Симон Кьер ‒ страшный сон для Сапаты. «Аталанте» не помог даже фирменный прессинг
Алексей Михайлов ‒ о ключевых эпизодах встречи «Аталанта» - «Милан».
Подписывайтесь на Telegram-канал блога. Benvenuto!
Несмотря на то, что «бергамаски» досрочно обеспечили себе место в Лиге Чемпионов на следующий сезон, возможность занять рекордное для себя 2е место по итогам сезона придавала особой мотивации подопечным Джан Пьеро Гасперини, который не стал экспериментировать с составом. Единственное вынужденное изменение ‒ Йоаким Мехле на правом фланге вместо травмированного Ханса Хатебура, ну и Маттео Пессина вместо Луиса Муриэля.
В той же, атакующей зоне, единственное существенное изменение у «Милана» ‒ вместо травмированного Анте Ребича (да и Златана Ибрагимовича) в старте вышел Рафаэль Леау, которому помогал Брахим Диас.
«Аталанта» с первых минут матча высоко держала линию обороны, явно рассчитывая задавить «Милан» прессингом. В такой ситуации у гостей появлялась возможность забрасывать мяч на выдвинутого форварда, коим являлся Леау – казалось бы, не самый лучший вариант для игры на втором этаже. Однако уже на 4й минуте подобный ход привел к первому удару по воротам Пьерлуиджи Голлини от Алексиса Салемакерса.
Нередко находясь на грани офсайда, Леау оставался «главной пушкой «россонери» в атаке (которая, правда, так и не выстрелила). Несмотря на проигранную борьбу за территорию (70-30 по % владения мячом в пользу «Аталанты»), именно забросы из глубины, от Франка Кессье и [чаще всего] Джанлуиджи Доннаруммы (!), позволяли «Милану» гостить в чужой штрафной в условиях высокой обороны «бергамасков». Однако на весь матч в таком режиме Леау не хватило (и здесь ощутима потеря Ибры: все-таки цепляться за мячи и выигрывать дуэли - априори не ключевая роль для португальца), и на 79й минуте его заменил Марио Манджукич. Хотя стоит признать, что относительно своих качеств Рафаэль неплохо справился с возложенной на него ходом игры обязанностью.
Прессинг «Аталанты» работал здорово: минус от допущенных дальних передач «Милана» успешно компенсировался довольно весомым в процентном соотношении владением мячом на чужой половине поля, а также количеством и качеством передач. За счет этого банда Гасперини задавала темп игре и навязывала «Милану» свой стиль, лишь изредка заставляя Голлини вступать в игру.
Нейтрализовать активный прессинг «Аталанты» «Милану» помогало глубокое построение в обороне. Защитники позволяли хозяевам доходить до границ штрафной, оставляя свободные зоны в правом полуфланге обороны, но при этом опускались ниже и персонально опекали игроков. Результатом одного из подобных эпизодов стал подбор мяча Беннасером после грамотной опеки от Кьера (на мой взгляд, лучшего игрока в этом матче, но об этом чуть позже).
Атакующая игра обеих команд строилась преимущественно на левых флангах. В ряде случаев Тео Эрнандес выдвигался ближе к атаке, а Калабриа, Томори и Кьер образовывали «тройку» в центре обороны, что, в прочем, не являлось новшеством конкретно для этого матча. Действовавшие слева Тео у «Милана» и Робин Госенс у «Аталанты» приносили очень много пользы в атаке.
Именно с атаки по левому флангу и родился первый гол в матче. Точнее, благодаря правильным действиям атакующих игроков «Милана» и грамотным чтением игры: все началось с того, что Кессье нашел Чалханоглу недалеко от центра поля и направил туда передачу, уведя мяч от бровки поля, где выше был риск его потерять. Не менее ювелирной вышла диагональ от Хакана на Тео, который молниеносно включился в атаку на левом крае, отыгрался «в стеночку» с Салемакерсом и был остановлен Мехле и Ромеро лишь ценой фола в штрафной площади. Кессье начал эту атаку умным пасом в центральной зоне, а закончил точным ударом с 11-метровой отметки.
Гол Франка с «точки» – как награда за терпеливое выжидание свободных зон и успешные действия на фланге. В обороне «Милан» играл надежно, но до конца не было понятно, откуда взяться столь нужному (в условиях борьбы за ЛЧ) голу. При этом он давал команде не только «голевое», но и тактическое преимущество: можно было продолжать игру вторым номером, имея перевес в один мяч, тогда как при изначально атакующей манере игры «Аталанта» оказавылась в роли догоняющих.
Немаловажным элементом в тактическом рисунке «Милана» был Салемакерс. При высокой игре Госенса в атаке, который был одним из самых активных игроков «Аталанты» на фланге, бельгиец опускался справа в оборону на место Давида Калабрии, который смещался в центр, номинально превращаясь в третьего центрального защитника. И подобный оборонительный ход работал: находясь на чужой половине поля и имея преимущество по владению «Аталанта» почти не создавала моментов (2 удара по воротам при 62% владения к 36й минуте матча) за счет того, что «Миланом» была прикрыта основная атакующая зона соперника, а в центральной линии обороны стало на одного игрока больше.
