Большое интервью с Александром sazam_ Заборовским. Про книги, покер, «распил» звезды и феномен VGR22. Часть вторая
– Откуда пришла идея написать ОФС? («Оптимальная фэнтези стратегия» – прим.)
– Вообще, изначально был более короткий вариант – «7+1 правило хорошего Fantasy». Хотелось поделиться знаниями с новичками. Тогда и чатов в телеграме не было, а были лишь чаты под фэнтези-командами на самом sports.ru. Игроки задавали одни и те же вопросы.
На тот момент kicker.de (сайт с лайнапами по Бундеслиге – прим.) считался сакральным знанием, а ligainsider.de на тот момент еще не существовало. Но это же глупость – делать что-то сакральным. Поэтому хотелось все сгруппировать для новичков: чтобы человек заходил, и не по чатам выискивал информацию, а сразу знал где ее искать. Новичок начнет собирать составы в Германии и будет делать это неправильно. Поэтому нужно было донести до человека, что тот не обязан наугад брать условного Мюллера. Посмотри «Кикер» и у тебя все будет хорошо. Будешь понимать вероятность. А если ты с нуля пришел – будешь спрашивать: где там лайнапы? Неизвестно. Их надо гуглить. Еще желательно гуглить на немецком. Вот это двигало мной.
После «7+1» захотелось еще больше поделиться какими-то мыслями и знаниями. Было желание все сделать по максимуму. Мануал, так мануал. Когда я это обсуждал с Антоном Анисимовым, он рекомендовал мне делать это в казуальном формате: картинка и на ней небольшое пояснение по какому-то вопросу. Потом следующая карточка. Но мне захотелось написать что-то объемное, поэтому я сел и написал. Писал где-то две недели и получал дикое удовольствие от процесса. Мне вообще нравится писать. Это, видимо, журналистская тема. Собственно, поэтому я и решил закончить с фэнтези, чтобы было время на все это. Хочется, например, написать книгу или даже книги. Хочется развиваться, двигаться в этом направлении. Я был дико рад, что книгу прочитали огромное количество людей, на эту книгу ссылались. Это было здорово. Труд пропал не зря.
– Ты ждешь, чтобы кто-то написал версию 2.0?
– Это было бы круто. Любая движуха, даже такая движуха как распил звезды, любой резонанс идет в плюс фэнтези-движению. Поэтому, если кто-то напишет ОФС 2.0 – это будет дико круто. Как минимум для комьюнити. Будут приходить новые люди, у них будет шанс зацепиться выше. И их сокомандникам не придется все объяснять по 3 года. Они могут просто кинуть ссылку. Это же еще определенный тест на задрота: если чувак не способен прочитать ОФС – ему будет сложно. Или хотя бы пролистать. ОФС – это огромный талмуд. Его прочитать не каждый сможет. Но если чувак прочел, то у него есть шансы в фэнтези.
– Я, по-моему, прочитал дважды.
– Ну вот, сразу было понятно, что у тебя высокие перспективы в этой сфере.
– Но ведь я сам загорелся этим. Решил для себя, что буду играть в фэнтези. Прочитал всевозможные мануалы, инструкции, гайды. Прочитал все от Олега Смолерова. Подошел к вопросу игры в фэнтези основательно.
– Разделяю данный подход. Тоже прочитал все от Смолерова. И очень жалко, что по fanteam нет такого мануала. И понятно почему такого гайда нет – это все-таки игра на деньги, конкуренция. На sports.ru.ru тоже есть конкуренция, но она травоядная. А на fanteam такого быть не может. И даже когда daaceofdiamonds дает интервью, в котором хоть немного делится какой-то информацией – это уже удивительно. Здесь конкуренция. То есть, понимание оптимальной стратегии на fanteam дает гораздо больше, чем на sports.ru.
ОФС была для меня важным этапом в фэнтези. Я очень рад, что написал ее, не забил по середине. И получил от этого удовольствие. Это самый главный критерий. Было в кайф этим заниматься. Если брать мою 5-6 летнюю карьеру на sports.ru, то ОФС и создание «Манибола» – это мои главные достижения. Куда я вложил очень много сил и это было не зря. Еще к своим достижениям отношу помощь в оценке игроков, иначе фэнтези рисковало загнуться. Ибо на sports.ru оценивали не очень хорошо. Там вообще один человек все оценивал. Представляешь? Один человек оценивал 10 чемпионатов. И конечно он оценивал все не оптимально.
– А сейчас 10 человек оценивают один чемпионат.
– Да, это гораздо лучше. Мы к этому пришли. Мы смогли добиться этого у sports.ru. Модерировать было очень муторно. Но я очень радовался, когда видел результат. Конечно, залетал условный AS и говорил, что оценки говно. Но я понимал, что он это будет говорить в любом случае. И даже если будет оценивать Бен Креллин. Поэтому на это не надо обращать внимание. А некоторые оценщики в этом плане расстраиваются. Этого делать не надо. Всегда будут люди, которые будут говорить: «Оценки говно!».
– В условной Германии, когда составы отличаются двумя-тремя пиками.
– Это не от оценок зависит, я считаю.
– Хорошо. Дают Левандовскому цену 15. Тогда бы составы были более различными.
– Но и новички бы не играли. Новичок бы заходил, брал трех игроков, у него оставалось бы 50 единиц на 10 игроков и ему с ходу бы приходилось копаться в Кельне. И говорил бы: «Ой, ребят, да ну нахер». Тут важно не потерять тонкую грань между казуальностью и хардкором. Левандовски по 15 – это круто для нас с тобой. Это делает появление новых стратегий. Но для новичка – это очень сложно. Я понимаю, что многие в чатах говорят, что это мнимая забота о новичках. А на самом деле, мной и «Мстителями» движут какие-то масонские мотивы. Но ничего такого нет. Я прекрасно понимаю, что новый человек сядет и не будет играть. А если новые люди перестанут приходить, то фэнтези на sports.ru рано или поздно закроют. А сейчас хоть какой-то приток новых людей идет.
Заканчивая тему с ОФС. Я хотел бы, чтобы кто-то написал обновленную версию. Любой движ очень важен. Абсолютно любой. Вот возьмем, например, Севу. Он действует на пользу сообществу. Как бы кто его не любил. Потому что он создает движение. Оно может и хаотичное, но движение. И вот распил звезды наш. Вообще не ожидал такой реакции. Я это никогда и нигде не обсуждал. И когда мне это пришло в голову (распилить звезду) – не видел ничего негативного.
Я рассуждал следующим образом. У нас одинаковое количество очков, мы можем синхронизироваться, и мы не наносим этим никакого урона. Потому что те, кто идут сзади нас им даже в какой-то степени проще. Раньше они боролись с двумя разными составами, а обогнать два разных состава сложнее. У меня будет Левандовски капитан, у Юры (Avgyr – прим.) будет Ройс капитан. В идеале, им (отстающим) надо брать того, кого не будет у нас обоих. Это довольно сложно. А когда у нас одинаковый состав – остальным гораздо проще. Ну, конечно, мы и свои интересы преследовали. Мы не переставали соперничать друг с другом. Для этого все задумывалось. Ты хеджируешь риск борьбы друг с другом – повышаешь тем самым шанс звезды. И потом, когда я увидел, какая на это реакция и посмотрел глазами ребят, что это нарушение спортивного принципа и понял, что в этом есть своя правда.
С точки зрения нарушения олимпийских принципов Пьера де Кубертена – на этот вопрос не смотрел. Я думал, что это очень остроумная затея, которая дает тебе преимущество. И спустя время, я смотрю на эту ситуацию глазами людей как они это оценили и какое-то нарушение спортивного принципа в этом можно усмотреть. Эту реакцию понять можно. Я ее не предсказывал. Какое-то нарушение фейр-плей здесь имеется, хотя не нарушены ни чьи интересы. Но нарушен интерес самого духа игры. Он нарушен. Интерес Фантома (Phantom of Opera – прим.), который на тот момент шел третьим – он не нарушен вообще. Ему только проще стало. А интересы духа игры, видимо, нарушены. То есть сейчас, спустя какое-то время, я бы не стал так делать. Думаю, и Юра бы не стал. Мы, конечно, не подразумевали то, как это восприняли. Мы смотрели на это по-другому.
– Кто решал кого будете пикать в туре?
– Во-первых, идея моя. Это важно. Стрелы гнева в первую очередь должны лететь в меня. А не в коем случае не в Юру. Он не был инициатором. Хотя проступка здесь никакого нет. Хотя, я повторюсь, что сейчас бы такого не делал. А кто продавливал? Никто. Мы просто созванивались, уже тогда хорошо общались с ним, и обсуждали. Сидим такие: «Вегорста брать или нет?» В последнем туре мы могли отлететь Фантому, что позволило бы насладиться хейтерам этим моментом. Поэтому, мы могли отлететь Фантому, который кэпнул или просто взял Вегорста. Точно не помню. А мы не хотели его брать. Я говорил Юре, что тут можно без Вегорста, ибо он очень нестабильный, а Юра меня все-таки убедил его взять. По-моему, именно так было. Сейчас плохо помню детали. И если бы мы не взяли тогда Вегорста, то счастливо бы отлетели и распили бы с Юрой второе место. А Фантому, который мог стать первым – не хватило совсем чуть-чуть.
Мы созванивались с Юрой. Даже не списывались. Почему созванивались? Потому что надо пилиться под дедлайн и списываться в этом плане очень рискованно. Интернет у кого-то подвиснет и до свидания. А важно сохраниться одинаково. Ты на последних секундах ждешь игрока и, если сохранишься неодинаково – все предыдущие туры ты зря тратил время. Вся идея хеджирования рисков борьбы между собой теряется.
– Было какое-то желание или мысль, что перед последним туром сделать разные пики? На последнем этапе каждый сам за себя.
