Александр-Арнольд и Уокер показывают, что правые защитники — это нечто большее, чем просто играть справа сзади
В наше время почти каждый футболист высшего класса привык выполнять обязанности, выходящие за рамки их основной должностной инструкции. Защитники не просто обороняются, нападающие не просто атакуют — и теперь, похоже, правые защитники не обязательно находятся справа, и не всегда сзади.
Два самых тактически интересных игрока Премьер-лиги в прошлые выходные — правые защитники, потому что ни один из них на самом деле не играл в привычном для их позиции стиле.
Трент Александер-Арнолд из «Ливерпуля» и Кайл Уокер из «Манчестер Сити» не делали ничего революционного или совершенно необычного в своих прошлых играх, но порой стоит уделить время и подумать о том, насколько мы воспринимаем их нынешние роли как должное.
Если вы думаете о позиции как о работе, то эти двое, вероятно, могут рассматриваться как нарушающими Закон о торговых названиях.
В английском футболе мы называем двух самых крайних игроков в четверке защитников «фулл-беками», начиная с того времени, когда, например, в схеме 2-3-5 было два фулл-бека (защитника), три хав-бека (полузащитника) и пять нападающих. Со временем фулл-беки стали играть шире, поскольку защита была усилена двумя дополнительными игроками по центру, и вот уже несколько десятилетий фул-беки не играют «только сзади».
В испаноязычном и португалоязычном мире эти же два игрока считаются «латералями», что в целом имеет больше смысла, потому что они, безусловно, не играют «только сзади», а расположены на «боковых» частях поля. Или, по крайней мере, обычно так оно и есть.
В прошлые выходные эти двое определенно ими не были.
Можно считать, что Александер-Арнолд «заново открыл» роль английского правого защитника — и не из-за своей необычайно хорошей подачи от бровки, что примерно то же самое, что попытается сделать любой другой правый защитник. В этом он просто очень хорош.
Игрок «Ливерпуля» отличается своей способностью проникать внутрь и действовать как настоящий плеймейкер полузащиты; он не просто ассистент, но и организатор атак. Крайние защитники, как правило, не являются плодовитыми с точки зрения получения «второй передачи» — предголевого паса — по крайней мере, не с по-настоящему проникающими или прогрессивными подачами. Но Александер-Арнолд мастерски умеет это делать.
Проблема в том, что он играет под крайним нападающим Мохамедом Салахом, который всегда хочет смещаться в центр и бить левой ногой, что обычно требует, чтобы кто-то играл глубже, чтобы перекрывать и обеспечивать естественную ширину, которую не может обеспечить египтянин. Поэтому Александер-Арнолду обычно поручают оббегать Салаха справа.
Но что, если Юрген Клопп хочет, чтобы у Салаха чаще смещался в центр, но также он хочет и чтобы Александр-Арнольд играл ближе к центру? Ну, тогда он потребует, чтобы эта естественная ширина бралась откуда-то еще. Именно это и произошло в субботу в домашней победе «Ливерпуля» со счетом 2:0 над «Бернли».
Клопп выпустил молодого Харви Эллиотта в его первом матче в основе в Премьер-лиге — условно — в роли правого центрального полузащитника при схеме 4-3-3. Но Эллиотт, как правило, считается вингером, и поэтому, естественно, стремился играть широко, у бровки. Это хорошо сочеталось со склонностью Александер-Арнолда перемещаться по полю, и «Ливерпуль» часто оказывался в подобных ситуациях — Александер-Арнолд и Эллиот обменивались пасами, пропуская первого в центр, откуда тот совершал проникающие пасы в сторону нападающих «Ливерпуля».
Это оставляло Эллиота, условно центрального полузащитника, самым крайним игроком «Ливерпуля» справа.
Иногда ход казался более обдуманным — когда Александер-Арнолд получает этот пас в край, забег Эллиотта становится очевидным, давая первому свободу снова перемещаться по полю и разыгрывать еще один хороший мяч в более центральной позиции.
Подобный ход в конце концов был раскрыт, но когда «Бернли» лишь наполовину выбил мяч, Александер-Арнолд был в состоянии совершить еще один пас в правый коридор, почти в стиле Кевина Де Брюйна на врывающегося Садьо Мане, создав голевой момент.
«Ливерпуль», как правило, использует эту ротацию справа против команд, которые защищаются глубоко и узко — это было очевидной особенностью домашней игры против мадридского «Атлетико» два сезона назад, когда Алекс Окслейд-Чемберлен играл роль Эллиота и постоянно забегал по бровке. Возможно, Клопп хочет естественного обмана на крайних позициях в таких матчах или обеспокоен переводами мяча соперником, поэтому хочет, чтобы Александер-Арнолд занял позицию, где тот сможет быстрее возвращаться в оборону.
