Остановка сердца у Эриксена и аритмия Блинда. Почему так случилось, и что делать
Полагаю, что никому не надо лишний раз рассказывать о том, что случилось с Кристианом Эриксеном в конце первого тайма матча с Финляндией. Изначально я ничего не собирался писать по этому поводу, но сегодня в очередной раз наткнулся в интернете на кадры этого события, и мне опять стало несколько не по себе, хотя казалось бы, я по долгу службы с таким периодически сталкиваюсь, однако всё-таки то, что произошло в субботу, это несколько другое. Радует хотя бы, что всё закончилось хорошо. Хотелось бы немного рассказать о возможных причинах произошедшего, а так же вспомнить в чем-то похожий (хоть и не такой пугающий) случай Дейли Блинда, потому что, насколько я могу судить, тут можно провести некоторые параллели.
Напомню, что в конце 2019 года Дейли Блинд почувствовал во время матча сильное головокружение, после чего был заменен. Обследование показало, что у Блинда воспаление сердечной мышцы - миокардит, который вызвал приступ аритмии, что и привело к такому состоянию. Миокардит, судя по всему, вылечили, имплантировали дефибриллятор (про него чуть позже), и через некоторое время Блинд вернулся к игре в футбол.
Рассуждать о случае с Эриксеном несколько сложнее, поскольку мы пока ничего не знаем, и свои предположения я буду строить на основе, во-первых того, что мы все с вами видели в трансляции, во-вторых послезнания того, что с датчанином всё хорошо после определенных действий врачей и в-третьих, руководствуясь клиническим опытом и теоретическим базисом на тему кардиологии.
Сначала немножко теории. Постараюсь объяснить максимально простым языком, как всё устроено. Итак, само сердце это эдакий мотор, роль которого качать кровь по организму, чтобы поддерживать деятельность всех наших органов.
В сердце четыре камеры - два предсердия и два желудочка. Почему-то у меня в блог не вставляется ни одна картинка, поэтому попытаюсь объяснить текстом общую закономерность. Само строение в теме того, о чем я собираюсь писать, не особо важно, поэтому я просто напомню общий принцип работы сердца. Из правого предсердия кровь попадает в правый желудочек, из правого желудочка она попадает в сосуды, которые идут к легким, и обогащается кислородом. Из легких кровь, обогащенная кислородом, попадает в левое предсердие, оттуда в левый желудочек, а из левого желудочка она попадает в сосуды, которые питают все органы нашего организма. И уже от них, отдав кислород, кровь вновь поступает в правое предсердие, ну и дальше по кругу. Заставляет всё это работать "проводящая система" сердца. Я уже её описывал в своём блоге в постах про Давиде Астори, поэтому сейчас просто напомню вкратце. Работа сердца поддерживается засчет того, что в сердце существует "Синусовый узел", который генерирует электрический разряд. Этот электрический разряд идет по волокнам проводящей системы как по проводам сначала к предсердиям, затем к желудочкам, заставляя их сокращаться. Кроме синусового узла по ходу волокон проводящей системы есть и другие структуры, но это сейчас не слишком важно, потому что пост не про это. Нам главное понять основной принцип.
Теперь вернемся к основной теме нашего разговора. В кардиологии существует огромный раздел, который называется "Внезапные смерти", и про внезапные смерти у спортсменов там написана не одна сотня статей. Ведующую роль в структуре внезапных смертей занимают нарушения ритма, они же аритмии. Возникают они при повреждении либо проводящей системы либо самой ткани сердца, когда оно не может проводить разряд так, как задумывалось природой изначально. А причины этих повреждений могут быть абсолютно разные. Например тот же миокардит, как у Блинда, когда воспаляется сама мышечная ткань сердца, из-за чего может нарушиться проводимость, либо, например при инфаркте, когда часть мышечной ткани умирает, и нормальная проводимость вместе с ней. Вероятность возникновения зависит от расположения поврежденного участка, и предугадать это никак нельзя. Также, очень частой (а пожалуй и самой частой) причиной возникновения серьезных аритмий являются врожденные дефекты проводящей системы. Диагностировать их очень трудно. Они могут даже никогда себя не проявить. Но если проявляют, то это может стать вполне себе жизнеугрожающим явлением. Сам электрофизиологический механизм развития таких аритмий называется "Re-entry", и подробное понимание его работы бывает сложным даже для студентов старших курсов медицинского института, поэтому, опять же, попробую максимально упрощенным языком. Когда заряд идет, он, дойдя до того самого измененного участка может не пойти дальше, а "зациклиться" в этом участке, испуская быстрые заряды по мышечной ткани вокруг себя как круги по воде от брошенного камня. Эти заряды "перебивают" заряды из нормального синусового узла и становятся основным источником заряда для сокращений мышечной ткани. А поскольку мышечная ткань сокращается при этом не в том порядке, в котором она должна, такие сокращения чаще всего либо неэффективны с точки зрения насосной функции, либо менее эффективны чем нормальные.