– Такого желания точно не было. Потому что я не видел в этом нарушения спортивного духа, которое потом все же увидел. Я рассуждал так: наносим ли мы кому-то урон? И для себя решал, что не наносим. Ну, то есть, конкретным людям позади нас, а так как мы урона не наносим, то рассинхронизироваться было бы странно. Потому что когда ты идешь вдвоем, то у тебя шансы на звезду выше, потому что ты не соперничаешь друг с другом. Математически. Поэтому это была осознанная идея с хеджированием рисков. Потому что я не смотрел на это с точки зрения нарушения фейр-плей. И даже тогда уже поднялась эта волна, но я не намерен был отказываться от начатого. Идти на поводу комьюнити – это был вообще какой-то цирк. Но сейчас, спустя время, когда я вне комьюнити, я это обдумал – определенное нарушение духа игры в этом усмотреть можно. Никто не понес урон, но сам дух игры, этот пресловутый фейрплей каком-то смысле нарушен. То есть до последнего метра дистанции должен бороться за победу, а мы в этом друг с другом плане не боролись. Мы продолжали бороться с Фантомом и остальными, но не друг с другом. Поэтому можно отдать звезду в зрительный зал… Хотя нет, звезду не отдадим. Что было, то было.
– Откуда пришла идея создать «академию» «Мстителей» – «Манибол»?
– Это было как челлендж. Как мы в начале говорили о том, чтобы попасть в топ-100 без замен. Это просто интересный для меня челлендж. Что этому предшествовало? В чате часто были разговоры, что новичок все равно не сможет с ходу хорошо играть, ему очень сложно разобраться. А я был сторонником противоположной идеи. Если новичка сразу поместить в правильную эффективную среду, то он сможет сразу хорошо играть. И у меня был азарт: доказать это хотя бы в первую очередь себе. Что можно с нуля собрать людей, и они с ходу будут разрывать. Мы с тобой обсуждали, что вход в фэнтези очень долгий. Но с такой поддержкой с воздуха – это реально. И «Манибол» доказал, что это реально. Для меня это абсолютно успешный проект, и я очень доволен его результатами, потому что в первый сезон они порвали. Насколько это было возможно, конечно. Они сразу стали топ-франшизой. Они не болтались в районе андеграунда, они не боролись в рейтинг с «Дугин-Роговым», а сразу начали бороться с топ командами. Это круто. Это был трудоемкий и тяжелый путь. И если кто-то думает, что ребята из «Манибола» просто брали наши составы и списывали – это не так. С каждым велась работа, с каждым я общался. Общался и в командных чатах, и лично. А ребята были все с нуля. Кто-то вообще не играл, кто-то играл один-два чемпионата в казуальном формате. А им сразу хардкорный режим включили: играть все чемпионаты, меняться под дедлайн. Они приняли все принципы ОФС. Но это сразу с ними обсуждалось, мол, ребята, играем сразу по харду. Вы готовы? И поехали сразу играть. Для меня это очень крутой опыт. По уровняю эмоций – это успехи «Манибола». Я читал интервью с Денисом Лэмпардом, что ему успехи «Брейкинг Бэд» не очень принципиальны. А мне очень. Потому что я очень много вложил туда сил. И для меня это было очень принципиально, чтобы ребята добились успеха. Добились его сейчас. И для этого была проделана огромная работа. Но у всех искаженные представления. Хотя я не раз говорил – не было никогда интеграции чатов «Манибола» и «Мстителей», кроме одного единственного нюанса, что я был во всех чатах «Манибола» и перекидывал информацию. Может какие-то разовые случаи были, когда, например, спрашивали: «Берут ли у вас Ди Марию?» И я пару составов скидывал. Но это было пару раз в месяц. А так – я перекидывал новости. Условно: «Сиссе не сыграет». За 10 минут до дедлайна. И, конечно, это дает преимущество ребятам. Они не нашли эту новость, и мы ее скинули. Но в остальном это их решение: на кого они поменяют Сиссе, поменяют ли вообще или в запас отправят. Многие считают, что они как самовозка. Фетталь выиграл «Формулу 1» в свое время и многие говорили «как на самовозке». Но это никакая не самовозка. Это заслуга того, что они получили возможность и воспользовались ею. То есть, две звезды Авгура – это не на самовозке их привезли. Он взял их сам, потому что правильно воспользовался той средой, которую ему предоставили. И другие ребята из «Манибола» стали топ-игроками по фэнтези меркам.
– Были совсем новички в фэнтези?
– Да, это важно понимать, что были люди, которых мы брали с нуля. Было 3-4 человека, которые играли 1-2 чемпионата. Но ты представляешь, что такое играть 1-2 турнира, а потом начать 10. Это разные вещи.
10 человек полностью с нуля. Но у них было желание, они действительно старались. Кто-то в какой-то момент морально перегорал и надо было арбитрировать – это было самое сложное. Решать внутренние конфликты, ведь кто-то морально перегорал от такого темпа и это было самое сложное. В остальном – все круто. Еще один миф, который постоянно ходит, что «Манибол» – это некая академия, которая каждый год должна перенабирать людей, а эти должны уходить в другие франшизы – такого разговора никогда не было. Идея «Манибола» всегда была в одном – собираются 10 новичков и с ходу начинают всех выносить. Идея только в этом. И никуда они дальше не расходятся. Дальше они становятся полноценной франшизой. И это получилось. «Манибол» – это топ-клуб. И даже сейчас у них не очень удачный сезон. На мой взгляд они могут лучше. Но топ-7 – это нормальный добротный результат.
– Ты говоришь про новичков. Мне кажется, что сейчас очень сложно привлечь новых людей на sports.ru. Примерно 20% людей уходят чуть ли не из каждой франшизы. Развитие франшиз – это крутая тема, но притока новых игроков со стороны почти нет.
– В этом и была идея академии – дать новую кровь. Я думаю, что это можно сделать и сейчас. Все зависит только от желания. Когда я это делал – все было тоже самое. Тогда тоже было мало новичков. Все золотые годы sports.ru были позади. Все Уткины и Игнашевичи, создающие команды, и 50000 игроков в РПЛ – это все было позади. Тогда точно также было мало новичков.
Что мы делали, чтобы привлечь их? Мало того, что мы сделали пост на sports.ru, но это не значит, что к нам постучало 100 человек и мы их сразу взяли. Мы вели адскую работу. Сначала я нашел генменеджера, договорился с ним. Нас уже было двое. Кто-то со sports.ru помогал. Антон Анисимов помогал. Многие ребята из «Мстителей», кстати, очень скептически отнеслись к этой идее: что это полная херня, что мы ее не реализуем, что не стоит этим заниматься. Не было консенсуса, что это крутая задумка. Многие считали, что это не рабочий вариант. Я брал людей, которые хоть как-то играли в фэнтези, когда-то ставил лайки постам под фэнтези или просто хотя бы принимал участие в каких-то чемпионатах, хоть даже и низко или лучше, кто был на сайте h2h у Князева. Просто без команды. И я им писал в личку. Я написал в личку больше трехсот сообщений. Естественно, такая работа дала результат. Если сейчас кто-то возьмет и напишет 300 сообщений вот таким людям – это тоже даст результат. То есть, сделать сейчас «Манибол» тоже можно. Но готов ли кто-то тратить время и энергию на это. Я был тогда готов. Это и сейчас реально. Нет такого, что сейчас что-то катастрофически изменилось. Трава не пожухла, она такая же зеленая. Просто надо потратить очень много времени. Надо искать людей, которые нигде не задействованы и писать, писать, писать. Они будут отвечать: «А? Что?» А ты в ответ должен писать аргументы. Помню, когда я предложил Диме Мартыненко, а он был одним из первых, он устроил мне целое блиц-интервью «Почему он должен на это соглашаться?». Я засунул в задницу свои амбиции и сидел спокойно все объяснял: вот поэтому, вот поэтому и вот поэтому. И он принял эти аргументы.
В общем, это все зависит от желания человека. Как и большинство вещей. Конечно, это непростой путь. Нельзя написать пост и на тебя сваляться 100 новичков.
Тоже самое – переходы между командами. Всегда говорят, что топовых игроков из других команд не уведешь. Уведешь, конечно. Мы постоянно уводили топов. Это тоже кропотливая работа. Чтобы увести топа – мы в межсезонье писали тремстам людям. От двухсот мы получали отказ, от пятидесяти – отказ в грубой форме. А от кого-то получали согласие и укреплялись. В итоге команда образовала золотой состав, который всех разрывал. Потому что это был кропотливо собранный состав из крутых ребят. Потому что случайно на тебя такие ребята не упадут. Их надо выдирать. У многих имеется на этот счет моральный аспект – забираешь чужого топа, разваливаешь чужую франшизу. Но это не очень корректный разговор, потому что это спортивная игра.
– Бавария вошла в чат.
– Остальные могут делать тоже самое. Конечно, у «Мстителей» есть что-то свое – например, автоматизация. Они могут сказать любому чуваку, слушай, ты сможешь тратить меньше времени, играя за нас. Почему бы и нет. И чувак такой: «Ну, действительно». Другие так сказать не могут. Но у всех франшиз есть автоматизация. Это не какое-то ноу-хау. По крайней мере у половины. В «Мачете» это точно есть. Поэтому вы можете говорить тоже самое, другие могут говорить тоже самое. Если в звезде я в чем-то принял аргументы людей и в чем-то согласился, то здесь я ни в чем не согласен. Считаю, что это спортивная игра, это спортивная конкуренция и переманивать топов из других команд – нормальная практика. Давайте тогда и в большом футболе скажем, что цвета флага превыше всего. Если поцеловал «ромбик», то в «Динамо» или «Локомотив» переходить не можешь. В реальности это же не так.
