10 мин.

Как спасти социальные сети от агрессии фанатов, а публичных людей от угроз физической расправы?

В английском футбольном мире закипели страсти. Акционеры, объявив о создании закрытой футбольной лиги, переполнили и без того залитую до краев чашу претензий ценителей английского футбола. С яркими акциями протеста возле стадионов любимых клубов уже отметились фанаты Ливерпуля, Эвертона, Лидса, Тоттенхема, Челси и Арсенала. Но в Манчестере протестное движение пошло еще дальше. Ворвавшись на стадион перед началом игры, футбольные фанаты сорвали центральный матч тура Манчестер Юнайтед - Ливерпуль.  

Недовольные болельщики выплеснули свою злость на страницах клубов и завалили профили футболистов и футбольных арбитров личными сообщениями с угрозами. По информации от пострадавших, речь идет не только о привычных оскорблениях на расистской почве. Им, их близким и родным людям начали угрожать лишить жизни и здоровья. После того как ситуация начала приобретать массовый характер, на своих страницах спортсмены начали публиковать осуждающие посты, объявив бойкот социальным сетям.

«… Я ухожу из социальных сетей до тех пор, пока уполномоченные люди не будут регулировать платформы с той же энергией и жесткостью, с которой они действуют сейчас при нарушении авторских прав… Огромный объем расизма, издевательств и психологических страданий, причиняемых отдельным людям, слишком токсичен, чтобы его игнорировать. Должна быть ответственность за это… Слишком легко создать аккаунт, использовать его для издевательств и оскорблений без последствий и при этом сохранить анонимность. Пока это не изменится, я уйду из социальных сетей на всех платформах.... Надеюсь, изменения произойдут скоро» (из заявления Тьерри Анри перед удалением своих аккаунтов).

Поддерживая своих, Английская премьер-лига и Футбольная ассоциация Англии принимает решение присоединиться к бойкоту и потребовать от правительства и владельцев популярных платформ найти и наказать виновных.  Поддержали решение и некоторые футбольные клубы и журналисты известных спортивных медиа, среди которых Sky, The Telegraph, Times, Guardian, Daily Mirror и The Sun, опубликовав свои заявления на страницах в социальных сетях.

«Имели место злоупотребления как на поле, так и в социальных сетях. Это неприемлемо и должно быть остановлено с помощью государственных и законодательных органов, а также гигантов социальных сетей… Позволять безнаказанно расти культуре ненависти опасно, очень опасно не только для футбола, но и для общества в целом… Именно поэтому мы поддерживаем эту инициативу. Пришло время для футбола занять свою позицию. Я был впечатлен солидарностью, проявленной игроками, клубами и заинтересованными сторонами» (из заявления Александера Чеферина прессе в поддержку бойкота).

Интернет это уже не просто площадка, где каждый может высказаться. Он давно стал мощным инструментом манипулирования и навязывания обществу правильных идей и моделей. В нем формируется мода и тренды, раскручиваются бренды и зарабатываются целые состояния. И к сожалению популярные платформы являются источником ложных идеалов и государственной пропаганды.  В нем различные заинтересованные лица организовывают революции и митинги, режиссируют государственные перевороты и развязывают конфликты и войны.  

Сомнительно, что тотальное государственное регулирования содержания социальных сетей особо интересует чиновников. Все это довольно бесполезная вещь в эпоху современных технологий. Следовательно, не стоит ожидать от них мощных реформ, на котором настаивают футболисты и остальные публичные люди. Локальные футбольные споры не интересны ни правительству, ни правоохранителям до тех пор, пока они не затронут их сферу влияния или не станут угрожать их близкому окружению.  

 «Многое было сказано о том, что протесты связаны с Суперлигой, но я знаю болельщиков Юнайтед, дело не только в ней. Этой вражде уже многие годы, и фанаты хотят сделать заявление. Конечно, не хочется, чтобы протест перерастал в насилие. Хочется, чтобы владельцы были в курсе позиции фанатов и поняли причину их ярости…  Применять насилие неправильно, но протесты — это то, чего хотели фанаты. Они хотят, чтобы их голос был услышан. Болельщики Юнайтед уже долгое время призывают к переменам… В футболе на многие вещи нужно обращать внимание, и это одна из них» (из интервью Эшли Янга – экс игрока Манчестер Юнайтед)

 «Мы не выиграли ни одного титула АПЛ за 8 лет. Семья Глейзеров изо всех сил старается удовлетворить финансовые требования клуба, но сейчас самое время, чтобы выставить клуб на продажу. Это было бы благородно с их стороны» (эксперт Sky Sports и экс-игрок Манчестер Юнайтед Гарри Невилл о своем бывшем клубе и о протестах фанатов).

«...Я люблю Арсенал и буду болеть за команду до самой смерти, но сейчас я не узнаю мой клуб. И то, что случилось сейчас – попытка войти в закрытую лигу – просто ужас… Сейчас Арсеналом управляют так, будто это компания, а не футбольный клуб. Возможно, это идет от непонимания основных футбольных ценностей, а деньги были слишком великим соблазном. Но что бы ни произошло, это просто неправильно. Я понимаю, почему фанаты бунтуют… Раньше люди говорили, что, если бы им пришлось выбрать вторую любимую команду, это был бы Арсенал – из-за истории, культуры, семейности. Сейчас я этого в клубе не вижу, и это больно. Нам нужно вернуть нашу идентичность...» (из интервью экс игрока Арсенала Тьерри Анри для The Telegraph).

