«Линкольн» из Гибралтара забил первый гол в Лиге конференций! Вот история удивительного локального успеха
Что более-менее известно о Гибралтаре?
1. Заморская территория Великобритании – и такой статус очень не нравится Испании, которая регулярно пытается вернуть Гибралтар в свои владения.
2. Знаменитая Гибралтарская скала высотой 426 метров – главная местная достопримечательность. В древности была известна как один из Геркулесовых столбов.
3. И третий факт, который актуален для нашей действительности: клуб из Гибралтара уже дебютировал в новой Лиге Конференций (третий по рангу еврокубок), тогда как команды РПЛ завалили квалификацию.
На всякий случай зафиксируем: территория Гибралтара – 6,5 квадратных километров (эквивалентно семи Паркам Горького в Москве). По оценкам ЦРУ на июль 2021 года, в Гибралтаре живут 29 516 человек – кажется, тут даже без сравнений понятна крохотность региона.
Это не только очередной укол в пузо российского футбола, но и удивительная история локального успеха (пусть и недолговечного), в которой простая страсть к игре оказалась даже важнее системных реформ.
Капля истории и суеверий: Гибралтар и Испанию разделяют два пушечных выстрела. Территория останется британской, пока в Гибралтаре жив хоть один магот (уникальная обезьяна)
Испанцы – не редкость в гибралтарских футбольных командах. Дело не только в сухопутной границе между Гибралтаром и Испанией, но и в их сложных многовековых отношениях.
В 1462 году (период Реконкисты) Испания отвоевала Гибралтар у мавров, но в 1704-м уже английская эскадра установила локальный контроль. Через девять лет Утрехтский договор постановил переход Гибралтара к Великобритании.
На протяжении следующих столетий Испания пыталась вернуть Гибралтар (иногда воинственно, иногда мирно). В последний раз – на референдуме 1967 года, когда гибралтарцы самостоятельно голосовали за переход.
Результаты? 12 138 против 44 – победил вариант с Великобританией.
Испания уже давно не переходила на тиранические методы: нет смысла уничтожать дипломатические отношения с британцами только ради Гибралтара, недовольства из-за его статуса теперь скорее связаны с другими сепаратистскими движениями внутри страны (Каталония, Страна Басков). Так что позиция по Гибралтару – формальное следование идеи о централизованном государстве.
Но в сложной истории бывали и любопытные эпизоды. Утрехтский договор не регламентировал точные границы Гибралтара, из-за чего Великобритания пыталась забраться подальше по материку. Только Севильский договор 1729 года урегулировал вопрос – Испанию и Гибралтар буквально разделяет дистанция двух пушечных выстрелов (эта территория признана нейтральной).
Еще замешан символизм. В Гибралтаре обитает колония маготов, единственных обезьян, живущих в дикой природе Европы. Существует поверье, что Гибралтар остается британским, пока жива хоть одна обезьяна. В 1942 году премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль подписал указ о ввозе маготов из Марокко и Алжира – во время Второй мировой численность маготов сократилась до семи особей, и политики решили не испытывать судьбу.
В футболе Гибралтара тоже хватает сюжетов.
Гибралтар на уровне сборных – одна из старейших футбольных федераций. Но только недавно попала в ФИФА и уже хорошо выступает в Лиге Наций
Футбол в Гибралтаре появился очень давно – еще в XIX веке. Британские военные уделяли игре свободное время и даже учредили официальную организацию – футбольную ассоциацию Гибралтара. Это случилось в 1895 году. Для контекста: федерации футбола Италии, Испании и Германии основаны позднее, уже в начале 20-го столетия.
Создание организации и вступление в УЕФА и ФИФА разделило больше 125 лет. Да и Гибралтар впервые подал заявку только в 2006 году – сразу после первой крупной победы на интернациональном уровне. В 2005-м Гибралтар выиграл Островные игры, в которых стабильно участвовал с начала 90-х. Забавно, учитывая, что Гибралтар – не остров.
Первая попытка закончилась провалом – только три члена УЕФА (Англия, Шотландия и Уэльс) поддержали Гибралтар, а Испания сходу объявила, что в случае положительного решения будет бойкотировать турниры.
Но Гибралтар методично решил проблемы: в 2013-м пробился в УЕФА, в 2016-м – в ФИФА. Первые годы омрачили проблемы со стадионом – «Виктория», единственный футбольный стадион Гибралтара, не соответствовал критериям, так что до сентября 2019-го (пока не закончили реконструкцию) сборная играла на «Алгарве» – португальском стадионе на самом юге страны.
В отборе на Евро-2016 и ЧМ-2018 Гибралтар не набрал ни одного очка, зато с возвращением на родной стадион и созданием Лиги Наций резко прибавил: победил Армению с Мхитаряном в основе, по два раза расправился с Лихтенштейном и Сан-Марино (еще добавил с ними ничьи).
Дело еще и в тренере – сборную возглавляет уругвайский специалист Хулио Рибас, он известен в Гибралтаре пылким характером и мощными мотивационными речами (даже когда команда уже к перерыву горит 0:5). Еще работая на родине, он просидел в изоляторе восемь дней за участие в драке прямо на поле.
Кстати, в Лиге D-2020/2021 Гибралтар стал лучшим в группе и поднялся в Лигу C, среди возможных соперников: Словакия, Турция и Северная Ирландия. Да, в квалификациях на Евро и ЧМ все еще ждут первого очка, но уже понятно, что Гибралтар далек от статуса худшей сборной Европы.
Клубный футбол ориентируется на прогресс сборной.