Если бы каждая команда сделала бы свой «Манибол» – это был бы другой франшизный мир. А то что «Манибол» хейтят, что они списывают – это детский сад. Никто ни у кого не списывает. Потому что чаты не общие. Даже технически такой возможности нет. Просто всем в едином инфополе, как Лэмпард сказал в своем интервью. Это автоматически происходит. Надо быть идиотом, чтобы не списывать. Все берут, условно, Ди Марию. А ты сидишь такой, думаешь: «А вот *** я возьми Ди Марию! Буду оригиналом и возьму Дракслера». Берешь Дракслера и идешь на дно. Ну, и какой смысл в этом? Никакого. Поэтому не то чтобы списывают – все берут оптимальные варианты. И, естественно, эти оптимальные варианты совпадают. В этом особенность VGR22 (далее – VGR). Топ игрок где-то берет оптимальный, а где-то креативный вариант. Один или два. А VGR это делает лучше всех.
– У поля, которое играет только в FPL, средний уровень игроков низок. А те, кто высоко заканчивает, те могут выстрелить на sports.ru. Я читаю много чатов и довольно-таки много кто хейтит sports.ru, хотя по сути, там очень сильные игроки. Кто в топ-10 франшиз уж точно. Это задроты, профессиональные фэнтезисты.
– Я уверен, что верхушка sports.ru будет разрывать fanteam, если туда придет. Да мы это и сейчас видим. Кто сейчас наверху fanteam? VGR, TeLLer. Это же спортсовские орлы. PITON81, Zhenek_Gomel – это все спортсовские ребята с максимально высокой экспертизой. Это еще «везет» комьюнити fanteam, что не вводят условную Турцию и Португалию. Ведь если их введут, это будет накрывалово от sports.ru. Но многие спортсовские игроки не идут в дейли. Они относятся к этому крайне скептически. Это какой-то фэнтези-фастфуд для них. Не солидно! Еще и на деньги играть…
– Почему они не хотят идти?
– Сложился такой стереотип. Не хотят превращать свое хобби в деньги.
– Это же наоборот круто – получать деньги за счет своего хобби.
– И мне так кажется. А многим кажется, что это не true. Что ты как будто жопу за деньги продаешь, в каком-то смысле.
– Есть же пример VGR.
– С ним сравнивать смысла нет. Это special one. У него есть связь с космосом.
– Окей, не равнять, а стремиться к похожим результатам.
– Я и сам раньше скептически относился к дейли, хоть и не декларировал это нигде. Это классная вещь. Но пропагандировать дейли-фэнтези не очень корректно в таком интервью, потому что спортсовских и так мало, а если еще заниматься пропагандой… То это вообще убийство комьюнити. А это плохо. Sports.ru должен жить. Но вообще, дейли-фэнтези – вполне логичная ступень развития для игрока sports.ru. Потому что на дейли тратишь меньше времени.
***
– Вопрос по поводу звезды. У тебя их две. И еще есть серебро за кубок Америки. Какая награда для тебя самая памятная?
– Я никогда об этом не задумывался. Учитывая, что Германия дисконтирована, получается, что Франция. Но вообще Кубок Америки был очень драматичный. Было много моментов, которые не попали в этот список. Занимал четвертые места – такого было не мало. Самое большое достижение, оно никем не может быть признано, но для меня – это одно из самых больших. Это то, что я стабильно попадал в топ-10 Чемпионшипа каждый год. Вот для меня это супер высоко, потому что считаю Чемпионшип квинтэссенцией фэнтези. Это чемпионат, где ты должен включать свое творчество на максимум. Поэтому для меня очень важно, что я всегда был в десятке. И вообще по сумме шиповских сезонов я первый. Считаю это важным достижением для себя. Это демонстрирует мой высокий уровень.
Но если говорить о каком-то разовом – это Франция. Но Кубок Америки запомнился больше. Там Габи Жезус в финале удалился на 89-ой минуте. Абсолютно по-идиотски. Если честно, то не помню, как именно, но абсолютно как полный дол***б. До этого момента я был со звездой. И после этого идиотского удаления на 89-ой минуте я был без звезды. И это было максимально эмоционально для меня. С Германии только прошел хайп: распил, не солидно. Что не по положняку я поступил. И тутдруг заносится Кубок Америки. Это был бы очень яркий сюжет. Может это кармический возврат. Не по понятием поступил. Но это был театр абсурда. Жезус получает красную. Нападающие вообще очень редко получают красные карточки. В ситуации к этому не располагающей, Жезус получает красную и это «убивает» звезду. На 90-ой минуте финала Кубка Америки сидишь со звездой. Но Жезус получает красную и тебе говорит: «До свидания!».
Это был один из ярчайших моментов. Именно индивидуальных. Потому что командный – это финал Лиги Чемпионов. Когда мы все кэпнули Дани Алвеса и отыгрались 6-0. Это был самый яркий камбек. Самый яркий командный момент. А самый яркий индивидуальный – это поражение в кубке Америки на флажке. Это может быть даже ярче звезды во Франции. Потому что это ближе по времени. А звезда во Франции была во времена Юрия Гагарина. Эмоции уже немного выветрились. А жезусовский фейл актуален в памяти. Я еще тогда взял в полуфинале Перу и вышел на второе место. Представляешь, когда берешь андердога не в 100 составов как на fanteam, а в свой единственный состав, который идет на 30-ом месте, идет неплохо. И ты берешь Перу. Смотришь ночью матч с их участием. И Перу выигрывает. У тебя все заходит. И ты сразу выходишь на второе место. Это, конечно, суперкрутые эмоции. Поэтому Жезус петушье. Но я на него зла не держу.
Благодаря звезде во Франции – я стал переживать за ПСЖ. Хотя многие в Европе их считают мешками. Но я им сопереживаю. Болеть за них не могу, болеть я могу только за одну команду – за «Торпедо», но я им сопереживаю в Европе. Потому что они мне тогда затащили звезду. И конкретно Ибрагимовичу. С тех пор ему симпатизирую. А Жезуса ненавидеть не стану, я его простил.
– Может ли фэнтези-игрок существовать без звезды?
– Звезда – это шара. Звезда – это никакой не показатель уровня фэнтезиста. Для меня показатель – это рейтинг на сайте fantasyteams. Если мы хотим понять уровень фэнтезиста на sports.ru, то мы делаем следующим образом: заходим на сайт Князева, идем в раздел «аналитика», в этом разделе выбираем FR. И смотрим рейтинг. А не звезды. Звезды – это пыль.
А кто-то где-то взял звезду – вообще не показатель. Этим показателем может Натан Томас козырять, что он вошел в топ-6 одного сезона НХЛ. Это же ни о чем. Это же настолько все дисперсионно, что ни о чем. Хотя вроде бы ты играешь сезон, это снижает дисперсию. И, тем не менее, это не очень сильный показатель. Если на одну чашу весов взять человека со звездой, а на другую человека, который пять раз попадал в топ-10 итогового рейтинга. Второй – в пять раз сильнее для меня. Просто в 10 раз сильнее. Одна звезда – это стечение обстоятельств. Без звезды могут быть супер топовые игроки. Это вообще ни о чем не говорит. Конечно, как правило, топовые игроки все-таки берут звезды. Как правило. Но если топовый игрок без звезды – это ничуть его топовость не умаляет. И такие есть, таких не мало. Например, weekend offender. На мой взгляд один из сильнейших недооцененных игроков. Звезду он проиграл Лэмпарду в Испании.
– Аля-Джераррд или Анри без золотого мяча.
– Да, супер сильный спортсовский игрок. Уровень работы с информацией как у weekend offender`a нет вообще ни у кого. Человек способен находить информацию о чем угодно. Я не видел такого нигде. Он без звезды. Вот так бывает. Звезда – это стечение обстоятельств.
Я взял звезду в Германии потому что тупо повезло. В седьмом туре кэпнул Ройса, когда за 10 минут до дедлайна или даже за 5 минут, или даже за минуту я успел поймать информацию, что Левандовски не будет играть. Или мы просто поверили, проанализировав перед этим, что Левана не должно быть. И кэпнули Ройса. Но это было супер рискованно. Ибо если Левандовски выходит, то он делает покер и ты заканчиваешь. Но Левандовски тогда не вышел, а Ройс сделал какие-то 2+1 и мы сразу «взлетели». Мы всей командой кэпили Ройса. Германия учит кэпит Левандовского. Это очень простое правило. По-моему, я тогда кэпил поляка в 32 из 34 туров. А единственный раз кэпнул Ройса и это дало разницу. Нет смысла исполнять. Многие фэнтезисты по началу начинают исполнять. Не в этом сила. Твоя сила в том, чтобы исполнить редко, но очень метко. В этом сила. Это не хитрая задача выдумывать себе каждый тур какого-то капитана, кроме Левандовского. Какой в этом смысл, если ты проигрываешь от этого? Ну, и Германия – чемпионат с минимальным количеством стратегий.
– Стоит играть в фэнтези на sports.ru до тех пор, пока не возьмешь звезду?
– Если ты чувствуешь, что стоит закончить, то стоит закончить точно. А просто до этого надо для себя понять, что звезда – это не критерий. И станет проще. В пример приведу Оскар. Если у актера нет этой награды, то это не значит, что он плохой актер. Есть прекрасные актеры, всеми любимые. Например, Джонни Депп. Или до недавнего времени – Леонардо ДиКаприо. Потрясающий актер. И не имел Оскара. Поэтому звезда – это огромное стечение обстоятельств. Ну, хорошо. Оскар – это субъективный показатель, а звезда – объективный. Это за тебя не решают какие-то дедули из академии. Ты сам за себя решаешь. Ты должен заканчивать только в том случае, если чувствуешь, что это нужно сделать. Если тебе в голову приходит мысль, что тебе нужно заканчивать – лучше заканчивать. Поэтому, это значит, что тебе уже пора. Важно вовремя закончить, как мне кажется. Какая еще есть стратегия? Не заканчивать, а начинать играть по фану. Меняться на отшибись, играть 3 чемпионата. Мне кажется, что это не очень хороший выбор. Лучше закончить. Надо вовремя заканчивать. Хороший саспиенс – это то, что имеет хорошую концовку. И поэтому, если чувствуешь, что где-то надо заканчивать – ты должен закончить. Это будет правильно. Но это не должно быть связано со звездой. Многие ассоциируют меня с распилом звезды, хотя сделан огромный пласт для комьюнити, много полезной работы. Написана ОФС, вовлечение в чаты и т.д.
