5 мин.

Чьи шейхи самые богатые? Соревнуются владельцы «Ман Сити», «ПСЖ» и «Ньюкасла»

Клубы, за которыми государства.

Мечта болельщиков «Ньюкасла» сбылась – Майк Эшли продал клуб группе инвесторов. Главным акционером станет Фонд государственных инвестиций правительства Саудовской Аравии (PIF – Public Investment Fund). 

Чтобы обозначить, какая сила пришла на север Англии, британские медиа сравнили богатства PIF c деньгами других владельцев клубов:

Но кажется, что все сложнее. И «Манчестер Сити» не такой аутсайдер этой гонки. 

• Владельцем «Сити» считают персонально шейха Мансура.

Хотя тот же Forbes часто оставляет Мансура и Нассера Аль-Хелайфи вне списков самых богатых владельцев клубов – главное финансовое издание планеты не оценивает деньги династий и правящих семей. Только если известно состояние конкретного человека.

То есть Forbes сразу дает понять: за Мансуром и Аль-Хеллайфи стоят целые государства, поэтому нет смысла оценивать финансовое могущество конкретного владельца, если за ним стоит целые страны. В Британии традиционно относят «Манчестер Сити» и «ПСЖ» к state-owned clubs – командами, которыми владеют государства.

Так как тогда сравнить возможности шейхов? Способ есть, пусть и не самый оптимальный – сравнить инвестиционные фонды, стоящие за владельцами клубов. В этом поможет составленный в августе 2021-го рейтинг государственных фондов от SWFI

«Ньюкасл» – Фонд государственных инвестиций правительства Саудовской Аравии

Теперь неофициальным владельцем клуба указывают наследного принца Саудовской Аравии Мохаммада бин Салмана, по сути руководящего правительством при своем отце. Формально же 80% акций «Ньюкасла» перешли к Public Investment Fund, руководителем которого и считают принца.

Состояние фонда оценивается в 430 млрд долларов. Эти деньги идут на стратегически важные для страны инвестиции: фонд приобретал акции Uber, Facebook, Boeing и других крупных компаний.

Вложение в английский футбол – часть «Видения 2030». Цель проекта – превратить Саудовскую Аравию в более популярную туристически страну, а также помочь сгладить имидж государства, испорченный нарушениями прав человека.

«ПСЖ» – Суверенный фонд Катара

Лицом «ПСЖ» считают президента клуба Нассера Аль-Хелайфи – его состояние оценивают в 8 миллиардов долларов. Но действует он как глава Qatar Sports Investment – фонда, занимающегося вложением государственных денег Катара в спорт.

За QSI стоит более серьезный государственный фонд – Qatar Investment Authority с состоянием около 295 миллиардов долларов.

Вложения в европейский спорт называют инструментом мягкой силы Катара. Скорее всего, Лео Месси станет послом ЧМ-2022, а основанный QIA канал BeIN считается одним из главных европейских футбольных вещателей. Это помогает чуть сгладить имидж Катара в Европе.

«Манчестер Сити» – Фонд национального благосостояния Абу-Даби (?)

С шейхом Мансуром из правящей семьи Абу-Даби чуть-чуть сложнее. Он сводный брат действующего президента ОАЭ (он же – эмир Абу-Даби) и зять эмира Дубая.

Помимо чисто родственных связей с главными семьями Объединенных Арабских эмиратов, Мансур еще и входит в правление главных инвестиционных фондов и Инвестиционного совета Абу-Даби (ADIC).

Но есть вполне обоснованные причины считать, что Мансур – лишь лицо с приемлемой репутацией, назначенное представлять реальных хозяев клуба из Абу-Даби, у которых с репутацией как раз не сложилось. 

Официально же «Манчестер Сити» владеет City Football Group (CFG) – у них в империи есть еще несколько футбольных клубов. За City Football Group стоит Abu Dhabi United Group for Development and Investment (Объединенная группа Абу-Даби для развития и инвестиций – ADUG), руководит которой все тот же Мансур.

У Абу-Даби есть фонд национального благосостояния (Abu-Dhabi Investment Authority), который считается самой большой копилкой правящей семьи эмирата. Так вот, Мансур отрицал причастность своих структур (и CFG, и ADUG) к этому фонду. Но еще в 2008 году журналист Анил Бойрул писал о том, что и ADUG, и CFG были созданы правящей семьей Абу-Даби для инвестиций в спорт в качестве мягкой силы ОАЭ в Европе.

Поэтому есть два варианта. 

1. Если считаем истинным владельцем «Сити» шейха Мансура, то клуб серьезно проигрывает в богатстве владельцев и «Ньюкаслу», и «ПСЖ». The Independent состояние Мансура оценивает почти в 30 миллиардов долларов.

2. Если поиграть в конспирологию и связать Мансура с богатством королевской семьи, то расклад другой. Тогда фонд Абу-Даби – Abu-Dhabi Investment Autority – можно считать главным источником финансового благополучия «Манчестер Сити». И этот самый фонд – четвертый в мире по размеру общих активов. Почти 650 миллиардов долларов. Однозначное лидерство в нашем рейтинге.

***

В нашей небольшой гонке шейхов побеждают шейх Мансур и «Манчестер Сити». Но сравнить богатства правящих династий и целых стран все равно проблематично. Даже Forbes не берется за эту задачу – так что это только сравнение по одному параметру.

«Ньюкасл» для саудовцев купила та же дама, что привела шейхов в «Ман Сити» и ради независимости бросила британского принца

Фото: Gettyimages.ru/Michael Regan, Warren Little; globallookpress.com/Michael Brochstein