду мечты строго к назначенной дате. Кто-то организует рок-н-ролльные «утечки» из раздевалки. Весь этот ходовой арсенал профессиональных ужимок Алексея не трогает совершенно. А если что-то он и декларирует, то скорее, наоборот, скупое и непопулярное.

В какой футбол мы будем играть? В тот, который приносит результат.

Контроль мяча? Он нам не нужен, особенно на своей половине поля.

Прессинг? А кто сказал, что это единственный путь к победе?

Каждый его тезис пропитан вызывающим равнодушием к тому, что и как сегодня принято. Он не намерен делать что-либо только на том основании, что так делают другие, – он будет делать то, к чему пришёл сам. Мурад Мусаев, с которым вместе они учатся на тренерскую лицензию, отмечает в коллеге две важнейшие черты: во-первых, очень умный, во-вторых, знает, чего хочет.

Знает, чего хочет – так скажешь даже не про каждого зрелого тренера. А уж среди начинающих таких вот знатоков вообще наперечёт. Причём в Алексее это знание не напускное, а глубинное. Спокойная уверенность – просто свойство его личности.

Вот наблюдение Антона Заболотного: «Очень сдержанный тренер. Он передаёт нам свою уверенность не криком на эмоциях, а словами и поступками».

А вот впечатление Константина Кучаева: «Он максимально уверен в себе и постоянно передаёт свой настрой нам, игрокам. Показывает, что ничего страшного не произошло, чтобы команда не нервничала, не надумывала себе лишнего. Тренер своим поведением даёт нам знак, что всё нормально, что нельзя паниковать. Это очень важно и действительно нам помогает».

Спокойная уверенность – это ведь тот фундамент, на котором стоял прежний ЦСКА, полтора десятка лет правивший в России. И от которого ничего не осталось в новом, возникшем три года назад. Березуцкий изнутри знает, в чём именно состояло решающее преимущество, а потому сегодня пытается вернуть его в армейскую раздевалку. Когда он был игроком, в команде менялись тренеры, тактические идеи, но имя ЦСКА всегда оставался маркой, которую в РПЛ уважают и даже слегка побаиваются. И всё как раз потому, что из этого клуба веяло холодной, непоколебимой уверенностью в себе.

Про сегодняшнего Березуцкого не скажешь, что он равнодушен к тактической стороне дела. Нет, он меняет схемы, ищет игрокам новые роли (Бийол, Зайнутдинов, Ахметов, Обляков, Чалов не дадут соврать), но вполне активные его опыты в то же время не оставляют впечатления суетливости, которое иной раз возникало от слишком уж темпераментного матч-менеджмента Виктора Ганчаренко. Можно обратить внимание на то, что замены по ходу игры в сегодняшнем ЦСКА чаще всего происходят по позиции. Вроде бы опять несовременность: передовые тренды требуют, чтоб команда была трансформером. Но только Алексею, видимо, важнее стабильность, порядок в головах – как залог всё той же уверенности.

В общем, если кому-то Березуцкий видится ретроградом, его самого это едва ли смущает. Он из тех, кто не будет прогибаться под изменчивый мир. И идущая от него спокойная уверенность – это спасительная для армейцев, самая что ни на есть актуальная старомодность. Чем больше её в сегодняшнем ЦСКА, тем выше он в таблице.

источник