– Как в том анекдоте про козу.
– Да, как в том анекдоте про козу. Но это не сильно омрачает, на самом деле. Не все зависит от тебя в конечном счете. Институт репутации не зависит от тебя в известной степени. Но тем не менее, надо вовремя заканчивать. Если это превращается в какое-то мучение. Я от многих вижу в чатах: «Ну, как же зае***о, сколько этого фэнтези…» Ну, не играй тогда. Не могу понять этого. Когда люди высказывают недовольство по поводу фэнтези: что они устали, что они не могут делать замены. Надо вовремя уходить – это правильно.
***
– VGR чаще берет джокеров, которые выстреливают. Меньше играет по кэфам. Есть ли какой-то дар у VGR? Альманах, как любят говорить.
– Мне всегда был интересен феномен VGR. Я по-разному к нему относился. К концу своей карьеры сформулировал это для себя. Если отбросить карго-культ про робота и альманах и говорить об этом серьезно. Во-первых, я думаю, что VGR ни от какой ОФС не отклоняется. Это первое. Он играет по статистике и используют ее в полной мере. Второе – он не имеет никакой чаши грааля, как некоторые думают. Он не знает никакого секретного сайта по Италии, он не знает какой-то секретной статистики, как, например, «xxxG». О которой знает только он и еще какие-то крутые регуляры draftkings. Такого нет. То есть, он обладает той же информацией и всеми теми же принципами что обладаем ты или я. Здесь он ничем не отличается.
Отличается он, на мой взгляд, следующим. В плоскости рационального – он с тем же набором инструментов и стратегий в голове, а выигрывает он в области иррационального. То есть, я считаю, что у каждого фэнтезиста есть то, что чаще всего называют словом чуйка или озарение. Что больше нравится. В какой-то момент, выбирая между Киммихом и Мюллером, или еще более тонким выбором, у VGR срабатывает подсознание. И оно дает ему это велью. Но подсознание – это не какое-то НЛО. Подсознание, которое срабатывает и дает ему велью в этом нет ничего чудесного. Это никакое не чудо. Абсолютно научная вещь на мой взгляд.
Как я для себя трактую подсознание человека. Это набор объективных знаний, которое просто не использует человек в анализе, потому что в эту секунду о них не вспоминает. Но они у него есть в голове. Они наработаны большим опытом изучения, большим опытом просмотром матчей. Они есть в голове как константа. Ты не обращаешься к ним на уровне сознания, потому что не помнишь о них на уровне сознания в этот момент времени. А на уровне подсознания они у тебя есть. Выражаясь компьютерным языком, они лежат у тебя на харде, просто ты не помнишь в какой папке. А подсознание помнит. И в этот момент, когда нужно сделать выбор между Гюрлером и не Гюрлером этот огромный объем информации в голове VGR, он дает ему правильное решение. Оно на первый взгляд не очевидно. Но за счет этого большого объема информации оно рабоет и он кэпит Марегу. Он кэпит Марегу, на самом деле, по объективным показателям. Просто он сам эти объективные показатели не всегда может сформулировать, как мне кажется. Ему просто приходит это решение. Он его ощущает. Конечно, я не хочу сказать, что VGR сидит в позе лотоса и ждет, пока на него снизойдёт вдохновение и у него в голове: «Марега!». Он такой: «Окей». Нет, просто в момент анализа он принимает решение из-за микродеталей в пользу Мареги. И, возможно, сам до конца не понимает почему. Потому что у него в голове огромный объем информации, правильный анализаторский аппарат в голове, хороший такой анализаторский процессор. И вот это подсознание делает разницу между всеми фэнтезистами. То есть, есть огромный пулл топ фэнтези-игроков. Около ста человек примерно одинакового уровня. Кто-то правда больше тратит времени, кто-то меньше. Но мы берем только тех, кто тратит максимум времени на фэнтези на sports.ru. Они примерно одинакового уровня. 20, 30, а то и 50. Но у кого лучше эта база в голове, кто лучше настраивает связь с космосом, у кого лучше настроено это обращение к внутреннему жесткому диску – тот в выигрыше. И VGR в выигрыше. И поэтому он берет пики совершенно неожиданные. Потому что на уровне рационального анализа эти пики взять нельзя. Их можно взять только на уровне иррационального анализа. Что он и делает. Поэтому я считаю, что у VGR просто удивительным образом настроено подсознание. Это не случайно на него свалилось. Я еще раз подчеркиваю. Это результат каждодневного труда. У него огромная база знаний в голове. И она выстреливает таким образом. Человек не все помнит. В оперативной памяти человека очень мало хранится. А в долговременной – очень много. И именно подсознание оперирует именно долговременной памятью человека. Поэтому VGR выстреливает. Я для себя трактую именно так. Для меня это почти научное объяснение, я на нем остановился. Огромная база знаний в голове – фэнтезийная википедия и она выстреливает в эти важные моменты. То есть, в очень пограничных решениях. Ты выбираешь, например, Ди Мария или Неймар. Сейчас такой выбор не стоит, но неважно. Предположим, ты так выбираешь. А он, благодаря своей подсознательной работе понимает, что надо вообще не здесь выбирать. Что в этот раз надо выбрать Маркиньоса. И выбирает его. А для всех это шок. Потому что блять какой Маркиньос? А вот Маркиньос. Потому что он знает. Он понимает, что в этом матче очень многое будут значить стандарты, что низкие защитники. Он все это знает. Но не помнит. И это выстреливает. А потом все охают в чате: «Ну как можно было взять Маркиньоса? Это же полный абсурд». И я вместе с ними тоже охаю. Потому что это абсурд. Но это не абсурд. Это результат очень большой базы знаний в голове.
– Как стать таким, как VGR? Очень много работать над собой? Читать, анализировать?
– Никак. Это все дар. В конечном счете это все дар. Даже есть люди, которые имеют столько же информации в голове, как у него. Но как это все настроено на уровне подсознания – это все дар. Можно все прочитать, как и он, но все равно будешь хуже играть. Я думаю, никто в мире не играет на его уровне в фэнтези. Просто он на мировом уровне не играет, поэтому не может это убедительно доказать. У него есть искра. Это иррациональное. Никак нельзя стать VGR. Никак нельзя стать Месси. Вот Роналду – он очень старается. Он делает максимум усилий. И он заслуживает абсолютного уважения. Но ему не стать Месси. Потому что есть что-то, что не лежит в рациональном поле. Вот мы с тобой можем достичь того, что для нас лежит в рациональном поле. И у всех есть иррациональное. Просто у кого-то оно меньше, у кого-то больше. Это никак не накачать. Но что очень важно понять, что в фэнтези – порядок всегда бьет класс. Есть чувак, у которого накачено иррациональное. Но если ты разовьешь свое иррациональное до максимума, а он будет халявить, то ты его будешь побеждать. Просто VGR еще не халявит. Он супердисциплинирован. Если бы он халявил, то не было той доминации. Он дико дисциплинированный топ рег. И это играет роль. К этому добавляется его искра и все. Искра без этого не будет работать. Но даже если ты выведешь свою дисциплину на его уровень – ты не будешь играть как он. И я не буду. Скорее всего не будешь. Я так предполагаю. Потому что как он никто не сможет играть. По крайней мере на текущем этапе. Я играю с ним уже лет пять, и никто близко не может подойти к его уровню. Надо искать объяснения не в области рационального, а в области иррационального. Но не обязательно играть лучше VGR. Можно играть лучше всех, но немного хуже VGR. А со временем, когда он снизит требования к себе – ты будешь играть лучше его. Но для этого, надо, чтобы он снизил требования к себе. Если не снизит, то это крайне сложно. Но обязательно появится человек с такой же искрой. Но этому человек нужно будет держать дисциплину на том же уровне. Вот в чем сложность. Может и сейчас есть люди с такой же искрой. Но дисциплина низкая и конкурировать с VGR они не могут. Ибо там 100 из 100 дисциплина и супер искра. То есть, тебе надо иметь искру и накачать дисциплину до 100. Это очень сложно. А другие, например, накачают дисциплину, а искра у них не такая. Гэп над полем у VGR лежит в иррациональной плоскости. Но не в области чуда или випассана, а в области большой базе знаний, которая выстреливает в нужный момент. Может он это как-то натренировал. Это чаще всего называют чуйкой. Но мне больше нравится слово подсознание. Просто чуйка как-то обесценивает все это, как будто это какой-то рандом. Это нихера не рандом. Это результат огромного труда. А когда люди говорят чуйка – они чаще всего говорят про удачу. Но речь не про удачу. Речь про огромный объем знаний в голове, который помимо твоего сознания, дает тебе правильный ответ.
Если то, что ты говоришь в командном чате и это разнится с командной версией, то это работа твоего подсознания. И надо верить себе. Но не доводить до абсурда. Верить себе – это не значит, что у тебя одиннадцать МакГолдриков в составе. Не надо путать подсознание с отвязанной игрой. Дисциплина должна быть в основе фэнтези. И когда у тебя есть этот дисциплинарный стержень, то ты должен аккуратно подпускать свою чуйку. Ты должен давать ей волю, ты должен ей верить. У меня тоже есть чуйка. Не такая, конечно, как у VGR, но я чувствую, что она есть. Чувствую, что ее надо словить. Ты трансферишься в Шипе, например. И все кэпят условного Гейла. И ты тоже его кэпишь. И вдруг за 2 минуты до дедлайна ты ловишь состав Рединга и видишь, что Мейте ООП. И ты его кэпишь. Это не совсем чуйка, но это комплекс факторов. В этот момент надо себе верить. Если в какой-то момент ты хочешь закэпить Мейте – ты должен это делать. Ведь всегда лучше жалеть о том, что ты сделал, чем наоборот. Надо больше верить себе, но и до абсурда не доводить. Некоторые начинают выводить это в абсолют и у них реально в составе одиннадцать МакГолдриков. Это уже не игра. Это уже не дисциплинированно. Все топовые фэнтезисты – это дисциплинированные задроты.
