5 мин.

Арналду Тейшейра: «Секрет успеха Руя — его харизма»

Вместе с Руем Виторией в тренерский штаб «Спартака» вошли четыре португальских помощника. Давайте познакомимся с ними поближе! И начнем с самого опытного — 57-летнего Арналду Тейшейры.

— За что конкретно вы отвечаете в штабе Руя Витории?

— Я координатор всех составных элементов нашего тренерского штаба. Еще на мне лежит ответственность за планирование и контроль тренировочного процесса. Кроме того, занимаюсь тактикой — специализируюсь на стандартных положениях. У нас богатая коллекция упражнений, это помогает сохранять правильный настрой игроков. Иначе процесс приедается, и футболисты начинают тренироваться на автомате. А нам от них нужно креативное мышление.

— Как складывалась ваша карьера до того, как попали в большой футбол? — Мой папа всю жизнь проработал футбольным тренером в «Бенфике». Сейчас он уже официально на пенсии, но до сих пор остается в структуре клуба. Отец всю жизнь отдал футболу и тренировал таких футболистов, как Руй Кошта, Манише, который играл в России. Они тогда только начинали свой путь. В общем, футбол окружал меня с детства. До 15 лет я занимался в академии «Бенфики». Потом перешел в небольшой клуб, который уже не существует, выступал на юношеском уровне. На этом моя игровая карьера завершилась. Поступил в институт, окончил его по специальности физическая культура. Работал тренером в школе. Когда еще учился, тренировал женскую гандбольную сборную региона Брага, а также недолго руководил баскетбольной командой — еще до получения диплома. Учился я на севере страны — в Порту, а потом вернулся в столицу, где началась моя тренерская карьера. Одновременно работал в школе и тренировал разные молодежные команды, в том числе сборную Лиссабона. Однажды я перешел работать в другую школу и познакомился там с Руем. Он тогда еще играл, но параллельно был учителем. Мы много общались о футболе на переменах, стали друзьями. Спустя какое-то время Руй отучился на тренера и пригласил меня в свой штаб. С тех пор мы всегда работаем вместе.

— Вы старше Руя и начали тренировать раньше. Почему именно он в вашем дуэте — главный? — В свое время я тоже был главным, но тренировал команды низших уровней — в третьей лиге и региональных турнирах. Однако потом понял, что это немного не мое. Главному нужно принимать решения, которые мне не очень по душе. Например, назначать состав на игру. В итоге я решил, что лучше быть хорошим сержантом, чем плохим генералом. Как помощник всегда могу высказать свое мнение, но только от главного тренера зависит, соглашаться или нет. К тому же в этой роли я ближе к игрокам именно с человеческой точки зрения. В какой-то степени выполняю функции психолога. Хорошие отношения с футболистами — залог того, что они будут к нам прислушиваться. К счастью, у нас никогда не было серьезных конфликтов в прежних командах.

— Вам несколько раз приходилось заменять Руя в качестве главного тренера. — Да, и самым сложным было заставить себя не думать так, как привык Арналдо Тейшейра, а стараться мыслить, как Руй Витория. Хотя мы настолько давно знакомы, что иногда и слов не нужно: жеста или взгляда достаточно, чтобы понять друг друга. — Вы с Руем дружите семьями? — Да, дружим и мы, и наши родные. У меня двое детей от первого брака. Дочке Катарине 24 года, сыну Гонсало — 20. У Руя четверо детей. Стараемся проводить время вместе. Например, катались семьями на горных лыжах.

— Ваш тандем добивался успеха практически во всех клубах. «Фатиму» вы вывели из третьей лиги во вторую. «Виторию Гимарайнш» привели к первой в истории клуба победе в Кубке Португалии. Выигрывали титулы с «Бенфикой» и «Аль-Насром». Как думаете, в чем секрет? — Думаю, в первую очередь он кроется в харизме Руя. Когда он говорит что-то ребятам, то внушает им уверенность своими словами, и футболисты начинают верить в его идеи. К тому же он не боится рисковать и делать ставку на молодых футболистов. Например, был случай в «Бенфике», когда перед дерби со «Спортингом» получил травму опытнейший вратарь Жулиу Сезар. Руй удивил всех, доверив место в составе Эдерсону, который никогда прежде не играл в матчах такого уровня. И мы выиграли. Сейчас Эдерсон выступает за «Манчестер Сити». Это тоже один из факторов, который влияют на успех работы Руя: футболисты видят, что для него все равны. Будь то лучший футболист мира или такой игрок, каким был я.

— Вы упомянули Эдерсона. Чьим еще прогрессом гордитесь? — Я горжусь всеми, с кем довелось работать. Независимо от уровня команд. Конечно, есть те, кто ярко заиграл и стал известным: Рикарду Перейра из «Лестера», Ренату Санчеш из «Лилля», Виктор Линделёф из «МЮ», Рубен Диаш из «Манчестер Сити». Однако есть те, о ком меньше знают, но для нас они тоже много значат. Например, Леонель Олимпио, который был капитаном «Витории».

— «Бенфика» — особый клуб в Португалии, как и «Спартак» в России. Как справлялись с повышенным вниманием прессы и давлением фанатов в Лиссабоне? — Только оказавшись в «Бенфике», мы осознали весь масштаб этого клуба. Подготовиться к подобному заранее невозможно, весь наш прежний опыт был совсем другим. Сейчас мы тоже часто слышим от окружающих, насколько велик в России «Спартак». Надеемся, что и здесь сумеем добиться успеха. — Опишите Руя Виторию тремя словами. — Харизма. Человечность. Трудолюбие.

spartak.com