5 мин.

Лучший стайер ОИ-1956 не дожил и до 50-ти: как Владимир Куц докатился до смерти от коктейля из таблеток и алкоголя

Владимир Куц был признанным гением лёгкой атлетики, который слишком поздно начал и очень рано закончил. Его победы на Играх-1956 принесли ему мировую славу и деньги, но отняли здоровье. Со своим тяжёлым положением спортсмен предпочёл справляться алкоголем, и это решение стало роковым.

Прогресс в 26 лет

Куц впервые попробовал себя в беге в 1948-м, когда к нему обратились с просьбой выйти на старт вместо приболевшего атлета. Это были небольшие соревнования на уровне гарнизона, в котором с 1945-го служил Владимир. К турниру служащий совершенно не готовился, хотя регулярно занимался спортом, чтобы бороться с лишним весом, к которому он был склонен, но развлечения ради решил согласиться и сенсационно выиграл. Вкус побед понравился Куцу и он решил проверить себя ещё раз: через несколько недель он принял участие в забеге на 5000 м и снова обогнал всех соперников. Примерно в то же время случился и бронзовый забег на чемпионате Балтийского флота по лёгкой атлетике.

Бег захлестнул Куца, но он понимал, что одними ногами побеждать невозможно, из-за чего принял решение начать комплексные тренировки. Знаний в этом вопросе у него было крайне мало: Владимиру пришлось изучать спортивную литературу и прессу, чтобы найти формулу успешной подготовки. Уже в 1951-м легкоатлет разъезжал по сборам. На одной из тренировок на сочинском стадионе он попал в поле зрение специалиста Леонида Хоменкова, который видел физический потенциал Владимира, но признавался, что бег парня был далёк от того, что называют академическим.

С Хоменко Куц начал делать первые успехи, но поворотным моментом его жизни всё-таки стали тренировки с Григорием Никифоровым, который узнал о талантливом подопечном Хоменко в 1953-м. Под руководством нового наставника спортсмен отобрался в сборную СССР и уже в 1956-м отправился на Олимпийские игры в Австралию. Дебютанту турнира было целых 29 лет.

Большие победы под большим давлением

Уже перед началом Игр стало известно, что Куц не гнушался выпивать. Иногда даже в большом количестве. Однако на это не обращали внимания ввиду тех результатов, которые он показывал на дорожке.

В Мельбурне Владимир сначала стартовал на дистанции в 10 км, где с помощью достаточно хитрой тактики расправился с Гордоном Пири, главной звездой Соединённого Королевства, который, по всем прогнозам, приехал за золотом именно в этой дисциплине. Победа далась советскому мастеру отнюдь не легко: у него начались проблемы с венами на ногах. После золотого финиша его голени и стопы едва походили на человеческие — они опухли и посинели.

Но руководство не моло упустить медаль на 5000 м, из-за чего Куца шантажом заставили выйти на старт. За призовое место легкоатлету полагалась ежемесячная премия и новое жилье. От плюшек Владимир решил не отказываться: он появился на стадионе и решил судьбу медали чуть ли не с первых метров — стайер так сильно оторвался от основной группы, что мог смело финишировать пешком.

Советские СМИ не писали столько ни о ком другом. Куц стал главным героем Игр, а в сборной даже подшучивали, что эта Олимпиада точно должна носить его имя.

С пьедестала в запой

Новый феномен лёгкой атлетики, увы, не мог противостоять алкоголю. Он сильно запил сразу после выигранных медалей. Во время путешествия из Мельбурна во Владивосток на теплоходе «Грузия» Владимира ни разу не видели до конца трезвым.

О вредных привычках подопечного знал и Никифоров, который пытался бороться с нарушителем дисциплины, но всё было тщетно:

«Тренер Куца был настоящим диктатором. Только мы сели в поезд, Володя потащил меня в ресторан. Попросил заказать первое-второе, а сам побежал в буфет за чаем. Только принялись за еду, пришёл Григорий Исаевич и стал за нами наблюдать. Каково же было моё удивление, когда в стакане с «чаем» я обнаружил чистый… коньяк. Пришлось пить, не спеша прихлёбывая и не морщась. Но Никифоров потом заметил, что мы немного окосели, и дико рассвирепел. Решил, что это я сбиваю своего младшего товарища с пути истинного. Он даже написал на меня докладную, в которой сообщил руководству, что я плохо влияю на Куца», — рассказывал друг Куца Владимир Казанцев.

Однако это не было главной проблемой легкоатлета. Куцу поставили диагноз — повышенная проницаемость капилляров. Это должно было обозначать завершение карьеры, но Владимир предпочёл побороться и до ухода из спорта успел появиться на нескольких крупных стартах. Самым успешным стал забег на 5000 м в Риме, когда советский атлет обновил мировой рекорд. Его новое лучшее время держалось более 13 лет.

Жизнь под откос

С каждым годом ходить становилось всё сложнее, да и пить Владимир не бросил. Он устроился на работу в ЦСКА, однако на тренерском помосте у него не складывалось. Ровно так же всё рушилось в личной жизни: он дважды разводился, а настоящую любовь на всю жизнь так и не нашёл. Расставания давались ему непросто. На нервной почве проявилась его склонность к полноте, и всего через несколько лет после ухода из большого спорта Куц весил больше центнера. Несмотря на это, его лично пригласили на Олимпиаду в Мюнхен, но власти не позволили плохо выглядевшему чемпиону появиться на большой публике. Экс-спортсмен был подавлен.

Уже в 1975-м Куц был найден мёртвым. Его смерть наступила в результате употребления снотворного вкупе с изрядным количеством алкоголя. Было ли это самоубийство или всё решил случай? Мы уже никого не узнаем, но о желании умереть Владимир разговоров никогда не вёл...