«Болит голова — принимай аспирин и на лед». Одна из самых страшных смертей в НХЛ случилась после обычного падения
«Билл Мастертон Трофи» — личная награда, ежегодно вручаемая в НХЛ за верность хоккею и профессиональное мастерство, появилась в результате трагедии. Билл Мастертон, в честь которого был назван трофей, умер прямо на льду. Его смерть была неожиданной, но объяснимой.
Магистр на площадке
Билл с детства пристрастился к хоккею, и уже в университете был одним из лучших хоккеистов Денверского вуза. С клубом канадский игрок становился победителем студенческой лиги США и выигрывал локальные индивидуальные призы. Страсть Мастертона к хоккею была настолько велика, что он и не думал останавливаться на таких незначительных успехах и планировал выступить в НХЛ. Его главной мечтой было подписание контракта с одним из старейших и престижнейших клубов — «Монреалем».
Однако с большим хоккеем пришлось повременить. Послов от «Канадиенс» Билл так и не дождался, а потому решил посвятить всего себя учёбе и работе, уделяя тренировкам совсем не много времени. Но выйти на лёд в НХЛ ему было всё-таки суждено. НХЛ расширялся: теперь лига была готова принять не 6 клубов, а 12, и Мастертон оказался в кругу интересов одного из них. Канадец стал первым, кто получил предложение о соглашении с «Миннесотой Норд Старз» (команда была одним из новичков лиги) сразу после просмотра.
Непродолжительная карьера
Но Мастертону, увы, не было предписано стать большим профессионалом. Смерть прекратила его карьеру прямо во время 38-го профессионального матча. Всё произошло во время встречи «Миннесоты» и «Оклэнда»: 29-летний Билл по обыкновению мчался за синюю линию соперника, как вдруг его остановили сразу два защитника — Ларри Кэхэн и Рон Харрис, которые на тот момент не подозревали, что их столкновение с противником станет роковым. Нападающий резко упал на землю и стукнулся головой об лёд. Играли в 60-е, разумеется, без шлема.
«Врачи говорят, что в том эпизоде шлем бы не помог. Но он мог защитить отца от предыдущих травм, и тогда тот удар не был бы фатальным. Мне бы хотелось, чтобы его смерть помогла спасти жизни игроков в будущем. Это единственный положительный итог, который я смог найти для нашей семьи. Хотя нормальные шлемы стали делать намного позже», — говорил сын Билла.
С виду, однако, удар, полученный Мастертоном, показался серьёзным не всем. Вот некоторые воспоминания товарищей игрока по команде:
«Его глаза были серыми, без зрачков, как в фильмах ужасов. Я понял, что он не выживет»;
«Тогда никто и подумать не мог о смерти. Крови не было, а удар не выглядел сильным. У Билла произошло западение языка, он начал его глотать. Выбежал тренер, мы все пытались помочь, но ничего не смогли сделать. Тем не менее, Мастертон не умер на льду, и мы надеялись, что все обойдется. Но уже на следующий день во время гимна, который играл перед матчем, все парни плакали. Это было ужасно. Я играл на протяжении семнадцати лет, но никогда не думал, что кто-то умрет от подобного».
Игрок был госпитализирован сразу после происшествия, но спати его не удалось. К моменту приезда в больницу опухоль в голове Билла достигла слишком больших размеров и хоккеиста лишили искусственного обеспечения жизнедеятельности чуть больше, чем через сутки.
Синдром второго удара
Как выяснилось позднее, Мастертон начал жаловать на головные боли за несколько недель до смертельного падения на площадке. Неприятные ощущения стали преследовать Билла после пропущенного силового в одном из поединков, однако предупредить об этом тренеров он не решался, да и жене о своём физическом состоянии говорил исключительно «про между прочим». Наставник, тем не менее, заподозрил что-то неладное и отправил своего подопечного на медосмотр, который должен был состояться после матча с «Оклэндом».
«Мать говорила, что у него часто болела голова, а многие партнёры подтверждали, что он периодически краснел. Но тогда никто особо не заботился о здоровье хоккеистов. Если болит голова — принимай аспирин и возвращайся на лед», — комментировал произошедшее сын Мастертона.
Головная боль хоккеиста была куда серьёзней той, которая настигает каждого из нас хотя бы раз в жизни. То, что произошло с канадцем, стало лишь логичным следствием или, так называемым, «синдромом второго удара».
«Мы обнаружили в левой части мозга следы предыдущей травмы, у Мастертона был сильный удар в височной области. Самое ужасное заключается в том, что если бы игрок был в шлеме, это бы не помогло избежать трагедии. Шлем вообще не защищает от травм подобного рода. Посмотрите на Сидни Кросби, который тоже пережил несколько сотрясений, а ведь он играет в современной экипировке. То же касается и игроков в американский футбол. Шлем защищает от других черепно-мозговых травм — от пролома черепной кости, от сгустков крови в мозге, от синяков. Но от сотрясений он не поможет», — объяснял Чарльз Татор, который возглавлял Канадский центр сотрясений.
Историю Билла стали транслировать главные спортивные издания, которые и инициировали создание специального трофея в честь погибшего игрока. За многолетнюю историю его обладателями становились Марио Лемьё, Теему Селянне, Яромир Ягр и многие другие звёзды НХЛ.