Ужесточение лимита сборной не поможет
Сравниваем цифры РПЛ с лигами четвертьфиналистов Евро.
В среду первый вице-президент РФС Никита Симонян, выйдя с заседания технического комитета РФС (это который признал неудовлетворительной работу Черчесова на Евро-2020, но выразил ему доверие), запустил 1054853447489-ю дискуссию о лимите на легионеров. Как же мы скучали!
– Никита Павлович, а что по лимиту говорилось? Черчесов говорил, члены комитета говорили? – спросил его журналист Сергей Егоров.
– Ну, в принципе, говорилось, что надо больше дать нашим, отечественным игрокам.
– То есть ужесточить лимит?
– Ужесточить, да, – сказал Симонян.
Впоследствии выяснилось, что на самом деле технический комитет о лимите не рассуждал – все это частное мнение Никиты Симоняна. Но дискуссия запустилась, поэтому логично разобраться: а есть ли вообще смысл в ужесточении лимита?
Предлагаю сравнить Россию с участниками четвертьфиналов Евро-2020. Для этого обратимся к атласу футбольной Европы от CIES Football Observatory – исследовательского института, учрежденного ФИФА (базируется в Швейцарии). К сожалению, CIES не предоставляет данные по Украине, поэтому в выборке будет 7 стран, оставшихся на Евро, и Россия.
В атласе нас интересуют два пункта.
Первый – процент игрового времени воспитанников клубов (CIES пользуется терминологией УЕФА: воспитанником считается игрок, который провел в системе клуба хотя бы три года в возрасте от 15 до 21; при этом национальность может быть любой, поэтому воспитанником бельгийского клуба может считаться и австриец).
Тут простой вывод: даже при самом жестком лимите среди всех представленных стран клубы РПЛ не очень эффективно встраивают своих воспитанников.
У этого может быть много объяснений, но самое базовое и очевидное: низкоэффективный менеджмент в спортивном блоке, дающий недостаточную связь между академией и главной командой – этим все еще занимаются немногие. Даже если ужесточить лимит, проблема никуда не денется.
Второй пункт от CIES – процент игрового времени иностранцев.
Второй вывод: в половине стран-участниц Евро иностранцы играют даже больше, чем в РПЛ (еще две страны – очень близко, в пределах влияния нескольких основных игроков на общие цифры). И ничего там не мешает местным игрокам развиваться – в конкурентной среде они и дорастают до сборной, и получают приглашения в другие лиги.
Тезис «Чтобы сборная стала сильнее, надо ужесточить лимит – тогда наши будут играть и станут сильнее» разбить проще простого, потому что у нас уже есть массив исторических данных.
Его подобно разбирал наш автор Павел Тихонов, но один график хочется показать тут:
И на всякий случай цифрами:
2006 год, вводится лимит 7+4: игроки с паспортом РФ (их 211) проводят на поле 227 тысяч минут
2009 год, вводится лимит 6+5: игроки с паспортом РФ (их 226) проводят на поле 251 тысячу минут
2012 год, возвращается лимит 7+4: игроки с паспортом РФ (их 229) проводят на поле 224 тысячи минут
2015 год, возвращается лимит 6+4: игроки с паспортом РФ (их 319) проводят на поле 262 тысячи минут
2020 год, вводится лимит на заявку 8+17: игроки с паспортом РФ (их 373) проводят на поле 274 тысячи минут
Фактически объем времени, которое получают российские игроки, на результаты клубов в еврокубках и успехи сборной никак не влиял даже в моменты ужесточений. Единственное заметное эволюционное влияние лимита – остановился поток второсортных легионеров и выросли зарплаты российских футболистов. Игроков с паспортом РФ в 2015-м стало резко больше в том числе из-за роста курса валют: приобретать иностранцев стало посложнее.
Новые ужесточения лимита могут принести разве что плюс-минус 10 процентов роста игрового времени для российских игроков – но РПЛ, с учетом ее нынешнего состояния, никакого толчка в развитии им не даст. Изменятся только общие цифры.
А что у четвертьфиналистов Евро-2020 с лимитом? Его нет?
Лиг совсем без лимитов почти не бывает. Везде свои формы влияния.
Бельгия: в заявке на матч – 6 игроков, которые тренировались в Бельгии в юношестве.
Дания: 4 воспитанника клуба и 4 воспитанника датского футбола в заявке на сезон (то есть минимум 8 датчан на чемпионат, остальные могут быть кем угодно). Впрочем, тут ничего особенного: это стандартное требование для участия в еврокубках.
Швейцария и Чехия: как пишет УЕФА – не более 5 игроков из-за пределов ЕС на поле.
Англия – в АПЛ нет как такого понятия «легионер». В заявке на сезон должны быть 8 игроков, которые провели как минимум три года в английском клубе до наступления 21 года (то есть это может быть и иностранец). Остальные 17 игроков могут быть кем угодно, для иностранцев только действует требование по качеству (подробнее об этом здесь).