Ты должен чувствовать этот момент. Это противоречит той стратегии, по которой ты играешь. То есть по выкладкам xG, потому как ты видишь матч, какие коэффициенты. Ты не должен так делать. Но раз ты чувствуешь, что должен так сделать, то ты делаешь. В этом плане нельзя себе изменять. Но еще раз повторюсь – здесь очень важно не нарушить баланс. Во главе всего должна стоять дисциплина. И уже когда ты чувствуешь, что ты дисциплинированный игрок – ты можешь подпускать эту чуйку. А те люди, которые не нарастили дисциплину и сразу подпускают чуйку – они никогда не будут хорошими игроками. Они всегда будут проигрывать сильным игрокам. VGR, я уверен, никак не вешает иррациональное зерно на дисциплину. «Ну-ка, навешу сюда иррационального». Это у него работает само по себе. Помимо его воли и осознания. Я по крайне мере так объясняю. Потому что футбол – это творческая игра. И там дар Месси понятен. Но фэнтези – это игра математическая. Здесь сложно. Даже в покере, когда кто-то становится чемпионом и выигрывает – это редко объясняется даром. Это чаще объясняется тем, что человек применил более оптимальную стратегию. Играли все в покер, играли, а потом кто-то придумал GTO (оптимальная теория игры – прим.). Кстати оттуда я придумал ОФС. Раньше играли по дедовскому методу: были книги Д. Харрингтона, принципы Дойла Брансона и все по ним шпилили. А потом молодые пацаны придумали GTO и начали эксплойтить все поле и иметь над ним большое преимущество, потому что придумали эту систему одни из первых. И это не объяснялось чем-то иррациональным, ибо они тупо придумали более оптимальную систему, чем та, по которой играло большинство регуляров на тот момент. И таким образом «сломали» покер. Потом кто-то придумал более совершенную стратегию. Или как в шахматах – человек придумал «сицилианскую защиту» – имел какое-то время плюсовое ожидание. Потом ее все осваивают и уже надо придумывать что-то еще. А в фэнтези, более оптимальной стратегии, которую все понимают – придумать нельзя. Может я ошибаюсь, и VGR имеет принципиальную инновационную стратегию. Условно знает, что по четвергам не стоит кэпить Месси. Но не думаю, что у него есть такое сакральное знание. Скорее всего, что у него есть большой объем знаний, больше, чем у большинства игроков и он ими очень грамотно пользуется. В том числе – извлекая его из своего подсознания. Я эту теорию уже высказывал и многие отнеслись со скепсисом как к какой-то религиозной истории. Но ничего не научного нет. Наше подсознание – один из способов использования наших знаний. Просто оно еще не познано наукой. Как на уровне сознания мы извлекаем мысли из своей головы – мы знаем. А на уровне подсознания – нет. Многое, что не познано наукой. Дежавю тоже не познано, но мы же его испытываем. Поэтому я в этом плане пользуюсь тем, что наука не в полной мере трактует подсознание, объясняю дар VGR именно так. Михайлович – совсем другой случай на fanteam. Человек понял, как играть сезонки именно на этой платформе.
– У него есть очень крутое качество – он хладнокровно подходит к своему делу. Крайне вдумчиво подходит к выбору игроков. Не делает эмоциональных трансферов и т.д.
– Уверен, что тоже самое и касается VGR. Это я и подразумевал под словом дисциплина. Если ты как флюгер эмоционально туда-сюда мечешься – тебе будет сложно. Эмоции надо отключать. И чем лучше ты научишься это делать, тем выше шансы. На самом деле, не надо быть экспертом в футболе, не надо иметь работу с подсознанием на уровне VGR. Это все не нужно, чтобы играть в фэнтези на высоком уровне. Если ты будешь дисциплинированным и хладнокровным игроком, то ты будешь бить поле. Ты можешь вообще не смотреть футбол, а другой будет смотреть и будет хуже тебя играть, ибо он эмоционально не устойчивый. Дисциплина и эмоциональная устойчивость – это основа фэнтезиста. Все остальное – вторично. Конечно, надо понимать базовые стратегии. Хладнокровие и дисциплина – не божественные дары. Ты можешь их развить. Поэтому развиваешь дисциплину и дальше пытаешься прощупать эту связь с чуйкой. Начинаешь больше верить себе. Надо верить себе – это тоже очень важно. Когда у тебя все хорошо с базовыми стратегиями и дисциплиной, то начинаешь больше верить себе. В ОФС я эту тему не затрагивал, потому что еще к этому не пришел в этом объеме. Это важно. Это делает разницу. Потому что, когда есть 100 игроков, понимающих все эти вещи – ты должен делать разницу над ними как-то еще. И вот тут ты должен ловить озарение. То есть, ты должен в какой-то момент понимать, что в этом туре надо не Кейна кэпить, когда его кэпят все, а условного Мареза. Главное – не уходить в экстрим. Если тебе чуйка подсказывает, что надо кэпнуть Перейру, то скорее всего нет. Это не то, о чем я говорю. Чуйка все равно в пределах разумного. Она подскажет выбор в пользу тир-3 или тир-4. Но если чуйка подсказывает тебе выбор в пользу какой-то абсолютной дичи, то скорее всего нет. Ты не на верном пути. Очень редко бывает, что ты кэпнул Антонио и он «выстрелил». Я очень часто встречал перегибы. Даже у нас в «Мстителях» было такое. Главное, чтобы было не так, как у всех. Но не надо этого бояться. Ты свою разницу найдешь. Если ты в этом туре не видишь разницу, то делай как у всех. Найдешь в следующем туре. А кэпнуть Перейру и закончить чемпионат, конечно, можно. Только зачем? Джокерная болезнь очень распространена на sports.ru.
– Я могу объяснить это тем, что люди пытаются найти в этом адреналин.
– Таким людям надо идти в дейли. Там ты кэпишь Перейру и ты в плюсе. Это их удовлетворит. Сезонное фэнтези оно редко про адреналин. В сезонном фэнтези ты должен сделать больше правильных решений, чем остальные. Не сенсационных, а просто правильных. Но даже неожиданные решения находятся в пределах разумного, даже у VGR. Просто ты, возможно, о них не думаешь, когда готовишься к уикенду. Ты не думаешь о Мареге кэпе. Но когда ты увидел его у кого-то закэпленным и это сыграло в плюс – ты уже понимаешь, что к этому можно было прийти. Я в большинстве случаев понимал логику VGR. Еще такой совет: надо иногда смотреть за пределы привычного тебе диапазона принятия решений. Потому что ты обычно садишься и принимаешь решения по шаблонному диапазону. Надо иногда пытаться смотреть за его пределы. Если все в чате выбирают между 9 игроками, то потрать 10 минут и попытайся найти 10-ого. И предложи его всем. Это зачастую будет в плюс. Марега на тот момент не был дикими вариантом, как мне кажется, хоть я и не играл. Просто он был за пределами обычного всем диапазона. Поэтому его и не обсуждали. Может он не играл долго, может у него была плохая форма в этот момент. Вообще, это очень крутое велью – искать топовых игроков с текущей плохой формой. Если игрок овертоп, как Трент, и сейчас у него не складывается, то скорее всего тебе надо его брать. И добавлять в свой диапазон таких игроков. Все про него забыли, а ты не должен забывать.
***
– Продолжаешь ли играть в покер?
– Будучи максималистом и человеком фанатичным – моя эволюция увлечений такая: когда начинается новая, то старая заканчивается. Я их не миксую. Единственно, что я миксовал в свое время – это покер и Hearthstone. Поэтому в покер я не играю вообще. Но иногда собираюсь с друзьями. Но это не тот покер. В нормальный покер я не играю. Хотя бывает, когда приезжаю в Сочи, могу залететь в какой-то турнир. Но это несерьезно, чисто чтобы в кайф поиграть.
– Что тебе больше нравится: фэнтези или покер?
– Сложно сказать. Мне не очень нравился онлайн-покер. Онлайн-фэнтези меня почему-то удовлетворяет, а в покере я всегда стремился к офлайну. А в Москве его, к сожалению, запретили, когда им действительно заинтересовался. В 2009 году. Но в Москве оставались так называемые катраны – полулегальные заведения, где днем играли не на деньги, а ночью – все равно на деньги. Или играли на деньги, но никому об этом не говорили. В эти заведения я ходил на стыке 2011-13 годов. С веселой компанией: это было по кайфу. Если выбирать между фэнтези и офлайн-покером, то второе может и покруче. Но, так как покер официально запрещен, то это скатывается в маргинальную форму. Там ты можешь столкнуться с какой-то неожиданностью. Были прецеденты, когда один человек выводил другого и стрелял ему по ногам, чтобы тот танцевал, потому что ему что-то не понравилось на раздаче. Я сам к счастью с таким не сталкивался. Но в моем клубе были такие прецеденты, мне про них рассказывали. Покер обычно идет всю ночь. То есть, ты приходишь к 9 вечера и в 6 утра уходишь. Это еще один минус покера. Насколько это убивает организм. Еще была пиханина – это когда человек умеет сдавать нужные себе карты. Ведь в катранах зачастую нет дилера. Это тоже не очень приятно. Когда тебе сдают дам под королей, а потом на стол кладут короля – чувак сам себе так сдал. И что ты можешь сделать? Ты можешь начать бугуртить, а у чувака с собой пистолет. Это места, отдающие диким западом. Поэтому это увлечение выветрилось. Мы туда ходили с моей супругой. Сначала разонравилось ей, а потом и мне. Но то, что запретили покер – это идиотизм. Это хоть и азартная игра, но в первую очередь математически-интеллектуальная. Просто чмошное лоббирование интересов других видов игровой деятельности. Но, если это вдруг прекратится, то я с радостью поиграю в офлайн-покер. Потом в одно время я ездил играть в Киев в покер, было круто, но сейчас туда не съездишь. Потом в Минск еще ездил. В Минск еще можно ездить. Но это целое путешествие: ты должен жить там около 3-4 дней, лишь для того, чтобы просто поиграть. Такое себе удовольствие. Особенно с появлением ребенка. Раньше я ходил играть с женой. Она тоже любит играть. Она и в фэнтези играет. И нам по кайфу. А сейчас как мы пойдем? Ребенку 2 года, его мы с собой не возьмем, его надо с кем-то оставлять. А это крайне затруднительно. Поэтому в покер не играю вообще. А в онлайн-покер мне не особо нравится. Хотя я раньше гриндил и по 16 столов. Играл в китайский покер – именно там самый крупный выигрыш – около 3,000 евро. А евро тогда еще было по 40 рублей. В итоге мы поехали отдыхать в путешествие, чисто на выигранные деньги с покера. Это было приятное ощущение. Потому что я никогда не жил на выигранные деньги, как тот же VGR, а вот съездить хотя бы в путешествие – было очень приятно.
