Красно-белая «электричка»
18 февраля 70 лет исполнилось бывшему игроку московского «Спартака», чемпиону СССР 1962 года и двукратному обладателю Кубка СССР Валерию Рейнгольду. За свою карьеру Валерий Леонидович также выиграл серебряную (1963) и бронзовую медаль (1961) чемпионатов страны.
Валерий Рейнгольд – урожденный москвич и в столице начал заниматься футболом, играя в своем дворе на Красных Воротах. Как он рассказывал, там его приметил известный в ту пору футболист столичного «Динамо» Леонид Соловьев и пригласил прийти на просмотр в динамовскую школу. Туда его приняли после того, как Рейнгольд в компании остальных ребят, с которыми он играл во дворе, обыграл сверстников из спортшколы, а сам он забил шесть мячей. Маленький Валера болел за «Динамо», поэтому был страшно рад, попав в школу бело-голубых. Первым его тренером стал Владимир Иванович Хайдин.
К красно-белым же Рейнгольд попал после того, как сыграл за сборную Москвы на спартакиаде учащихся: тренер этой команды был как раз из «Спартака». Отпускать 15-летнего игрока не хотели – динамовцы подали протест в столичную федерацию футбола, грозя, что запретят ему играть на полгода.
Однако в «Спартак» Рейнгольд все же перешел, взяв в составе красно-белых первый свой трофей: в 1959 году он выиграл Кубок СССР среди производственных коллективов. В том турнире участвовали команды, наполовину составленные из любителей, а молодой игрок выступал, в частности, с хоккейными спартаковскими звездами: братьями Майоровыми, Вячеславом Старшиновым.
За основной состав красно-белых Рейнгольд дебютировал спустя год, в мае. Валерика (так его называли столичные болельщики) узнавали по его скорости, за счет которой он уходил от соперников (поэтому его прозвали еще «электричкой»). Сам он как-то говорил, что быстрота передалась ему от родителей. Стометровку Рейнгольд в лучшие свои годы выбегал из 11 секунд, что по тем временам было на уровне первого разряда по легкой атлетике. Поэтому, если бы не футбол, он мог бы стать и неплохим спринтером. В «Спартаке» он начинал центральным нападающим, однако чаще играл с краю в качестве полузащитника или нападающего. Поскольку в те годы номер игрока соответствовал позиции на поле, Рейнгольду пришлось в составе красно-белых поиграть под пятью разными цифрами.
Партнерами Рейнгольда по «Спартаку» начала и середины 60-х годов были, в частности, Юрий Севидов, Галимзян Хусаинов, Игорь Нетто, который брал над ним шефство, вратари Валентин Ивакин и Владимир Маслаченко. С ними он стал чемпионом СССР. Причем 1962 год, когда «Спартак» стал сильнейшим в стране, начался для команды из рук вон плохо: команда одно время находилась на предпоследнем месте. Решающей стала игра в Ташкенте с «Пахтакором», неудача в которой могла стоить своих постов тогдашним спартаковским руководителям Никите Симоняну и Николаю Старостину.
«Хитрые узбеки назначили игру на дневное время: там 50 градусов жары. Да поселили в гостинице на солнечную сторону. По пять человек в номер. Только успевали в мокрые простыни заворачиваться, – вспоминал Рейнгольд в интервью СЭ. – В первом тайме быстро получили два гола. Толю Коршунова «скорая» увезла: солнечный удар. В перерыве стоим под ледяной водой, Симонян говорит Старостину: «Что им рассказывать? Пойдем отсюда». Развернулись и ушли. Тогда Крутиков рукава закатал: «Мужики, нельзя сдаваться! Проиграем, так с музыкой!» Вышли мы и разорвали «Пахтакор». На злости сыграли». В том матче Хусаинов забил два мяча, а победный – Рейнгольд. После Ташкента «Спартак» выиграл 21 матч из 22 и стал чемпионом за тур до финиша. Всего же за восемь лет выступлений за красно-белых Рейнгольд в 176 матчах забил 32 мяча.
Валерий Леонидович был активным не только на поле – многие его современники знали о его увлечении бильярдом и преферансом.
В него он выигрывал до полутора тысяч рублей при тогдашней зарплате в «Спартаке» в 190 рублей. Не обходились без него и розыгрыши во время тренировочных сборов.
Со «Спартаком» он расстался в 1967 году, причем при скандальных обстоятельствах, поругавшись во время матча с «Кайратом» с Симоняном. За него заступился, в частности, Юрий Семин, который потом тоже был отчислен. В течение шести лет Рейнгольд играл за воронежский «Труд» и ярославский «Шинник». Тренером или селекционером Рейнгольд после окончания футбольной карьеры (в 1974 году) так и не стал – сразу после того, как повесил бутсы на гвоздь, стал таксистом, однако проработал лишь месяц. В послефутбольной жизни он с футболом соприкоснулся наполовину: работал сначала в бригаде строителей-монтажников, а затем директором стадиона «Локомотив» в Перово. Воспитал двух дочерей, имеет четырех внуков.
Уже на пенсии Рейнгольд выступает экспертом в СМИ, в том числе и в «Газете.Ru». Известен своей прямотой суждений, грамотным и бескомпромиссным анализом, нестандартными оценками, что добавляет многим публикациям с его участием остроты и интереса читателей. Но в его словах нет желания кого-то унизить, поэтому обида со стороны тех, о ком он говорит, была бы несправедливой. Доставалось от него в последние годы и «Спартаку», однако основания для этого, стоит признать, были.
Игрок Валерий был быстрый и резкий с приличным ударом, но, как иногда выражаются - без царя в голове: играл в соновном с краю, прорыв в лицевую - прострел в штрафную. В лучшие его годы, на его счатсье, в центре был Юрий Севидов (его лучший друг), который воплощал их в голы. Потом, конгда Севидова посадили
(http://www.sports.ru/tribuna/blogs/spartakblog/66638.html), позиции Рейнгольда в команде несколько пошатнулись. Тогда у болельщиков бытовала поговрка: ноги Рейнгольда опережают его мысли, но игрок он был полезный. Сегодня он часто выступает с аналитикой - имеет полное право, раз приглашают. Еще раз успехов и здоровья Валерию Леонидовичу - части великой истории великого клуба СПАРТАК.