4 мин.

Подъём, чемпионство и смерть одной из главных звёзд команды. Как ЦСКА выигрывал Кубок СССР-1991

«В Москву я приехал как раз к финалу Кубка. Вышел на замену, при счете 2:2 отдал голевую Сергееву на пустые ворота», — рассказывал Сергей Дмитриев о победном голе в финальной встрече Кубка СССР-1991. За главный приз сезона на поле в тот день сошлись ЦСКА и «Торпедо». Армейцы были беспощадны, но эта заработанная честным трудом победа была затемнена страшным известием о смерти голкипера Михаила Ерёмина, который даже не успел насладиться титулом обладателя Кубка.

Снова на вершине

В середине 1980-х армейский футбольный клуб из столицы не мог похвастаться феноменальными результатами. Да и приземлённых достижений откровенной недоставало. Команда прибывала в кризисе, который сильно огорчал и игроков, которые искали пути побега в новые клубы, и болельщиков, которые теряли доверие к игрокам. Однако всё изменилось в 1989-м с приходом Павла Садырина, перевернувшего игру ЦСКА. Специалист нашёл персональный подход к игрокам и сумел замотивировать их на новые свершения. О тренере и его методах вспоминал игрок обороны Сергей Колотовкин:

 — Павел Федорович пришел и сказал: «Ребят, давайте просто будем играть в футбол». Исходил из простого — умения футболистов — и не ставил никого в жесткие рамки. Садырин понимал, что нельзя ограничивать того же Татарчука или Дмитриева.

Результаты не заставили себя ждать. Команда преобразилась и стала вырывать победу за победой.

«1990 год дал всем понять, что родилась новая команда, способная добиваться высоких результатов и делегировать игроков в сборную. Уже на следующий год после того, как Павел Федорович пришел в команду, мы вышли в Высшую лигу, еще через год заняли там второе место, а в 91-м стали чемпионами. Без каких-либо особенных отношений в коллективе такого бы не было. Все друг за друга бились», — отмечал Дмитрий Кузнецов, который при Садырине носил капитанскую повязку.

Сезон-1991/92 начался для армейцев весьма и весьма успешно. Футболисты ЦСКА обыгрывали клуб за клубом в кубковых матчах. Подопечные Садырина в тот год обыграли всех с разгромным счётом: в ворота «Днепра», например, залетели сразу 6 мячей.

Чемпионский (последний) матч Ерёмина

В финале Кубка игрокам ЦСКА предстояло встретиться с «Торпедо», который успел заявить о себе в кубковых поединках.

«Очень хорошо помню все, что перед матчем говорил Павел Садырин: «Все в ваших руках. Такое бывает раз в жизни. Финалов Кубка СССР у вас в карьере может уже не быть». Действительно, хоть Павел Федорович имел в виду другое, но это был последний финал Кубка СССР. Он, как мудрый тренер, не «накачивал» нас. Все было спокойно

Перед матчем чувствовали, что должны победить. Это была наша внутренняя уверенность в себе и своих силах. Не самоуверенность, а уверенность, подчеркну. Мы понимали свой уровень. Важно, что к финальному матчу, в отличие от предшествовавших лет, создался коллектив. Мы готовы были умереть друг за друга. Больше не было группировок. Все, как одно целое», — возвращался в тот день армейский игрок Михаил Колесников.

Матч, впрочем, выдался неоднозначным. Команда Садырина начала матч с пропущенного года, однако не потеряла фокус. Сравнять счёт удалось всего за пару минут до конца первого тайма,. Этот гол активизировал атаку ЦСКА, который вскоре увеличил преимущество, обновив счёт на табло до 3:1. Под конец, правда, пропустили нападение «Торпедо», но на итоге матча это не сказалось. Московские армейцы поселили Кубок СССР в столице.

За автографами триумфаторов выстроилась очередь: болельщики достаточно долго не отпускали игроков, которые тоже хотели отдохнуть:

«После победы в Кубке мы налили в него шампанское, выпили. Был клич: поехали в ресторан. Наверно, надо было поехать, но Мишка Еремин сказал: «Нет, ребят. Я на завтра «Космос» заказал. И мой день рождения отметим, и победу в Кубке». После этого все разъехались по домам. Никаких ресторанов, выпивок», — вспоминал капитан ЦСКА.

Тогда ещё никто не знал, что этот диалог станет последним. Только что выигравший титул 23-летний Еремин разбился, не успев проехать и половины пути до дома. Голкипер ехал по Ленинградскому шоссе, как вдруг его легковой автомобиль протаранил грузовик, который только что лишился шины в результате прокола. Футболист угодил в больницу, где и скончался всего через неделю.

Всё произошедшее сильно сказалось на команде. Игроки вспоминали, что они все «запивали его крепким алкоголем вплоть до следующего матча, в котором играли с «Шахтером» в Лужниках». И это было заметно по их игре. Футболист Александр Гришин рассказывал:

«Трагедия с Мишей нас подкосила — молодой мальчишка, армеец. Ветераны уже ночью после финала Кубка знали, что Еремин попал в аварию. А нам играть с „Шахтером“. Приезжаем на базу, никто не тренируется, у Павла Фёдоровича слезы в глазах — он нас за своих детей считал. Все в прострации, выходим, и нас „Шахтер“ обыгрывает в „Лужниках“ — 4:3. Просили о переносе, но они не согласились».

Не лучше выглядели армейцы во всех остальных матчах сезона, который стал для них скорее роковым, чем звёздным...