Короче говоря, играть в онлайн-покер – это не совсем то. Когда ты приходишь в офлайн-клуб – там все заряжены на серьезную игру. А когда ты играешь с друзьями – там идет какая-то болтовня. Кто-то забывает, что надо принять решение за столом. Кто-то набухался и уснул. Ты играешь по каким-то минимальным ставкам, у тебя нет адреналина. Нет чувство конкуренции, главное – участие. Я вообще это не люблю. Для меня – главное победа. Всегда и во всем. Это принципиальный для меня момент. Поэтому френдли покер – это френдли посиделки. Не просто болтаешь, а еще и карты раскидываешь. Тру покер – это только в клубе и очень жалко, что в Москве это нереализуемо. Надо ехать в какие-то рекреационные зоны, как в Сочи. Раньше в Москве можно было пойти поиграть с 5000 рублей. То в Сочи с 5000 рублей ты ни во что не поиграешь. Совсем другой уровень денежного входа. Такой хобби-покер невозможен. Ты должен ехать с нормальной суммой. В свое время я участвовал в EPT в Барселоне. Чтобы войти в минимальный турнир – надо 300-400 евро. Когда ты привык в своем покерном клубе играть на несколько тысяч рублей, а тут ты уже должен сыграть на несколько десятков тысяч или даже сотен. Совсем другая история. Ты не можешь играть в свой покер, когда цена для тебя выше комфортной. Вот такая грустная история с покером в России. В Москве, в первую очередь. Живя в Сочи еще можно что-то придумать. Или ходить в эти катраны, но они имеют побочные эффекты. В моей катране все было окей, ибо я всех там и знал, и играл в ней с самого начала, играл долгие годы. Но в других были неприятные случаи. Ты приходишь играть, а тебе кто-то по ногам стреляет. Какая-то дикость.
***
– Следишь ли сейчас за «Торпедо»?
– Я очень люблю «Торпедо» и это очень важная часть моей жизни. Но не очень понимаю, что там происходит. Я человек, который отрицает конспирологические теории. Я в них не верю. Это психологически когнитивное искажение, когда он верит в теорию. Даже очень умные люди верят в коспирологию. Я не люблю конспирологию в конечном счете. Но мне сложно было поверить, когда мы в прошлом году уверенно выходили в Премьер-лигу, но слили концовку. И в этом году мы тоже слили концовку. Вторую часть. Может Игнашевич плохо работает на предсезонках, но сложно уйти от мысли, что клуб пока не хочет выходить и это очень сильно дизморалит. Я стараюсь уходить от этих мыслей, но это сделать сложно. Сложно поверить, что твой клуб хочет в вышку, когда он отпускает своих лучших игроков в команды конкурентов. Как Ивана Сергеева, который стал лучшим бомбардиром ФНЛ. Я еще год назад со всеми спорил, что это будет нападающий сборной России. Это российский Левандовски. Он гениально выбирает позицию, имеет очень хорошее голевое чутье. Потрясающий игрок. Очень сложно понять, когда мы отдаем Сергеева («Крылья»), Божина («Крылья»), Самошникова («Рубин»). Фанаты у нас недовольны президентом. Не владельцем, ибо как можно быть им недовольным, когда он на спас. А вот президент Маслов, Ляпин, все эти ребята ими наши фанаты недвольны, они их бесконечно чмырят. Но торпедовским фанатам очень сложно угодить. Они крайне взыскательны. Их, кстати, не два человека, как многие думают.
«Торпедо» – больная тема. Я начинаю думать, как будто мы не хотим в вышку. А это отвратительно. Не верю в договорники, хотя слышал от футбольных людей, что договорняки реально существуют, что они были свидетелями. Но я никогда не понимаю, как можно сдавать игры. Кконечно, видел странные матчи, условно, «Ахмат»-«Урал» – нас так слили из вышки в 2014 году. Но я не понимаю, как так происходит. То есть, тренер «Уфы» заходит в раздевалку и говорит: «Чуваки, сегодня сливаем матч». Окей. Такое не бывает.
– Примерно так и происходит. Договариваются с конкретными персоналиями – вратарем и несколькими полевыми – и они делают привоз.
– Мне в это сложно поверить, но, если это действительно так. То как мы можем любить футбол? Значит надо заканчивать любить футбол. Если там идут постоянно такие росписи, то, о чем можно говорить? Мы же любим футбол за спортивный дух, за непредсказуемость, за то, что мы переживаем. А какого хрена мы переживаем, если там все заранее расписано? Нас обманули, получается. Мы не должны интересоваться футболом, если мы верим в договорняки. Я хочу верить, что «Торпедо» не имеет к этому отношение, и что два года подряд мы завалили вторую часть. Мы лидировали в прошлом сезоне, а потом начали проигрывать «Текстильщику» из Иваново. Это все очень нереалистично. В общем, я борюсь с этими негативными ощущениями. У меня папа очень сильно болеет за «Торпедо». Он верит, что мы не попадаем в Премьер-Лигу по естественным причинам, но и я стараюсь в это верить.
Это династическая история. Болеет папа, болел дед, я болею, болеет моя жена и даже сын ходит в торпедовской футболке с полугода. Важная часть жизни. Болеть за «Торпедо» – это что-то особенное. Хочется, чтобы твой клуб играл в Премьер-Лиге, в Лиге Европы, Лиге Чемпионов. Но в целом, в самом болении что-то есть. Когда ты болеешь за клуб, и не хватает звезд с неба, но ты ему предан, то получаешь взамен что-то свое. Твоя искренность и преданность – за них ты получаешь энергетический возврат. Поэтому… где Торпедо – там победа!
– Болельщиков «Ливерпуля» тоже «наградили» со временем.
– С Авдеевым я тоже верю, что будет такая сказка. Может стадиона пока нет. Но я гоню от себя такие мысли, что мы не хотим выходить. Но вообще, Игнашевича у нас никто не любил. Его уволили и его сменил Бородюк. А Бородюка все любят. А я один из немногих болельщиков «Торпедо», который не испытывал антипатию к Игнашевичу, я немножечко даже расстроен что его так рано убрали. Ему можно было дать еще шанс. Хотя он действительно завалил две предсезонки. Но мне кажется, что это тренер будущей формации. А Бородюк он наш, он свой, он очень родной. Он выводил нас в вышку. Но это все-таки в моем понимании прошлое. Игнашевич – фанат Гасперини, пробует новые схемы, и мы меняем его на Бородюка, у которого нигде, кроме Торпедо не получилось. Но он вывел нас в вышку через стыки. Но считаю, что с Игнашевичем поторопились.
Укрепились мы неплохо, но не под вышку. Интересные ребята. Кого-то из Украины нашли, взяли кого-то из Тамбова. Посмотрим. Следующий год будет очень показательным. Он команду взял в аварийном режиме, к нему не может быть вопросов. Ему надо дать время – вдруг у него что-то получится. Бородюк совсем недавно выводил нас в вышку в 2014 году. И, в принципе, он фартовый тренер. Если можно такое говорить про тренеров. Но Игнашевич мне нравился тем, что стремился к суперсовременным схемам. Но многие фанаты считают, что это показное. Тебе может нравится Гасперини, но если ты сам дол***б, то тебе это ничем не поможет. А Бородюк пришел и ставит свою любимую схему, по которой выходил в вышку. Все у него по накатанной, как будто ничего и не менялось за эти годы. Есть тренера, которые постоянно что-то выдумывают, как Пеп, а есть те, которые едут по накатанной годами и вполне нормально едут.
– Но лично я за тех тренеров, которые постоянно меняются и ищут новое. У Моуриньо получилось 20 лет назад, и он до сих пор думает, что это будет работать и сейчас.
– Он пытается на этой самовозке ехать, все время эти три пальца показывает, а это уже не работает. Его в этом плане уже жалко. Для того времени он абсолютно легендарный тренер. К нему можно по-разному относится. То, что он делал тогда в Порту – это феноменально. Вот Бородюка сейчас поставили и торпедовские фанаты очень довольны. А их удовлетворить очень сложно. Ну, как можно поставить игру Гаперини в ФНЛ. Это же очень сложно. А Бородюк будет ехать по накатанной. То, что владельцы Торпедо под давлением общественного мнения сменили Игнашевича на Бородюка – я не пребываю от этого в эйфории, как большинство, так как считаю, что критерий «свой – чужой» не должен быть ключевым. Ему нужно было дать доработать сезон. Хоть он и по неопытности, наверно, провалил обе зимних предсезонки. Но я бы давал третью.