Такие аритмии делятся на две большие группы - "наджелудочковые" и "желудочковые". Такое деление принципиально, и вот почему. Основную насосную функцию сердца выполняют сокращения именно желудочков. Сокращения предсердий по большей части нужны только для доставки крови к желудочкам. Поэтому наджелудочковые аритмии менее опасны: даже если сокращения предсердий неэффективны, кровь будет поступать из них в желудочки самотёком, а сама последовательность сокращений мышечных волокон желудочков будет не нарушена, и они, хоть и чуть менее эффективно, но насосную функцию будут выполнять. Наджелудочковые аритмии могут проявляться головокружением, слабостью, снижением давления, но к внезапным смертям, как правило не приводят. Гораздо опаснее в этом плане желудочковые аритмии. Есть собственно желудочковые тахикардии, а есть фибрилляция желудочков. Разница в том, что желудочковые тахикардии - это именно сокращения желудочков, просто неправильные, а фибрилляция желудочков - это нескоординированное сокращение отдельных волокон желудочков. Как, наверно, уже стало понятно, при неправильном сокращении желудочков, органы просто перестают получать кровь, и начинают отключаться, и в первую очередь мозг. Как это проявляется с точки зрения симптомов, мы, к сожалению, могли видеть в субботу.
Теперь расскажу немного про то, что со всем этим делать. Много разговоров было про дефибриллятор. Это, безусловно, великое изобретение, которое спасло несчетное количество жизней, при том, что принцип его работы очень прост.
Многие думают, что дефибриллятор нужен при остановке сердца, потому что нас этому учат фильмы. Это не совсем верно. Именно остановка сердца это отсутствие каких либо сокращений, и дефибриллятор тут уже никак не поможет. То, что произошло с Эриксеном правильнее назвать остановкой кровообращения - этот термин вообще правильный, термин "остановка сердца" в "русскоязычной" терминологии давно не используется. Суть дефибриллятора очень проста - он бьёт током. И это такая кнопка Reset для сердца. У нас есть "зацикленный" заряд, вызвавший тахикардию и остановку кровобращения. Сердце получает сильный заряд тока и на доли секунды перестает проводить любые разряды, из-за чего патологический заряд исчезает. После чего в дело вступает тот самый нормальный "синусовый узел", который снова начинает генерировать нормальные заряды, и работа сердца нормализуется.
Немножко про первую помощь. Если человек вдруг упал и перестал дышать, то необходимо убедиться, что у него проходимы дыхательные пути (ну вот это вот всё про язык), затем перевернуть его на спину и начать непрямой массаж сердца. Больше, условно, на улице вы не сделаете ничего. Непрямой массаж сердца нужен для того, чтобы "вручную" доставлять кровь к органам, пока не приедет скорая и не ударит дефибриллятором. Мы даже на примере случая с Эриксеном можем видеть, как это работает. Весь эпизод длился минут 5, из них 4 минуты идет непрямой массаж сердца, и потом, после удара дефибриллятором, вскоре он приходит в себя.
Так каковы же всё-таки перспективы Эриксена? Вопрос сложный. Блинд вот, например, играет. Но, мне кажется, что ситуации немного разные. Я пытался погуглить какую-то более подробную информацию, но везде просто написано "миокардит, аритмия", так что всё, что я дальше напишу, это лишь мои догадки.
У Блинда выявили тот самый пресловутый миокардит. То есть у них была четкая причина возникновения аритмий, причем причина устранимая. Плюс симптоматика - головокружения, слабость. Думаю, там всё-таки была какая-то наджелудочковая тахикардия, которая вряд ли приведет к летальному исходу. Что же касается дефибриллятора, который установили Блинду - это такая страховка. Всё-таки это техника, а техника может отказывать. Она поможет в 99% случаев, но стоит ли возобновление карьеры возможности попасть в оставшийся 1%? Поэтому, если ему разрешили играть, то это потому что уверены, что даже если случится этот 1%, то с Блиндом ничего не случится. Отсюда я и делаю вывод, что аритмия там скорее всего не слишком опасная.
Эриксену же скорее всего предстоит "электрофизиологическое исследование сердца" , которое как раз поможет выявить дефекты проводящей системы, понять источник аритмии, связана ли она вообще со спортом, может быть даже сделать операцию по устранению этого источника аритмии. Скорее всего ему тоже имплантируют дефибриллятор. Но даже эти операции, это никогда не 100% гарантия, и, зная, тяжесть аритмии, которой он подвержен, лично я бы ему играть не разрешил.
P.S. От всей души желаю Кристиану поправляться и возвращаться к нормальной жизни.