Перед Марибором – никаких кальянных, лучше изучить город. Здесь приятный архитектурный симбиоз и даже есть Альпы
Сборная России возвращается в Марибор – тут в 2009-м она потерпела одно из самых тяжелых поражений, упустив путевку на ЧМ-2010. Роман Павлюченко вспоминал, как тяжело было играть на местном «Людски врт»: «Стадион маленький, поляна маленькая, что-то эти трибуны орут, что-то как-то некомфортно».
Не обманывайтесь коротким комментарием форварда – сам Марибор вряд ли произвел мрачное впечатление. Это уютное и тихое место с приятным культурным бэкграундом и географически замечательным положением.
Главная гордость Марибора – статус города со старейшей виноградной лозой в мире. Ей 400 лет (возраст подтвердили профессиональные генетики), она внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО и до сих пор плодородна – правда, приносит ничтожные 55 кг в год, но для исторического веса хватает и этого. Конечно, есть соответствующий музей вина, который обволакивают стебли.
Музей находится в старой части города, где мило соседствуют знаменитые красные крыши из натуральной черепицы. Материал был популярен в средневековой Европе. Ценность района – в раритетности таких домиков. Вторая мировая война уничтожила 47% зданий Марибора.
В апреле 1941 сюда лично приезжал Адольф Гитлер и на главной площади города декларировал, что Марибор навсегда станет немецким. Сохранилась информация даже о точном месте выступления – балкон городской ратуши, построенной еще в XVI веке.
Теперь здесь спокойно.
Центральная площадь Марибора – визуально самое любопытное место в городе. Тут и помпезное здание старинного казино.
И красивый угловой особняк, принадлежавший зажиточной семье.
И оригинально вписанное здание аптеки – оно принадлежало известному аптекарю Франку Минарику.
В Мариборе удивительно много барокко. Главный стилистический символ – не здание, а памятник, посвященный концу эпидемии чумы в XVII веке. Такие чумные столбы есть во многих городах Европы, Марибор – не исключение (от болезни погибла минимум треть жителей). Работа и правда монументальная: белый мрамор, коринфская колонна и позолоченная дева Мария с венком из 12 звезд.
Обязательная деталь любого европейского города – храмы. В Мариборе все как положено: на той же площади располагается собор Святого Иоанна Крестителя. Он построен аж в XII веке, разные эпохи превратили его в памятник синкретической архитектуры: романское ядро пополнилось готическими частями, уже в XVIII веке добавились барочные боковые капеллы.
Еще внушительнее выглядит базилика Святой Марии, домашняя церковь местного францисканского монастыря. Здесь громыхают пять колоколов общим весом в 8920 кг, высота самих колоколен – 58 метров.
Марибор – еще и университетский город (вуз основан в 1975 году). Факультеты разбросаны по всему Марибору, дополняя облик. Кстати, об образовании – рейтинг Web of World Universities ставит Мариборский университет в топ-15 вузов Центральной и Восточной Европы. Essential Science Indicators утверждает, что вуз входит в 1% лучших университетов мира в области физики.
Есть даже целое пространство для андеграундного искусства – культурный центр Pekarna с обустроенными студиями художников. Здания построены еще в конце XIX века как армейские бараки, но со временем трансформировались в дома для букинистических магазинов и выставочных залов. Выглядит своеобразно.
Наконец, природная красота. Въезд в город – по старинному мосту через тихую реку Драва.
Стабильно раз в год спокойный Марибор взрывается: две недели июня идет фестиваль «Лент», названный в честь одной из гавань у берегов Дравы. Это один из самых ярких фестивалей Европы, который удивляет многопрофильностью: приезжают артисты театра, оперы и балета, классические и джазовые музыканты, танцоры, мимы, фокусники, акробаты – и создают уникальный симбиоз.
Здесь хорошо и зимой. C другой стороны от Дравы, в пяти километрах от Марибора, раскинулся центр горнолыжных курортов. В 2000 году Марибор получил статус альпийского города – на горе Похорье созданы международные трассы обычного и гигантского слалома. При этом все адаптировано для обычных туристов: есть горнолыжные школы для детей, отличные условия для любительского спорта.
Красиво, но пока не сезон – думаем только о футболе.
После Марибора сборную громил «Человек и закон» (пьянки, кальяны, девушки). Березуцкие даже судились
«Ощущение беспомощности и всепоглощающего мрака». Авторы Sports.ru вспоминают ужас Марибора-2009
Фото: globallookpress.com/Edwin Stranner, Walter Bibikow, David Borland, Lars Halbauer, Alfred Schauhuber, Alexander Pöschel; commons.wikimedia.org; РИА Новости/Владимир Родионов
Никакого негатива к Русским - нет. Даже напротив. Думаю это связанно с тем, что большинство русских которые там бывают, это хорошо зарабатывающая интеллигенция. Ведут там себя супер адекватно. Иммигранты из России пытаются влиться в общество, а не менять ее под себя. Им это нравится. Если есть нации к которым они похожу относится это к Албанцам и некоторые к Сербам. В основном из-за того, что добрая доля преступлений в стране принято считать делают именно эти нац. группы. Хотя преступность низкая.
Встречаешь коров где-то в горах, они реально чистенькое и ухоженные. Деревушки - ухоженные. Все облагорожено и за всем следят. Почти нет мусора... Исторические районы не изуродованы, совковое наследие и наши монолитки... Выглядят тоже поприличней наших. И все именно не дорого-богато, хотя уровень жизни повыше конечно. А просто ценят что есть. И там ухоженно, не потому-что убирают... а потому-что не мусорят. Не ломают ничего.
Короче, страна не без проблем конечно. Но в принципе очень хорошее место пожить какое-то время. Всем советую, если хотите там насладится спокойно природой и особенно если есть дети. Покутить по сравнению с Москвой или Питером... конечно даже не близко и вообще скучновато может быть. Сервис по сравнению с большими городами России. Тоже очень посредственный.
Чего у нас точно не будет, так это черепичных крыш, просто потому что исторически другая застройка была. Но старых городков с уютным, чистым и красивым историческим центром, полно. Из последнего куда ездил (Ласточкой из СПб), Тихвин и Псков. Очень понравилось. При том, что в Европе количество посещенных мест под 6 сотен.