Болеть за Торпедо надо иметь крепкие нервы. Я ходил на «Торпедо» и в третьей лиге. Сейчас посещаю стадион реже, чем раньше. Но каждый год посещаю обязательно. В третьей лиге было весело ходить на матчи. Приходил на совершенно деревенский стадион. У меня возле дома есть стадион «Смена». И я там даже играл в свое время и вдруг туда приезжает «Торпедо» в третьем дивизионе. Это было искажение реальности. Но в этом есть своя прелесть. Болеть за «Торпедо» – это особая история. Наверно не понять, когда ты в вышке. Когда ты в вышке и у тебя клуб идет на девятом месте, ты не доволен, тренер должен уйти. Такие люди явно не понимают, что значит, когда дела у твоего клуба складываются не очень. В этом есть своя романтика. Когда ты недавно ходил на Лигу Европы «Торпедо» – ЦСКА София, а через некоторое время ты идешь на «Торпедо» – «Смена». Просто выходишь из дома в тапочках и идешь болеть за свою команду. В этом, короче, что-то есть. Необычное.
***
– Скучаешь ли по каналу «Дифференциал»?
– Скорее нет, не скучаю. Это последняя моя активность. Я стараюсь жить настоящим, насколько это возможно. Но было круто. Мне нравилось брать интервью. Жалко, что еще тогда не было прямых эфиров, которые ввели в телеграме. Делать сразу с интерактивом. Тогда это было невозможно. Я лично пообщался с ребятами из чата. Это было интересно. Получал от дифференциала больше удовольствие. Но жалеть – не жалею. Потому что я в целом доволен, что играю на fanteam. Я максимальную энергетику от sports.ru уже получил, поэтому жалеть было бы неправильно. Большое спасибо ребятам, что они хотя бы постарались его поддерживать. Сейчас не очень получается по времени. Дифференциал для Антона и Юры, как приемный ребенок. Я на них свалил его реально и говорю: «Чуваки, давайте теперь вы». Они не планировали это. Но они все равно приложили максимум усилий, чтобы его поддерживать. Потому что, когда ты придумываешь какую-то инициативу – она может жить только с тобой. А когда ты ее передаешь, то сложно поддерживать ее жизнеспособность. У ребят свои интересы.
– То есть, ты на них не обижаешься, что забросили канал?
– Я им очень благодарен, что они хотя бы попробовали. Человек, который это создал может этим жить. Они начали делать это по моей просьбе, а потом интерес стал остывать.
– А почему бы не передать бразды правления кому-то еще?
– Просто нет желающих. Если кто-то захочет взять на себя бразды – охотно передадут. «Дифференциал», как идея, мне нравилась. Но круче были подкасты. Это было душевно. С людьми поговорить.
– А что скажешь по поводу канала «Фэнтези хейт»?
– Совершенно прекрасный канал. Я его зацепил по касательной. В наш чат очень часто пересылают оттуда. Саша реализовал свои сильные качества в этом канале, на мой взгляд. Это то, что нужно. Это его любимое околофэнтези. Лично я всегда любил фэнтези, больше, чем околофэнтези. А он наоборот. И он свою сильную сторону максимально реализовал в этом канале. А что Денис Летов там делает? Саша, конечно, молодец, что сделал, а вот то, что делает Денис – это потрясающе. Некоторые его мемы, которые он интегрирует в жизнь. Это чем и занимался Майоров – интеграция мемов в жизнь фэнтези-комьюнити. А Летов еще и пасты интегрирует, которые с «Двача». Работа Летова очень тонкая и крутая. Это очень крутой и живой ресурс. Спасибо телеграму, что дает такому развиваться. Представляешь такое на sports.ru – это было бы не понять. С таким выйти на «главную» было бы сложно, никто бы это не узнал. А в телеграме все очень быстро: быстро все узнали, быстро все подписались. И это не работа в стол, ибо работа в стол – это ужасно. А тут сразу работа на аудиторию. Короче, когда я соприкасаюсь с «Фэнтези хейтом» – мне это всегда нравится. Совершенно не важно, что он подкалывает «Мстителей» или «Манибол». Майоров про себя думает, что он типа злой, но мне он всегда казался очень добрым. Мне кажется, что у него нет злого умысла в его деяниях. Но может он думает иначе. Может он воспринимает себя как злого гения. Но мне всегда казалось, что Майоров добрый парень. Да, у него бывает иногда что-то по злому, но даже в эти моменты он не подразумевает злой посыл. Для меня это ключевое.
Помню в чатах были срачи. Я собственно и вышел из них, так как понял, что слишком много времени трачу на срачи, а это очень плохо настраивает тебя внутри. А я не могу не участвовать в срачах. Я так и устроен. Ведусь на это. Вписываюсь в обсуждения, по типу «Россия-Украина», чего вообще не стоит никогда делать. Путин-Навальный. Я любитель во все это вписываться. И когда это происходило, я делил для себя людей: кто делает со злым умыслом, а кто нет. И если человек не со злым умыслом делает, то мне пофигу, что у меня с ним конфликт. Я к нему плохо не отношусь. А с другим у меня конфликта нету, но я считаю, что он делает со злым умыслом. Это не очень крутой парень. Короче говоря, Майоров затеял это без злого умысла. Хотя у него иногда по злому получается, но он не хочет никого этим унизить. Это очень важно. Поэтому «Фэнтези хейт» – замечательный ресурс. Там добрый контент. Майоров всеми признан, а вот Летов серьезно недооценен. Что он делает на площадке «Фэнтези хейта» – очень круто, остроумно, постмодернично. Некоторые вещи даже не всем заходят, как мне кажется. Но там такая крутая постирония.
Нас так учили на журналистике, что мы живем в эпоху постмодернизма, хоть эта эпоха уже немного закончилась. И очень важно говорить на едином гипертекстовом культурном коде и важно в то, что ты делаешь, делать максимальное количество отсылок к культурным или тех или иным вещам, чтобы был единый метафизический текст. И это очень круто получается у Летова. Он внедряет в общемейнстримовый культурный код фэнтези-культуру и у него это получается очень талантливо. Летов недооценен. По крайней мере это было раньше.
Еще по поводу «Фэнтези хейта». То, что делают ребята – это все-таки узкоспециализированная тема. И она не интересна обычным людям. Помню, что мы как-то делали интервью и его выложили на sports.ru. Первый комментарий: «Кому вообще может быть интересен мужик, который в 30 лет играет в фэнтези?». И это, в принципе, квинтессенция отношения многих людей на sports.ru к фэнтези и поэтому, они не будут подписываться на такой канал. Значит – канал надо переформатировать и сделать менее узкоспециализированным. Но как только ты изменишь формат, то это уже будет совсем не тот канал. Поэтому, как бы не хотелось работать на более широкую аудиторию это просто не представляется возможным.
– Хочешь ли в будущем вести какой-то канал или твиттер, посвященный фэнтези?
– Твиттер точно нет. В России он вообще сейчас не актуален. Речь скорее идет про телеграм. В дейли делать публичный ресурс – это крайне сомнительно. Все-таки другие нормы приличия. Все в условиях конкуренции. А если уж и делать что-то, то надо надо быть уверенным в своих силах. А я пока ощущаю себя новичком в дейли-фэнтези. Фэнтези плох тем, что имеет очень узкую аудиторию. Интересно уйти в более широкие формы. Самое круто, что я вижу для себя – это книги, какие-то литературные изыскания. Это наиболее интересно. Интересно пробовать влиять на большое кол-во людей. Фэнтези это, к сожалению, делать не позволяет.
– Гештальта по поводу блоггинга у тебя нет?
– Такого нет. Что я хотел – реализовал. Аккаунт в инстаграме в какое-то время благодаря хитрым системам с фолловингом обгонял аккаунт Барака Обамы и здесь мои гештальты закрыты. Одного парня, который успел обогнать Обаму, его сразу забанили. Причем с концами. Блоггинг в классическом его понимании мне точно уже не подходит. Есть какие-то возрастные ограничения. Мне больше подходит какой-то интервьюируемый блоггинг. Это было бы возможно, но для этого нужно посвятить всего себя. Проект, связанный с интервью, но не как у Дудя или Шихман, а что-то более узкоспециальное. Это, возможно, было бы интересно. Это сложно было бы сделать популярным. Но попробовать можно было бы. Благодаря специфики работы – у меня большой выход на разных селебрити. Но к подобному еще не созрел. Блоггинг – это творческая реализация, в первую очередь. А творческую реализацию я хочу направить в сторону литературы. Она, конечно, очень сложная. Гораздо сложнее, чем блоггинг. Но и совсем другой горизонт.
Это был бы интересный жизненный поворот. Но когда-то я может к нему и приду. Просто в моем возрасте это еще уместно. А вот Тик-ток в моем возрасте уже не совсем уместен, мне уже сложно кривляться. Но мне это всегда было сложно. А кому несложно, тому и в 35 это окей. Я человек зажатый в этом плане. А вести телеграм на маленькую аудиторию тоже не очень интересно. То есть, хочется что-то придумать на большую аудиторию, но это очень сложно.
– Имеешь в виду ютуб-канал?
– Ютуб-канал – вот это неплохо. Канал с интервью. Вообще, самое крутое, это написание различных книг. Но это очень сложный путь. Просто даже когда ты пишешь ОФС, ты хорошо понимаешь алгоритм действий, чтобы был результат. А когда ты решил написать книгу, какое-то драматическое произведение, то этого алгоритма не существует. Я очень много прочитал дидактики на эту тему. Но тем интереснее. Поэтому в долгосрочной перспективе в плане творческой реализации я вижу только литературу. Не в краткосрочной. Но не блоггинг. Он был хорошим шагом, чтобы раскачать себя к решению попробовать с литературой. Блоггинг для меня, наверно, промежуточный этап. Надеюсь, что так я буду считать, когда что-то напишу. А может это останется несбыточной мечтой.
– Про что была бы книга?
