Евро бьет рекорды по автоголам, но как вообще можно забить в свои? Поговорим о физике и (случайном) игнорировании ее законов
Текст, который поможет ответить на вопрос «Ну кааааак?»
Факт месяца: на Евро-2020 забито 8 автоголов, абсолютный рекорд.
У каждого – своя история.
• Защитник сборной Турции Мерих Демирал забил гол грудью, накрывая итальянский прострел.
• Немец Матс Хуммельс забил единственный мяч с Францией, зарядив под перекладину своих – прерывал пас с левого фланга.
• Кипер сборной Польши Войцех Шченсны пустил в ближний против словаков – мяч попал в штангу, а потом отлетел в ворота от спины вратаря.
• Защитник сборной Португалии Рубен Диаш замкнул прострел соперника, пытаясь опередить Кая Хавертца.
• Еще один португалец Рафаэл Геррейру – похожая история. Был первым на мяче после прострела с правой бровки.
• Финн Лукаш Градецки рукой смахнул в свои ворота после рикошета от штанги.
• Кипер сборной Словакии Мартин Дубравка в матче с Испанией по-волейбольному погасил свечу.
• Полузащитник сборной Словакии Юрай Куцка выбивал мяч с линии, но голенью отправил его в ворота.
Итог: два вратарских автогола, один – техническая ошибка (Куцка выносил рабочей правой ногой, хотя в моменте удобнее было выбивать левой), остальные пять однотипные – неудачная реакция на навес/прострел (большинство автоголов в мировом футболе именно такие).
До Евро-2020 за всю историю турнира забили 9 автоголов, на этом Евро – уже 8. Такой вал мячей в свои ворота – аномалия, которую сложно объяснить. Но что, если вникнуть в общую природу автогола? Как так получается, что игроки забивают себе?
Самое очевидное объяснение: защитник подставляет ногу как попало, пытаясь опередить соперника, просчитывать траекторию просто нет времени. Но как быть с моментами, когда вокруг никого, а мяч все равно срезается в ворота? В книге «Мифы и факты о футболе: экономика и психология популярнейшего спорта» (авторы – Патрик Андерссон, Питер Эйтон и Карстен Шмидт) есть очень интересная версия. Дело в интуитивной (или наивной) физике. Сейчас вы поймете, что это значит.
Важное уточнение: речь пойдет о самых распространенных типах автоголов. Когда кто-то неудачно замыкает чужой прострел – головой или другой частью тела.
Лучше начать с примера. Представим трубу С-образной формы, которая лежит на столе. Вопрос: если изо всех сил запустить шар в трубу, по какой траектории он покатится по столу, выскочив из трубы? По пунктирной или по сплошной? Ответьте не задумываясь.
Физик Майкл Маклоски в 1980-х задал этот вопрос случайным людям разных возрастов, в том числе и детям. 33% ответили, что шар покатится из трубы по изогнутой траектории, и это неверный вариант – пример заблуждений, та самая интуитивная (или наивная) физика. Разумеется, шар выкатится из трубы по прямой. Хорошая новость: две трети людей ответили правильно. Но треть заблуждающихся – слишком много.
Еще более яркий пример. Возьмем объект, который сбрасывают с летящего самолета. По какой траектории он полетит? Отвечайте не задумываясь.
У вас было преимущество: участникам эксперимента не давали варианты, они сами рисовали траекторию. И заблуждающихся в исследовании Маклоски оказалось большинство – они не учли скорость, которую объект развил вместе с самолетом. Многие ответили, что шар полетит камнем вниз. Но это противоречит простейшим законам физики.
Почему люди игнорируют основы? Версия Маклоски такова: человек изучает физику с первых дней жизни, сам того не подозревая, младенец наблюдает за миром и делает важные открытия. Например, примерно с двух с половиной месяцев дети понимают: 1. Если объект пропал из видимости, он все равно существует: упавшая на пол погремушка вернется в мир, если посмотреть вниз; 2. Предметы не могут проходить сквозь друг друга: желтая погремушка не может пройти сквозь красную погремушку, они сталкиваются друг с другом.
Со временем человек делает много таких открытий – какие-то элементарные, какие-то посложнее. Накапливая этот багаж, он перемешивает верные догадки с ложными – как в случае с С-образной трубой и предметом, выпавшим из самолета. Когда у человека нет времени на размышления или ему лень думать, он мгновенно распаковывает из подсознания нужную (как он считает) теорию и применяет ее. Иногда неудачно.
При чем здесь футбол?
У авторов книги «Мифы и факты о футболе» есть догадка: как минимум один тип промахов в футболе может быть связан с заблуждениями в физике. Речь либо про промахи атакующих игроков с близкого расстояния, либо про автоголы.
