5 мин.

РПЛ поменяла систему распределения доходов. Реформы продвигает «Ахмат»: аутсайдеры заработают, «Зенит» в этом сезоне потерял бы 20 млн

Ждем в 2021/22.

В РПЛ – новые реформы, которые должны помочь ей (ну или некоторым клубам) стать немного богаче.

Первая, о которой вы, скорее всего, уже слышали, – приглашение голландской компании Hypercube, которая придумывала форматы чемпионатов Австрии, Дании и Бельгии.

Другая, чуть менее заметная – изменение распределения телеправ. 

Реформу продвигает «Ахмат» – клубу нужны деньги из-за санкций

Телеправа РПЛ – небольшой кусок пирога клубных доходов. На всю лигу их примерно 1,7 миллиарда рублей (меньше бюджета середняка лиги). Да и доля в доходах клубов не слишком большая – около около 4% (в среднем по Европе – 38%).

Так что любое изменение в распределении не слишком сильно влияет на уровень лиги и клубов. Для большего влияния медиаправа должны увеличиться в стоимости раз в пять.

Но это не мешало клубам РПЛ жестко спорить, кому дать больше, а кому – меньше. И самым инициативным оказался «Ахмат». Все логично: из-за американских санкций в адрес компаний, связанных с Рамзаном Кадыровым, в апреле клуб лишился большей части финансирования (хотя президент «Ахмата» Магомед Даудов говорил, что санкции никак не повлияют на клуб).

Для спасения «Ахмата» даже созывали комитет Госдумы по физкультуре, спорту и делам молодежи. На том собрании присутствовала мощная делегация из Чечни, президент РПЛ Сергей Прядкин, генсек РФС Александр Алаев, представить МИД Мария Захарова и другие чиновники.

Теперь «Ахмат» аккуратно продавливает реформы в РПЛ.

«Была жаркая дискуссия. «Ахмат» вышел с предложением изменить систему, – сказал Прядкин. – В сезоне-2021/22 будет действовать обновленная система распределения телеправ, решение принято только на следующий сезон, потому что ключевые контракты у нас заканчиваются как раз в 2022-м. Клубы одобрили инициативу об изменении и решили поддержать таким образом маленькие клубы».

До 2018 года 40% медиаконтракта РПЛ (680 млн) делилась между клубами вне зависимости от результата, остальные 60% (1020 млн) – от места в таблице.

В 2018-м систему поменяли и добавили маркетинговые критерии. Один из них – посещаемость. Если на стадион приходило хотя бы 50% болельщиков, то клуб мог претендовать на часть из 8% телеконтракта (136 миллионов рублей), 32 процента (544 млн) уходили клубам за участие, 60% – по таблице.

В новом виде 60% (1020 млн) получат поровну все клубы, 40% – в зависимости от результата.

И зачем это все нужно?

Перераспределение поможет бедным клубам из нижней части получить чуть больше – за счет роста фиксированной выплаты. А вот топ-клубы пострадают.

 Больше всех от реформ выиграет худшая команда лиги. Так «Тамбов», который в сезоне-2020/21 должен получить 50 миллионов рублей от РПЛ (42,5 – фикс, 7,5 – за результаты), в сезоне-2021/22 получил бы 68,75 млн (63,75 – фикс, 5 – результаты). Сразу +18,75 млн рублей. Эту сумму недополучит «Зенит» в новой системе.

«Ахмат» тоже выиграет от реформ, правда, не так много. 11-я команда лиги получит прибавку в 6,25 миллиона от РПЛ. Их недополучит шестая команда. В сезоне-2020/21 – ЦСКА.

А как делят теледеньги в Европе? Там тоже получают деньги просто за нахождение в лиге?

Везде по-разному.

Очевидно, что новое распределение телеправ РПЛ должно поддержать отстающие команды и сделать чемпионат чуть конкурентнее, но, кажется, для этого есть и другие способы распределения:

В чемпионате Австрии (стоимость телеправ – 30 млн евро, в РПЛ – около 20) четырехступенчатая система распределения доходов от телеправ:

• 30% – 9 миллионов евро (по 750 тысяч на клуб) – базовая выплата клубам

• еще 30% распределяются в зависимости от количества набранных очков

• 20% суммы, 6 млн – в зависимости от посещаемости

• последние 6 млн распределяются только среди клубов, которые используют не менее 12 австрийцев (6 иностранцев) в заявке на матч. Сумма зависит от общего игрового времени австрийских игроков.

В чемпионате Польши (телеправа стоят около 58 миллионов евро) система еще сложнее:

• 55% – 32 миллиона евро (по 2 млн евро на каждого) поровну между всеми 16 клубами

• 17,5% – 10,15 млн евро на основе результатов в последних 3 сезонах

• еще 17,5% – в зависимости от места в таблице в конкретном чемпионате

• 8,5% – 5 млн для тех, кто попал в квалификацию еврокубков

• 1,5% – 0,87 млн (по 108 тысяч на команду) поровну среди команд нижней восьмерки (как компенсация за отсутствие топовых соперников).

В чемпионате Испании система проще, но суммы гораздо больше (телеконтракт – 1417 млн евро):

• 50% – 708,5 миллиона евро (по 35,5 млн евро на каждого) поровну между 20 клубами

• 25% – 354 млн распределяется в зависимости от места в таблице. Худший получает 0,25% этой суммы (0,885 млн евро), лучший – 15,45% (54,7 млн)

• еще 25% – за счет важности клуба для лиги. Треть этой суммы распределяется в зависимости от количества проданных билетов на команду, две трети – от ее популярности в трансляциях.

АПЛ очень хитро продлила телеконтракт на 5 миллиардов фунтов. Объясняем простыми словами

Телеграм-канал о спортивном бизнесе

Фото: fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов; РПЛ/Константин Рыбин; Gettyimages.ru/Andreas Schaad/Bongarts