Что за команда вышла в еврокубки? За «Линкольн» играют родные братья, многие все еще работают полицейскими
«Линкольн» – местный гегемон. Команда победила в чемпионате в 17 из последних 19 розыгрышей, причем в одном осталась без золота из-за пандемии – сезон-2019/20 не доиграли.
Лига проходит по такой схеме: круговая система (но играют всего по одному матчу), топ-6 бьются друг с другом еще по две игры и определяют чемпиона, те же две игры и у второй половины – там борются за выживание. Количество команд разнится: кто-то снимается незадолго до старта из-за нехватки финансов. На сезон-2021/22 (он стартует только в середине октября) заявлены 11 клубов. Забавная деталь: все матчи сезона проходят на одном стадионе – той самой «Виктории».
Совмещение футбола и постоянной работы – не миф. Даже в «Линкольне», который теперь сверкает в еврокубках, такое тоже бывает: у вратаря Лоло Солера есть бизнес в диджитал-сфере, Рой Чиполина – таможенник, его брат Джозеф – госслужащий, Ли Кассиаро – полицейский (самая популярная профессия среди футболистов сборной).
Кассиаро – легенда гибралтарского футбола. Он остается лучшим бомбардиром на уровне сборной (3 гола), в 39 лет продолжает играть за «Линкольн» (пришел в клуб в 7 лет), а еще забил до недавнего времени важнейший мяч в истории команды.
В 2016-м «Линкольн» в квалификации ЛЧ победил «Селтик» (1:0). Обычный полицейский принес победу в знаковой игре – да, всего лишь против многолетнего чемпиона Шотландии, но для британского Гибралтара такой успех значил многое.
«Селтик» в ответном матче разгромил 3:0 и прошел дальше, но «Линкольн» утвердился в амбициях. И очень удачно пришло время нового еврокубка.
«Линкольн» удачно стартовал в ЛЧ с победы над люксембургской «Фолой», спустился пониже из-за поражений румынскому «Клужу» и словацкому «Словану», но неожиданно справился с «Ригой» – уже в экстра-таймах забил два безответных гола. И пробился в Лигу Конференций на фоне легендарной скалы.
Важное уточнение: «Линкольн» шел по пути чемпионов и не мог встретиться с «Сочи», «Рубином» или, например, «Тоттенхэмом». Но это не умаляет заслуг: чемпионы Азербайджана и Литвы не пробились в ЛК даже без именитых соперников. А Гибралтар смог.
Как так вышло? Ли Кассиаро в интервью интернет-изданию WFI первым делом называет семейную атмосферу:
«Мои два младших брата играли за «Линкольн». Клуб – в буквальном смысле часть моей семьи. Здесь ценят дружбу, прививают ценности талантливым молодым ребятам. Дети видят наш прогресс и хотят выступать за «Линкольн». Клуб гордится тем, что ребята влюбляются в футбол и присоединяются к молодежке.
Я, например, отдаю детям все футболки, которые получил во время международных матчей. Помню, обменивался даже с Тони Кроосом! Это сильно вдохновляет ребят».
Операционный директор «Линкольна» Кристиан Фортуна подметил и материальную выгоду – клуб заработал 3 миллиона евро, дойдя до группового этапа: «Это главный заработок за все существование гибралтарского футбола. Просто дойдя до группы Лиги Конференций, мы заработали больше, чем за всю остальную историю клуба».
Фортуна рассказал и о единстве населения – сразу после выхода в ЛК посыпались поздравления от «Европы», «Лайонс» и «Манчестера 62», других гибралтарских команд: «Мы получаем огромное количество теплых слов. Так приятно, что за нас радуются даже соперники. Вряд ли такое возможно в других странах».
В группе «Линкольн» начал с домашнего поражения ПАОК (0:2). Дальше – «Копенгаген» и «Слован». Гибралтарцы не справились со словаками в квалификации ЛЕ, но тогда в одном матче зацепили ничью. Кажется, идеальный настрой – просто идти от одной задачи к другой. Сначала – забить первый гол, затем – набрать первые очки, в идеале – зацепиться за победу.
Маготы на скале уже увидели крутую историю. Лучше не останавливаться.
Фото: Дария Конурбаева; Gettyimages.ru/Matt Cardy, Alex Pantling, Mark Runnacles; lincolnredimpsfc.co.uk; Twitter/CasciaroLee
8 тысяч километров — это между «Алгарве» и Иркутском, а между стадионом и самим Гибралтаром всё же 250 километров.
В жёлтом облаке сансаpы
Веpтолёт стpадает стаpый.
Hе поёт, закpыв свой pот,
Виpтyозный полиглот.
Во-первых, почему именно в пузо? Не в задницу, плечо, а в пузо... Странно.
Во-вторых, сами гибралтарцы и не знают, что они укололи в пузо российский футбол. Играют, радуются, а оказывается они всего лишь шприц, колющий российский футбол. Ну-ну...
В-третьих, вы сами не поняли главный смысл своей статьи.
"Мои два младших брата играли за «Линкольн». Клуб – в буквальном смысле часть моей семьи. Здесь ценят дружбу, прививают ценности талантливым молодым ребятам.
Мы получаем огромное количество теплых слов. Так приятно, что за нас радуются даже соперники. Вряд ли такое возможно в других странах".
Здесь не колют в пузо. Здесь семейная атмосфера и всеобщая радость. Когда у нас все от журналистов до футболистов поймут, что ненависть и хейт это деструктивные вещи и научатся у гибралтарцев умению радоваться жизни, тогда увидим и прогресс во всех сферах.