И здесь нам нужен еще один пример. Представьте, что мы толкнули шарик, который до этого лежал неподвижно. Он покатился в заданном нами направлении. Далее мы четким движением пальцев (каким делаем щелбан) перенаправляем катящийся шарик в другую сторону. Что произойдет?
1. Шарик продолжит катиться в том же направлении, наш щелчок на него не повлияет.
2. Шарик покатится строго в направлении щелчка.
3. Новая траектория шарика – комбинация из предыдущего направления и нового (заданного щелчком).
Авторы книги замечают, что, по теории Аристотеля, нужно выбрать второй вариант: нет разницы, двигался объект или нет, он полетит в том направлении, куда вы его бросили.
Но правильный ответ следует искать в законах ньютоновской механики, поэтому верным будет третий сценарий. Скорее всего, вы удивляетесь: как можно этого не знать? Но одно дело – теория, другое – практика.
Как минимум трое ученых в разное время (ди Сесса в 1982-м, Мор в 2001-м и Уайт в 1984-м) пришли к выводу, что у многих есть проблемы с восприятием этих законов на практике. В одном из исследований группу людей посадили перед монитором и попросили нажатием кнопки в нужный момент направить движущуюся стрелку в цель.
Все испытуемые (их количество не уточняется) посчитали, что если стрелка движется снизу вверх, то ее нужно перенаправить в лузу, как только она поравняется с целью – и выбрали вариант В. Но в итоге стрелка ушла по траектории С.
Другой важный момент описал Мор в исследовании 2001 года. Сначала он сформулировал задачу про стрелку устно, а затем попросил тех же людей направить стрелку на компьютере. Результат: 25% тех, кто устно ответил правильно, в практическом задании не воспользовались своим знанием, а применили наивную физику, то есть вариант B.
Нет ничего общего с прострелами? Конечно, эту теорию нельзя применять к футболу на 100%. Многие автоголы случаются из-за проблем с техникой (например, игрок отражает прострел нерабочей ногой), давления оппонента или просто случая (защитник не успел увернуться от мяча). Но версия авторов книги помогает нам чуть лучше понять логику человека, забившего автогол, и осознать, что на его месте мы могли бы поступить точно так же.
Эта теория объясняет и промахи нападающих по пустым воротам
У защитников и форвардов разные задачи при прострелах, но заблуждения одинаковые. Просто в случае с защитниками мяч летит в ворота, а в случае с форвардами – мимо. Пример со стрелочкой, пожалуй, даже лучше объясняет логику промахнувшихся, чем тех, кто забил в свои ворота.
У этих догадок есть статистическое подтверждение, но не такое уж железное из-за небольшой выборки. Авторы книги «Мифы и факты о футболе» изучили 64 матча ЧМ-2006. Они насчитали 377 фланговых передач, закончившихся ударом по воротам. В 238 случаях пас замыкался головой (63%), в 139 (37%) ногой или другой частью тела. 229 кроссов пришли справа (61%), 148 – слева (39%).
Исследователи поделили лицевую линию на четыре зоны: промах в ближний угол (то есть в ту сторону, откуда направлялся пас), гол в ближний гол, гол в дальний угол, промах в дальний угол.
Выводы: гораздо чаще мяч перенаправляется в дальний угол (туда приходится 60% замыканий головой и чуть меньше – ногой и другими частями тела). 21 из 55 голов забиты в ближний угол, 34 из 55 – в дальний. Промахов, когда мяч пошел в ближний к пасующему угол, гораздо меньше: в 2,5 раза меньше головой и в 1,5 раза – другими частями тела (преимущественно ногой).
Авторы учли и позицию бьющего. Вот детальная разбивка по позициям, прослеживается тренд: мяч чаще перенаправляется от пасующего, чем к пасующему. Осознанно или все же не всегда?
А теперь вспоминаете задачу со стрелочками? У тех, кто заблуждался, объект тоже уходил выше цели (в дальний угол, если проводить аналогию с футболом).
Конечно, у каждого удара – своя история. Не во всех случаях футболисты ошибались в расчете траектории, иногда бить в дальний угол было по каким-либо причинам удобнее (например, из-за позиции вратаря), но перекос в сторону попаданий/промахов именно в дальнюю сторону все же не стоит игнорировать.
Еще один важный вывод из исследования навесов/прострелов на ЧМ-2006: игроки контролируют удар головой хуже, чем другими частями тела. Кажется, потому, что у промахов головой и ногой разная природа. При ударе лбом точка соприкосновения с мячом несравнимо меньше, чем при ударе ногой. При ударе ногой из-за большей площади стопы даже можно применить теорию Аристотеля (то есть почти проигнорировать начальное направление движения мяча). Пример на картинке.
