8 мин.

Он скрывался от полицейских, а теперь рисует футбол на стенах Англии

Часть 1. Марк Мина.

Марк Мина привык скрываться. 

Госпиталь, в котором родился Мина, находится всего в нескольких шагах от стадиона, где играет Уотфорд. Марк преданно болел за местную футбольную команду, но район не отвечал ему симпатией: сверстники, по одной известной им причине, недолюбливали тихого парня из неблагополучной семьи и нередко проявляли к нему жестокость. В ответ Марк лишь старался быть незаметным.

В зрелом возрасте остерегаться пришлось уже соперника посерьёзнее. Прячась в укрытии, чтобы не быть пойманным, даже в сумерках он мог рассмотреть имена на жетонах и цвет глаз полицейских, которые часто и не догадывались, что тот, кого они ищут, сидит прямо у них перед носом. В такие моменты, сжав все свои 120 килограммов в комок размером с теннисный мяч, он сдавливал дыхание и переставал моргать, но сердце предательски выпрыгивало из груди. Казалось, его стук, как колокол Биг Бена, пробарабанит в уши копов и вот-вот выдаст свою башню. Бежать или сидеть? Если бежать, главное — не показать своего лица, иначе очень скоро найдут. Если найдут, скрутят и арестуют — не самое приятное состояние, когда тебе уже за 40. Полицейские уходили, Мина делал глубокий вдох-выдох и ощущал эйфорию.

Марк был уличным художником, но не таким, который рисует портреты у метро за 20 фунтов — прежде всего его интересовали стены. Жонглируя баллончиками краски, он мастерски превращал унылые и обделённые любовью бока и зады зданий, в яркие шедевры, купающиеся во внимании телефонных фотокамер.

Однако уличные художники Англии знают: если только твоё имя не Бэнкси, то любой несанкционированный рисунок на стене — это вандализм и порча имущества, которая карается штрафом, а при повторных нарушениях, тюремным заключением.

Мина очень хотел ни от кого не скрываться и быть легитимным художником, но всё как-то не выходило. Так и текла жизнь до 2019 года пока ему не позвонил другой Марк — Марк Сильвер.

Часть 2. Марк Сильвер.

Марк Сильвер умел продавать креатив. 

Вот уже 12 лет он успешно возглавлял компанию Square Rock, которая помогала незаурядным талантам — художникам, фотографам и музыкантам — привлечь внимание публики к своему творчеству. Работая над изданием журнала Das Erbe Unserer Welt (в переводе с немецкого — «Наследие нашего мира»), посвященного великим людям прошлого и прилагавшегося к немецкой версии National Geographic, Square Rock сотрудничала с детьми актёров Одри Хэпбёрн и Чарли Чаплина, Принцем Монако Альбертом II, боксёрами Владимиром Кличко, Майком Тайсоном и другими знаменитостями.

Обустраивая новый дом, в который он с семьей только что въехал, Сильвер решил сделать для своего 9-летнего сына, болельщика Вест Хэма, нечто особенное: создать на одной из стен в его спальне самую настоящую мураль (изображение на стене) в стиле стрит-арт, посвященную любимой футбольной команде. Выполнить работу Марк пригласил местного граффити-художника, который сделал прекрасный рисунок, параллельно устроив Сильверу ликбез по уличному искусству. 

Художник ушёл, но мысль, как в фильме «Начало» с Ди Каприо, запала в мозг Сильвера. «Если такой рисунок на стене в доме понравился мне, и я заплатил за него, наверное, нашлись бы и другие люди, кто готов был бы за это платить», — подумал он. Обладая изрядной долей предприимчивости, Сильвер зарегистрировал компанию MurWalls, предлагающую клиентам сделать рисунки на стенах их частных домов под заказ, и слоган «Стрит-арт в вашем доме». Марк Мина стал первым художником в штате. 

Часть 3. Взлёт

Работа под логотипом MurWalls обещала Мине возможность выйти из тени и рисовать на стенах совершенно легально. Телефон был готов принимать звонки, а банковский счёт — пухнуть от платежей, но тут наступил Ковид. Никто не хотел приглашать к себе домой незнакомцев, а уж тем более неизвестных бородачей с баллончиками краски.

Ничуть не смутившись, Марк Сильвер придумал план: пока другие разгоняли скуку, пересматривая весь список сериалов на Netflix, Марк обзванивал весь список своих знакомых, чтобы рассказать о своей новой компании.

Первой работой MurWalls стала стена в комнате 16-летней девочки Эллы, живущей с синдромом Дауна и получившей дозу онлайн буллинга после того, как её отец загрузил в социальные сети видео танца Эллы после футбольного матча. MurWalls хотели поддержать девочку и предложили нарисовать для неё мураль. Показав работу представителям Вест Хэма, они получили не только заказ, но и рекомендацию в Ливерпуль, что было очень вовремя — «Красные» вот-вот должны были выиграть титул. Как только это случилось, их фанатский канал, Redman TV, заказал мураль Джордана Хендерсона с кубком по случаю победы команды в АПЛ. Марк Мина выполнил работу блестяще.

В Ливерпуле были настолько впечатлены, что поместили услугу MurWalls в свой онлайн-магазин: 495 фунтов за стену, раскрашенную в цвета любимой команды. Тут-то телефон и зазвонил: «Слушайте, у нас тут есть пустая стена. Можете прийти и разрисовать её?» Мина, как Санта Клаус, прыгал из дома в дом, обойдя десятки комнат юных фанатов Ливерпуля, и не оставив ни одного из них разочарованным.

Слухи о компании быстро разрослись и очень скоро, менее чем через два года после открытия, у них были эксклюзивные лицензии на работу с Манчестер Сити, Ливерпулем, Брайтоном, BBC Sport, а также впечатляющее портфолио.

Часть 4. Возвращение домой

Узнав, чем теперь занимается его давний друг Марк Мина, с которым они вместе ходили в молодёжный центр при церкви, Ричард Эванс, ныне священник там же, когда-то игравший в академии Уотфорда, загорелся идеей. Связавшись со своим знакомым в клубе, он предложил использовать одну из стен церкви в минуте ходьбы от стадиона для того, чтобы запечатлеть легенду Уотфорда, бывшего тренера сборной Англии и человека очень много сделавшего для города, Грэма Тэйлора.

Бюрократия и согласования заняли больше года, но в конце концов, это случилось. Марк вернулся в хмурый город, где родился и пережил так много, чтобы дать ему немного улыбки. Он работал 15 часов подряд, потратив почти 40 банок краски. Мураль была открыта перед матчем первого тура с Астон Виллой. 

Когда стали собираться болельщики, Марк просто отошёл в сторону и слился с толпой, чтобы послушать. Люди стояли и завороженно рассматривали каждый штрих. Мураль не оставила равнодушным никого. Фанаты, как седовласые ценители искусства в музеях, перешёптывались, показывали пальцами, хвалили работу и улыбались. Даже болельщики Астон Виллы были в восторге.

Вдруг откуда-то появились полицейские и направились к Мине. Бежать было некуда, а дневной свет не позволял скрыть лицо. Мина снова сжался до размеров теннисного мяча и приготовился к худшему. «Эй сэр — спросили полицейские у Мины, — не сфотографируете нас на фоне стены?»

Прятаться больше было не за чем. Теперь его лицо знает вся Англия.