Испания и Италия: в Испании клубы могут подписать пятерых игроков не из ЕС, но одновременно на поле могут быть только трое. В Италии квота на игроков не из ЕС – всего два места в заявке.
Но есть лазейки. Футболисты из-за пределов ЕС перестают быть легионерами, когда получают паспорт одной из стран Европы (при этом они продолжают играть за Бразилию, Аргентину и так далее). Плюс в Италии 8 футболистов должны быть воспитанниками итальянского футбола, а четверо – непосредственно клуба.
Лимиту в России больше 15 лет, повлиял ли он хоть на что-то? Ищем зависимость на графиках
История лимита: от липовых правил нулевых до согласования с властью
Фото: REUTERS/Kirill Kudryavtsev
На мой взгляд, самая очевидная причина провалов в Европе - тотальное отсутствие опыта. Когда Семенов видел Лукаку только на плэйстэйшен конечно он обосрется. Датчане, бельгийцы, даже фины по крайней мере раз в месяц играют против форвардов уровня Лукаку, наши соотечественники три матча осенью и то не всегда. Для того, чтобы набраться опыта нужно вариться со всей футбольной общественностью в общем котле.
Россияне ну никак не будут рваться в европейские топы и даже середняки, Россия не сможет стать кузницей кадров для европейского футбола как Португалия или Нидерланды просто потому, что российские игроки будут неконкурентны. Как автор верно заметил, в топ-5 тоже есть лимиты, и россияне за место в заявке европейских клубов конкурируют не с бельгийцами и датчанами, а с бразильцами аргентинцами и африканцами, и здесь россиянам ловить особо нечего по историческим и социальным причинам. С АПЛ еще печальнее, так как требования по качеству к легионерам для россиян мало реализуемы. Если игрок проводит в сборной 60-75% матчей, значит он и в РПЛ конкуренцию выиграет у иностранцев при любом лимите, а если его в клубе вытеснили иностранцы, за игровой практикой в АПЛ поехать нереально, потому что в сборной так часто играть не будет. Для бразильцев и аргов нужно всего 30% и поэтому шансов сильно больше. Нереально, чтобы из 40-50 мест в топовых европейских чемпионатах хотя бы 6-7 заняли россияне.
Итого в России всегда будут игроки среднего европейского уровня, которые могли бы играть в Европе будь Россия в ЕС, но проигрывают конкуренцию за квоту не ЕС игрока латиносам или африканцам, поэтому будут в основе РПЛ. Остальные будут либо на банке либо в поле, но разницы никакой, потому что играют не против Лукаку а против себе подобных. И дальше варимся в своем котле.
На мой взгляд, единственный путь - поднимать уровень чемпионата. Если приглашать легионеров, то хотя бы игроков сборных. С помощью правил стимулировать агрессивный и рискованный формат футбола. Интегрировать тренерскую и медицинскую школу с европейским футболом. Сделать KPI детской и молодежной команды не только победы, а более широкий спектр характеристик.
Отменять лимит бесполезно, ну будет вместо Семенова такой же по уровню игры оболтус из Гвинеи, согласный играть за пачку маргарина. Чему научатся российские игроки играя против него или тренируясь с ним?
Если в стране топ5 не правильно написан лимит, то как я могу доверять остальному материалу в статье?
Просто не нужно ждать мгновенного эффекта.
Никакой системной крутой игры Украина не показывает. Не нужно преувеличивать. Очень плохо, что на Украине умирает чемпионат. Плохо, что украинскому зрителю не на кого смотреть во внутреннем чемпионате. Плохо, что чемпионат так плох, что даже молодежь оттуда бежит очень рано. Внутренний чемпионат должен быть сильным и конкурентным, чтобы там выступали сильные игроки из соседних стран, чтобы не убегала вся молодежь, а развивалась там, чтобы росли отчисления за ТВ-трансляции чемпионата. Украина сейчас ближе к тому, во что превратился чемпионат Сербии или Хорватии. В странах, где так любят игровые виды спорта, перестали ходить на футбол, средняя посещаемость в районе 2 тыс. Это беда, одним Динамо Загребом сыт не будешь, одинокие Партизан с Црвеной только и смотрят в Сербии.
России не нужно повторять это. Нам нужно быть самым главным чемпионатом постсоветского пространства и Восточной Европы. Чтобы у нас играли лучшие, приезжали такие как Хвича, звезды других небольших стран, где не могут существовать сильные внутренние чемпионаты. У нас есть инфраструктура, высокий зрительский потенциал. Нужно отменить лимит, отменить ограничения по спонсорским контрактам (пиво на стадионе, реклама алкоголя и букмекеров) и дать возможность нашему чемпионату стать самым заметным на пространстве СНГ. Мечтать о том, чтобы было как на Украине – это мечтать о смерти внутреннего чемпионата. Это странная мечта.