Суммируем: перекос в сторону ударов в дальний угол есть (особенно при замыкании головой), но полагаться на эти данные на 100% все же не стоит, 64 матча – не так много для глобальных выводов.
Предположим, догадка верна. Но ведь футболисты замыкают прострелы по сто раз в день (на тренировках), неужели интуитивная физика – их случай?
Важный тезис из исследования Мора в 2001-м: люди, которым объяснили теорию Ньютона перед практическим заданием, показывают более правильные результаты. Разве это не случай футболистов? Они проверяют законы физики на ежедневных тренировках, но все равно почему-то промахиваются в матчах. У авторов книги «Мифы и факты о футболе» есть три догадки, связанные с психологией. Мы возьмем их за основу и добавим тезисы других ученых. Возможно, в пунктах вы увидите некоторые противоречия, но на то это и догадки. У нас нет данных для железных выводов.
1. Футболист в ответственный момент слишком фокусируется на том, как правильно ударить по мячу. В итоге сенсомоторика вступает в бой с разумом – и вместо четкого удара на автомате (как на тренировке) получается что-то невыразительное. Есть минимум пять исследований (Бейлока и Кэрра в 2001-м, Кимбла и Перлмуттера в 1970-м, Лангера и Имбера в 1970-м, Льюиса и Линдера в 1997-м и Мастерса в 1992-м) со схожим выводом: если человек с автоматизированным навыком думает перед выполнением действия, это негативно влияет на результат.
2. Футболисту не хватает оперативной памяти для верного решения. Для начала очевидный, но важный тезис из блестящей книги Даниэля Канемана «Думай медленно... Решай быстро». Если упрощенно, при принятии решений мы можем задействовать две системы: А (быстрое мышление), Б (медленное). А – это наше подсознание, Б – разум. Задействовать систему А гораздо проще (обычно это первое, что нам приходит на ум при решении какой-либо проблемы или задачи), система Б – надежнее (она основана на нашем опыте и знаниях), но ее подключение затратнее.
Во время матчей футболист испытывает гораздо большую психологическую нагрузку, чем на тренировке, особенно в ответственный момент – когда нужно подстроиться под мяч и замкнуть прострел в ворота. Соответственно, времени на подключение системы Б (и распаковки закона Ньютона в памяти) нет – есть только интуиция, которая иногда подводит.
Весомый аргумент против двух этих версий: футболисты оттачивают сенсомоторику годами, и даже под нагрузкой она не должна давать такие сбои.
Контраргумент: не каждый удар – сбой, защитники не всегда забивают в свои, а нападающие мажут не 100% ударов. Но когда сходятся несколько негативных факторов (повышенное давление из-за результата, мяч под неудобной ногой, соперник рядом и так далее), случаются неудачи.
3. Диссонанс между целью и направлением удара. Проще объяснить на картинке. Чтобы забить после прострела и попасть в ворота (Goal), нужно ударить в направлении виртуальных ворот (Virtual Goal).
Учитывая, что скорость мяча, высота и угол прострела всегда разные, организму сложно привыкнуть к тому, что нужно целиться куда-то в сторону.
Эту версию подтверждает нейробиология. По исследованию Милнера и Гудэйла, вентральный поток (височная часть мозга) отвечает за идентификацию объекта, а дорсальный поток (теменная часть) обрабатывает визуальную информацию для последующего действия. В случае удара по воротам визуальная информация обрабатывается не так, как к этому готовится моторика.
Какая догадка верна? Логично предположить, что в какой-то степени работают все три. Футболисты действительно иногда перегорают, слишком фокусируясь на ударе. А учитывая, что в матчах нет ни одного идентичного паса (чтобы совпали и угол, и скорость, и высота, и положение бьющего, и положение соперников), отточить навык на 100% невозможно. При высокой психологической нагрузке вероятность промаха или автогола выше, при низкой нагрузке (тренировка) ошибки – редкость.
Вывод? Теперь, когда после катастрофического промаха в матче вы услышите от друзей «Ну каааак?», у вас в запасе есть занудный 15-минутный монолог.
Теперь в футболе тренируют не только тело, но и мозг. И тут пригодилась военная авиация
Фото: REUTERS/Alexander Hassenstein, Kai Pfaffenbach; Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Craig Barritt
Правильный ответ: стечение обстоятельств. Большинстве случаев игроки забившие автогол не могли сыграть по другому (не сыграли бы они - соперник бы забил без сопротивления) в остальных - технический брак.
Ковтун: дайка я е##ну по своим воротам
😃😃😃
И еще формализм - пару вратарских голов (полякам точно, да и финнам тоже) раньше записали бы на нападающих.