При таком развитии событий (да еще и при пропущенном, в дальнейшем, голе) «Аталанте» необходимо было освежить атаку. Для этого во втором тайме вместо Пессины вышел Муриэль, образовавший с Сапатой и Малиновским мощный треугольник, больше нацеленный на обострение. В общем-то, то самое обострение и случилось: «Аталанта» стала намного ярче смотреться в атаке (куда иногда даже подключался и Ремо Фройлер), взвинтила темп и продолжала прессинговать соперника на их половине поля.
Первый по-настоящему опасный момент у ворот Доннаруммы случился на 57й минуте, когда прессинг дал свои плоды и эпизодами «Милан» банально не успевал за игроками соперника. Результатом подобного давления стал тонкий пас Малиновского на Сапату «в коридор» между Тео и Томори, а затем две попытки удара головой от того же Сапаты и Толоя. Реальная угроза воротам была устранена самими же атакующими игроками, которым не повезло в завершающей стадии.
А еще «Аталанте» (и лично Сапате) не повезло с тем, что Симон Кьер конкретно в этом матче отыграл как один из лучших защитников Европы. И то, что ДжиДжи отстоял «на ноль» - во многом заслуга датчанина. В доказательство тому - 5 аргументов:
1. Все началось еще в первом тайме, когда грамотное чтение игры и отсутствие паники позволили Симону существенно замедлить темп атаки Сапаты, загнав колумбийца на фланг (тот самый эпизод, позволивший Беннасеру завладеть мячом).
2. В результате очередного удачного прессинга на чужой половине «Аталанта» завладела мячом, выиграв верх после вбрасывания из-за боковой, и после серии коротких касаний мяча между игроками обеих команд двинулась вперед. Рванувший Сапата принял мяч на левом полуфланге, ворвался в штрафную, но лишним замахом подарил драгоценные секунды Кьеру, чтобы тот выбрал нужную позицию и в очередной раз «съел» колумбийского форварда.
3. 67 минута – Кьер своевременно шагнул вперед и оставил Муриэля в офсайде.
4. 73 минута – Фройлер увидел открывание Сапаты, но Кьер все контролировал и идеально нейтрализовал Сапату в районе штрафной, не позволив тому продолжить атаку.
5. 75 минута – Кьер переигрывал Сапату не только внизу, но и на втором этаже. И даже в центре поля.
Кьер максимально спокоен, хладнокровен. Как скала. (На этом, пожалуй, и закончим мини-оду «датскому принцу» этого матча).
Дальнейшие перестановки от Пиоли и без того «закрыли» центр поля. Вышедшие вместо Беннасера и Диаса Мейте и Крунич были призваны добавить надежности в этой зоне, при этом в линию защиты по-прежнему были выстроены 5 футболистов, включая Салемакерса. Как промежуточный итог часа игры - 7:3 по ударам в пользу «Аталанты», но 0:1 по ударам в створ (тот самый гол с пенальти). Предпринимать попытки исправить статистику пришлось лидеру «бергамасков» в этом сезоне - Руслану Малиновскому. Организованная оборона «Милана» позволила украинцу нанести первый опасный удар лишь на исходе 65й минуты, когда Фройлер воспользовался открытым пространством в центре и выкатил мяч под удар Руслану.
Возвращаясь к действиям Мейте, он не только помогал партнерам контролировать среднюю линию, но и сам создавал моменты для атаки (вновь следуя, вероятно, одной из предматчевых установок от Пиоли - выжидать свободные зоны): на 68й минуте француз подобрал мяч на своей половине поля, совершил мощный спринт и отдал обостряющую передачу на Леау, закончившуюся ударом в штангу.
Выход Далота вместо Салемакерса окончательно обозначил, что «Милан» ярко выраженно будет играть в 5 защитников при обороне. Тому объяснение - турнирные расклады: «Милану» важно было вести в счете, потому что потенциальная ничья могла выкинуть их из зоны ЛЧ при определенных раскладах параллельных матчей (которые, по традиции последних туров, шли в одно время).
Как бы банально это не звучало, но в такие моменты каждая секунда - на вес золота (в нашем случае, на вес серебра). На 88 минуте Кессье окончательно перевел игру на половину поля «Аталанты», сделав рывок по бровке к угловому флажку и удерживая там мяч в ногах под натиском соперника. Заработанный в результате этого аут позволил «россонери» позиционно создать благоприятные условия для создания атак на чужой половине поля и быстрого возврата мяча при возможных потерях накоротке.
Фол Паломино на Манджукиче, по сути, похоронил надежды «Аталанты» на ничью. За быстрым розыгрышем с прострелом на Далота, находящегося на правом фланге, последовал навес в штрафную на Чалханоглу, и после его удара мяч попал в руку Госенсу. Как и в конце первого тайма, Франк Кессье был вознагражден голом с пенальти (11ым в сезоне) за начало атак, предварявших оба забитых гола.
Risultati:
1. Прессинг «Аталанты» (несмотря на завершение) – топ. 2. Оборона «Милана» из линии в 5 игроков – топ. 3. Кьер – страшный сон для Сапаты. 4. При колоссальном преимуществе «Аталанты» по владению и ударам «Милан» сумел выждать ошибки соперника и идеально ими воспользовался (предвестники двух голов тому подтверждение).
И тоже понравилось, как Кессье вчера время на фланге убивал, удерживая на своей спине по три человека. Мощь!)