5 мин.

«Игры в Сеуле были последней возможностью»: как Луганис скрыл ВИЧ и выиграл два золота ОИ. А потом долго извинялся

Грег Луганис — один из тех спортсменов, которые сумели связать со своим именем целую эпоху. Американский прыгун в воду был просто непобедим. На его счету целых четыре олимпийских награды высшей пробы, ещё одна серебряная, пять золотых медалей мировых чемпионатов и сорок семь(!) побед на внутреннем первенстве США. Однако история всех этих достижений совсем не романтична.

Полезный проигрыш в 16 и обидный бойкот

Родивший в обычной семье Грег оказался ненужным семье всего в 8 месяцев. Его отдали в детдом, откуда он, к счастью, быстро выехал в новую семью. Там его приучали к спорту, и с раннего возраста Грег начал заниматься прыжками. Его тренировали лучшие наставники, среди которых были Сэмми Ли и Рон О’Брайан, и парень стремительно прогрессировал. Уже в 16 лет он отобрался на свои первые Игры в Монреаль, где стал вторым. Многих это крайне огорчило, но проиграл он тогда не кому-нибудь, а сильнейшему итальянцу Клаусу Дибиаси, который завершил свои выступления после Олимпиады-1976.

Новый олимпийский цикл должен привести Луганиса к долгожданной победе, но сборная США, как мы знаем, в Москву не приехала.

«Мой отец — грек по национальности, мы всерьез обсуждали с ним вариант выступления в Москве за сборную Греции. Беда была в том, что у отца не оказалось греческого паспорта. А процедура его оформления заняла бы слишком много времени, чтобы успеть решить вопрос с моим гражданством.

Да, бойкот стал для меня страшным ударом. И потому на чемпионат мира-1982 в Гуаякиль я ехал фантастически мотивированным. Ведь туда должен был приехать Александр Портнов, который стал олимпийским чемпионом в Москве на трехметровом трамплине.

К тому моменту на моем счету было серебро Монреаля и золото чемпионата мира-1978, завоеванное на вышке. На трамплине я до того времени в крупных соревнованиях не выступал. Но это совершенно не мешало огромному числу американцев смотреть на меня как на человека, который «всем сейчас покажет, кто в доме хозяин», — рассказывал о том периоде Луганис.

После пропущенных Игр Грег вернулся в Игру уже в 1984-м. Луганис закономерно выиграл золото на 10-метровой вышке и 3-метровом трамплине на домашней Олимпиаде, а потом подтвердил своё величие двумя такими же победами в Сеуле четыре года спустя. Только виктории на Олимпиаде-1988 были куда ценнее, ведь их он добился уже инфицированным. В начале 1988 года прыгуна ошарашили диагнозом — ВИЧ. Тогда эти буквы прозвучали очень страшно, и спортсмен даже подумал сразу завершить карьеру, однако его отговорил кузен-врач. Двоюродный брат прописал Грегу специальный препарат, который помогал, но оказывал неприятное пободной воздействие — вгонял американца в депрессию. Тем не менее, на Игры Грег поехал, но вот о ВИЧе пришлось молчать, иначе на таможне его бы развернули обратно.

«Мотивацией была мысль о том, что Игры в Сеуле станут для меня последней возможностью выразить признательность болельщикам, тренерам, своей семье. Я ведь был искренне уверен в том, что не доживу до 30», — признавался спортсмен.

На Олимпиаде заболевание, увы, дало о себе знать прямо во время стартов. Грега сильно повело на трамплине, и он в полёте зацепил снаряд головой. Всё его лицо оказалось покрыто кровью, хотя сама рана была совсем не глубокой. Доктор Джеймс Паффер, будучи неосведомлённым о болезни атлета, принялся зашить спортсмена голыми руками.

По окончании Игр четырёхкратный олимпийский чемпион Грег ушёл в затворники. Настоящий триумфатор мог смело появляться в кругах селебрити и украшать обложки журналов, но он как будто исчез. Во всём был виноват всё тот же ВИЧ, а точнее опасение за публичное порицание.

«Я чувствовал себя изолированным, поскольку моя болезнь была для многих тайной. Я не встречался с друзьями и семьей и, хотя о моей ориентации знали почти все, только несколько людей были в курсе моего ВИЧ-статуса. Я жил как будто на острове», — говорил олимпийский чемпион впоследствии.

О его диагнозе узнали только в середине 90-х, когда он издал собственную книгу под названием «Breaking the surface», в которой он обо всём рассказал. Эта новости вызвала куда больший резонанс, чем признание Луганиса в его нетрадиционной ориентации несколькими годами ранее. Всё дело в том, что его гомосексуальность очевидно никому не вредила, а вот болезнь могла. Столько публичных извинений, сколько Грег, не приносил, пожалуй, ни один спортсмен. Большинство выступавших в Сеуле принялись обвинять американца, но всё затихло, когда стало известно, что никто не заразился (даже медик Паффер).

Грег, который ещё не так давно думал, что не проживет и 30-ти лет, опробовал несколько методов лечения и нашёл для себя тот самый, который даже позволил ему вернуться в бассейн в начале 2010-х. Помимо бассейна, где 60-летний тренер-консультант сборной США Луганис проводит очень много времени, его можно встретить на большинстве крупных мероприятий, которые посвящены ВИЧ и ЛГБТК+. Зачастую он выступает на них спикером, который своим примером показывает, что болезнь — не приговор, а любовь не имеет пола.

«ВИЧ научил меня верить в то, что я гораздо сильнее, чем думал. И показал, что я не должен воспринимать все как должное. Раньше я думал, что едва ли доживу до 30. Я никогда не знаю, что будет ждать меня за углом. И я никогда не рассматриваю свои ошибки как неудачи, ведь это не более, чем просто урок. И знаете — таких уроков у меня было достаточно», — вот, что говорит Грег в своих лекциях.