– Надо начинать с каких-то низких жанров. Фантастика считается чтивом для неокрепших умов. Наверно, надо начинать с этого, это попроще. А вообще надо смотреть в сторону драматических произведений. Книга чем интересна, даже если она не станет популярной. В ней есть что-то сакральное. Книга – это высший жанр. И через книгу у тебя есть гипертекстовое общение с другими книгами и с другими авторами. 90% из которых нет в живых. И через этот мировой гипертекст, через эти культурные отсылки – ты находишь в них взаимодействие. В этом есть что-то мистическое. Но это все очень сложно, потому что совсем писать графомания не хочется. А человек, когда пишет графоманию – он не может диагностировать, что он графоман. Это как безумие.
Что нужно сделать, чтобы написать книгу? Первое – каждый день писать. Хотя бы по страничке. У меня это пока вообще не получается. Это миссия провалена. И второе – больше читать. Эта миссия тоже мной провалена. Когда эти две миссии я смогу дисциплинировать, тогда смогу прийти к результату. В общем, нужны эти две вещи. По крайней мере так уверяет Стивен Кинг. У него самая убедительная книга о том, как научиться писать драматические произведения. Да как в любом деле – чтобы стать эффективным, ты должен делать это ежедневно. Это самое сложное, хотя казалось бы – самое очевидное. Надо писать по одной странице, пусть даже плохой, но ежедневно. И тогда через 50 или 100 дней они станут уже неплохими. Абсолютно точно станут. Но для этого нужна дисциплина. В общем, мы приходим к тому, что в любом деле крайне важна дисциплина. И, если ты ее наладишь, тебя ждет успех.
– Есть любимая книга?
– Это динамическая вещь. Я боюсь всегда называть эту книгу любимой. Потому что испытываю к ней мистический пиетет. И вообще, хоть она у меня и любимая, я стараюсь минимально с ней соприкасаться, потому что в ней есть что-то большее. Это книга «Мастер и Маргарита». Ее надо обязательно перечитывать. И каждый раз она воспринимается по-разному. Но для меня это книга гораздо больше, чем текст. Я не знаю, как Булгакову это удалось, но в ней точно заложено что-то метафизическое. Как? Я не знаю. И что связано с этой книгой – тоже неслучайно. То, что горят декорации в театрах, сгорают кинопленки, умирают актеры, которые сыграли в экранизациях. Я даже боюсь с ней соприкасаться. Но это моя любимая книга вне всяких сомнений. Она оказала на меня влияние. Произведение важное, если оно оказало на тебя влияние. Есть два замечательных фильма: «Жизнь прекрасна» и «Достучаться до небес». Два очень глубоких и мощных. «Достучаться…» безумно мне понравилось, но не оказало на меня никакого влияния. А «Жизнь прекрасна» оказало и огромное. Это фильм, который как-то меняет твою жизнь. Не кардинально, конечно, что ты раз – и превратился в Германа Стерлигова и уехал в деревню. Не совсем так, но меняет. Вот «Мастер и Маргарита» на меня повлияла. Из последних произведений на меня повлияла не книга, а сериал «Корона». Я очень интересуюсь монархией и много читаю про это. История вообще моя слабость. Но английской монархией глубоко никогда не интересовался. А «Корона» заставила меня задуматься об общежизненных вещах, пусть и в контексте монархии, о которых я раньше не задумывался.
Возвращаясь к «Мастер и Маргарита». Когда эту книгу называют любимой – это индикатор очень низкой начитанности. Люди прочли 10 книг, и она им больше всех зашла, ибо она такая необычная. Но у меня начитанность исчисляется в сотнях книг. Хотя это тоже ничтожно мало. У меня есть знакомые, которые действительно начитанные люди. Я до сих пор не смог осилить роман Джеймса Джойса «Уллис». В этом плане начитанность маленькая, но не совсем школьная программа. Есть из чего выбрать, но все равно для себя выбрал «Мастер и Маргарита». Она изменила мою жизненную парадигму. Это бывает не с каждой книгой. Даже Достоевский или Толстой так не меняли меня. Толстой повлиял на меня своими принципами, но это влияние больше общечеловеческое. А литературное – ни «Анна Каренина», ни «Война и мир» – сильного влияния на меня не оказывали. Под «Война и мир» я откровенно засыпал. Она максимально тяжело шла для меня на тот момент. «Преступление и наказание» и вообще Достоевский – для меня сильно мрачный. Я прекрасно понимаю его сильные стороны, я прекрасно понимаю, почему он великий писатель. Мне кажется, что литературой человек должен оказывать на людей положительное влияние. Литература человеку должна давать надежду. Эскапизм, он должен быть. Я знаю людей, которым Достоевский тоже дает надежду. А «Мастер и Маргарита» это исключительно про надежду. Исключительно про Бога. Я даже боюсь обсуждать эту книгу.
– Это книга, где каждый найдет что-то для себя.
– Она очень многоуровневая. Абсолютно верно. Именно поэтому ее надо перечитывать. Она как слоеный пирог. В конечно счете, любая хорошая литература такая. Вопрос про книгу, возможно, более возрастной. Лет через десять я прочитаю каких-нибудь «бесов» и, возможно, посмотрю на них совсем другими глазами.
Резюмируя вышесказанное – читаю я очень мало. Хочу читать больше. Я читаю очень медленно, почему-то. Моя супруга читает катастрофически быстро. А мне, хоть и проходил специальные курсы скорочтения и даже имею диплом об их прохождении, это не помогло. Поэтому стараюсь слушать аудиокниги. Они меня полностью устраивают, так как их легко можно совмещать с другим моим хобби – велосипедом. Читать надо больше. Ты, когда читаешь – это тебя меняет. И ты становишься лучше. Даже, если читаешь не самые лучшие книги.
***
– Расскажи историю своей аватарки.
– Кто-то меня сфотографировал в кафе и там получился такой красный фон. Этой фотографии больше 10 лет. Ее менять нужно по-хорошему. Но я ее поставил везде, и она очень удачно заходила. Потому что она была с красным оттенком. И в ленте твиттера, а в первую очередь она была поставлена там, она очень сильно фокусировала внимание людей, и неожиданно для меня стала конкурентным преимуществом, потому что лента твиттера пролистывается быстро, люди видели, что это я и могли остановиться. В общем, я получал лишнюю конверсию в ретвиты, реплаи. Это тупо получилась технология. Я сам того не подразумевал. И когда я читал лекции, то подчеркивал этот факт. Подчеркивал важность не менять аватарку, потому что в твиттере это очень опасно. К тебе привыкли люди именно с этой аватаркой. Ты ее меняешь – от тебя могу и отписки пойти. Фокусировка теряется. Это определенные риски. Твиттер я давно не веду, а аватарку почему-то давно не меняю. Ее, конечно, надо давно поменять. Я это сделаю в течении полугода, года. Придумаю какую-то фотографию. Потому что на этой аватарке я на себя не похож в какой-то мере. Уже не ношу ирокез. Я тогда в целом выглядел более панковски. Сейчас надо сбросить килограмм пять и можно делать новую аватарку. Хочу попробовать детокс, когда ты несколько дней перезагружаешь свои пищевые привычки. Меня еще биохакинг интересовал в те или иные времена. Попытка технологизировать биологические процессы. Я фанат трансгуманизма. Я своим слушателям на лекции преподносил очень интересный вопрос: если всем людям на свете вставить чипы, которые будут фиксировать все, что человек будет видеть. Благодаря чему, человечество полностью искоренит всю преступность. Не сразу, но в течение какого-то времени. Потому что это станет бессмысленным. Все снимается. Тебя сразу задерживают после преступления. Но зато люди потеряют частность: личная жизнь перестанет быть личной. Все будет отслеживаться: походы в туалет или занятия сексом. Это очень интересный этический парадокс и 99% аудитории за то, что подобное делать нельзя. Что неприкосновенность личной жизни — это очень важно. И я один из тех немногих, кто положительно относится к такой инновации. И поэтому я за то, чтобы человек максимально «кибергизировался». Я не вижу никакого конфликта с божественным началом, с религией, вообще ни с чем. И в этом контексте мне интересна любая технологизация биологических процессов, как биохакинг или тот же детокс. Но применять их нужно с умом, чтобы просто не откинуться.
Я вообще сторонник теории, что преступность и коррупция – это то, что мешает развиваться обществу. В первую очередь надо разобраться с ними, любыми способами. Но не лишением жизни. Это неприемлемо.
Этот этический парадокс рассказываю в контексте того, почему мне нравятся такие движения как биохакинг и прочее. Мне кажется, если люди все массово интересовались такими движениями, и они подпитывали это своими знаниями и энергией, то человечество быстрее бы пришло к некой эре благоденствия. Потому что сейчас мы живем не в эру благоденствия. Хотя мы живем не в военное время, но это не золотая эра. Нам к ней еще предстоит прийти. И мне кажется, что трансгуманизм – это то, что может нас туда привести.
***
– Последнее. В чем сила?
– Сила в том, чтобы человек смог обуздать себя. Чтобы у него никогда не возникало злого умысла. У любого человека, и даже у очень хорошего, в голове могут появляться плохие мысли. Но в этом нет ничего плохого. Никто не может помешать тому, чтобы на площади Сан-Марко на тебя сел голубь. Это не в твоей власти. Но в твоей власти, чтобы он не сидел долго, если это тебе не нравится. И никто не может помешать плохой мысли попасть в голову, но во власти каждого человека – не дать ей там задержаться. Сила в том, чтобы развивать себя и не позволять задерживаться злым мыслям в твоей голове. Потому что быть злым – это очень просто. Это максимально простой путь. А быть добрым – сложный. Потому что у тебя всегда будут подозревать в неискренности. Но это не должно тебя волновать. Твоя задача не позволять себе злого умысла.
Во-вторых узнал о себе много нового :D
Фуру плюсов этому господину в общем)
.......
но стоило всего лишь один раз ... козу