Против «Атлетико» наиболее эффективной была позиция Окслейда-Чемберлена, но здесь Александер-Арнолд был самым креативным игроком «Ливерпуля».
Посмотрите на эту картинку, на которой выделено трио полузащитников «Ливерпуля». Будет простительно если вы подумаете, что Александер-Арнолд, также обведенный кружком, играл как обычная «десятка» на вершине ромба.
Второй гол «Ливерпуля» в субботу был удивительно емким примером того, что они пытались сделать большую часть предыдущих 68 минут — Эллиотт сместился в край, чтобы найти там себе место, а затем обыгрался с Александер-Арнолдом, который произвел замечательный укороченный пас, такой, который больше ассоциировался бы с действиями «ложной девятки», такой как его товарищ по команде Роберто Фирмино, чем правого защитника, что позволило Мане забить гол.
Это была 34-я голевая передача Александер-Арнолда в Премьер-лиге, и, безусловно, его самая деликатная.
Что касается игры «Манчестер Сити» позже в тот же день, роль Кайла Уокера в матче против «Норвич Сити» была несколько иной.
Он не продвигался в заключительную треть, но, как и Александер-Арнолд, его основной вклад был совершен из правого коридора, а не из традиционной забегающей позиции. Ширина игры «Манчестер Сити» в субботу исходила от Габриэля Жезуса, и главная обязанность Уокера состояла в том, чтобы располагаться позади бразильца, держаться узко, создавать пасовые движения по центру и защищаться от контратак.
Эти двое регулярно перепасовывались — Уокер отдал Жезусу 25 пасов, Жезус отдал Уокеру 22 паса. Однако более показательным является направление этих пасов. На картинке ниже Уокер (красные линии) отдавал почти всегда из центра в край и вперед, Жезус (синий) почти всегда с края в центр и назад.
Такого угла распасовки от защитника к вингеру на столь регулярной основе не увидишь в любом другом клубе Премьер-лиги, и важно, что ближайшим эквивалентом, вероятно, является женская команда «Манчестер Сити», которая делает нечто подобное.
Только два из вышеупомянутых 47 пасов между Уокером и Жезусом оказались в штрафную «Норвича», но оба были значительными.
Уокер записал две «вторые передачи» и две голевые передачи при забивании классических голов «Сити» эпохи Гвардиолы, когда один вингер отдавал мяч поперек штрафной площадки на другого замыкающего вингера. В обоих случаях точность Уокера дополнялась выдающимся забегом Жезуса, причем первый был забит — несколько случайно — Джеком Грилишем, показывая, что он уже в курсе требований к вингеру в этой системе.
Что-то очень похожее они сделали во втором тайме, на этот раз в типичной манере забил Рахим Стерлинг.
Эта карта касаний показывает, что Уокер совершил значительно больше касаний в матче против «Норвича» в этом внутреннем правом коридоре, чем в среднем за всю кампанию Премьер-лиги прошлого сезона (в прошлые выходные он не участвовал в поражении на выезде от «Тоттенхэм Хотспур»).
Сила сборной Англии в глубине позиции правого защитника очевидна — предпочтение Гарета Саутгейта на этой позиции регулярно обсуждалось в преддверии летнего чемпионата Европы и неизбежно станет еще одной темой для разговоров во время международного перерыва, который начнется после следующего раунда матчей Премьер-лиги.
Матчи АПЛ в прошлые выходные продемонстрировали чистое техническое качество, доступное на этой позиции, когда Рис Джеймс, ключевой игрок «Челси» заткнул за пояс «Арсенал».
Но с другой стороны, ни один из этих троих на самом деле не играл в качестве правого защитника.
На «Эмирейтс» Джеймс был винг-беком, позиционируя себя столь высоко, что временами оказывался на линии офсайда соперника. Трент Александер-Арнолд был правым защитником-плеймейкером, дрейфующим в коридоры на поле и пытающимся деликатно пасовать сзади. Уокер был узким полузащитником, сосредоточенным на том, чтобы отдавать пасы с края на мчащегося из центра во фланг вингера.
Решение Саутгейта по этим троим на предстоящие отборочные матчи к чемпионату мира и дальше касается не столько того, какой игрок лучший, сколько того, какую именно роль должен играть правый защитник сборной Англии.
Авторы: Майкл Кокс (источник)
Если вам понравилась статья, пожалуйста, обратите внимание на пост Money for nothing. До начала сезона осталось всего-ничего. Может быть у вас будет возможность поддержать автора перевода!
Разыгрывается бумажный экземпляр только что вышедшего перевода книги Питера Крауча. Все условия — внутри поста. Желаю удачи!
Приглашаю вас в свой телеграм-канал