По сути единственным способом коммуникации с чиновниками, акционерами и футболистами для обычного человека являются страницы футбольного клуба или спортивной организации в социальных сетях. Для последних профиль на популярных платформах — это не личная прихоть, а способ раскрутки бренда и дополнительный источник дохода. Многие спортсмены, оставляя профиль открытым, явно не рассчитывают получать угрозы и оскорбления. Даже в том случае, если уровень их игры вполне заслуживает конструктивной критики.

Часто и сами публичные люди позволяют себе не совсем оправданные и правильные поступки и высказывания, поощряя атмосферу вседозволенности и беспорядка. И в тот момент, когда обычный болельщик, после очередного провального матча видит такое поведение кумира, он вполне в праве высказать претензии.

Фанаты не просто так возмущены очередным подорожанием билетов и абонементов. Их волнует идея платных трансляций центральных матчей в тяжелые времена карантина. Они справедливо осуждают очередную результативную ошибку судьи или невыразительную игру футболиста, получающего космические деньги. У всех их не так много рычагов влияния на свой клуб. Поэтому правило 50+1, о котором они уже ни один месяц просят правительство, кажется вполне справедливым.

Да, пускай для достижения своих целей они не всегда выбирают адекватные действия. И в некоторых случаях оправдать такие действия довольно сложно. Но может быть стоит попытаться понять мотивы и что-нибудь изменить? Возможно это поможет снять напряженность.

Если пучок проблем, послуживший причиной протестных движений не будет развязан и решен, даже самые суровые решения администраторов социальных сетей не повлияют на настроение обычных фанатов. Как бы это не казалось очевидным, но блокировка аккаунтов злостных нарушителей в социальных сетях и миллионные штрафы для руководства популярных платформ не изменят манеру управления клубами семейства Глейзеров или Кронке. Жадные американские акционеры продолжат выводить деньги. А легендарные времена гениальных решений и великих побед могут не наступить никогда.

Системные проблемы в управлении, отсутствие четкой стратегии развития, размытые требования к персоналу, низкую мотивацию и уровень игры отдельных игроков не замаскируешь массовыми арестами фанатов за гневный пост и несанкционированные протесты. А в отдельных случаях корень конфликта стоит искать в футбольной культуре и англо-американских экономических отношениях. Может быть все-таки стоит вначале понять проблему и попытаться решить ее перед тем, как бороться голыми руками против мельниц?

В чем тогда смысл блокировки, если после каждой грубой ошибки футбольного арбитра Майка Дина угрозы ему и его семье будут продолжать проступать? Тотальный бан вряд повлияют на качество судейства английских футбольных матчей в целом. Понятно, что для того, чтобы решить проблемы современного футбола, недостаточно одного дня. Спорные решения арбитров, требуют системной и методической работы не только с арбитрами, но и со сводом правил.

Проблему снижения дохода клуба не всегда можно компенсировать увеличением цены билета. Невозможно адекватно оправдать очередной спад игры команды в то время, когда руководство и акционеры клубов покупают себе дорогие машины, строят дома, выводя деньги из клуба. Фанаты готовы понять проблемы клуба и осознают, что не могут влиять абсолютно на все решения. Но когда их мнения даже не слушают, сложно удержаться от гнева и протестного настроения.

Социальные сети придуманы и работают не первый год. Заводя профиль, каждый пользователь должен быть готовым к повышенному интересу к его личной жизни. Те, кто не готов к таким правилам игры, могут отключить возможность принимать личные сообщения или даже скрыть весть профиль, не публиковать в нем личную информацию и активно использовать инструменты «черных списков» и «блокировки» назойливых и агрессивных пользователей. Но простота регистрации никак не мешает заблокированным пользователям продолжить атаки. И с этим трудно спорить. Возможно именно по этой причине многим публичным людям проще игнорировать социальные сети, чем не обращать внимание на злость и агрессию в сообщениях.

Мы стали забывать тот факт, что являемся примером для наших детей. И это касается не только футбольных тем. Мы сами вполне способны формировать правильную ленту новостей социальных сетей. Для этого не нужно строгого надзорного органа. Не секрет, что характер, привычки и модель поведения каждого человека прививается и корректируется с детства. Почему бы каждому из нас начать с себя пока еще не поздно спасти будущее? 

Все мы давно уже начали привыкать к платным подпискам с четкими условиями пользования. Многие европейские клубы вводят систему персональных именных абонементов для идентификации каждого болельщика. Все это вместе с четкими правилами поведения на стадионе уже дает результат. Почему нельзя ввести такую систему в социальных сетях? Вполне реально привязать регистрацию аккаунта к паспортным данным, как это происходит во время покупки сим-карты для мобильного телефона. Допускаю, такой подход не сразу исправит привычки отдельных людей. Но хочется верить, что большинство станет меньше говорить гадости за спиной. Ведь с этого момента каждый пользователь будет иметь возможность узнать, кто скрывается за каждым из таких анонимных профилей.

 

В статье использованы фотоматериалы сайтов: premierleague.com; REUTERS; eastnews.ru; gettyimages.ru; globallookpress.com; imago-images.com

От автора: Ваш отклик в комментарии очень важен для автора блога. Любое конструктивное мнение не будет забанено. Поделитесь мнением по теме, оцените качество материала плюсом или минусом. Это важно для развития блога и автора. Подпишитесь если хотите видеть материалы блога в ленте своих новостей.