1 мин.

Артета проиграл Эмери. Матч олицетворяет проблемы «Арсенала» – интересные, но неэффективные эксперименты

Разбор Вадима Лукомского.

«Вильярреал» обыграл «Арсенал» со счетом 2:1 в первом полуфинале Лиги Европы. Матч продавался как битва Унаи Эмери с бывшим клубом. На предматчевой пресс-конференции Эмери и Артета рассказывали про общего знакомого, который предлагал Микелю купить дом Унаи в Лондоне (в итоге, не срослось, но они хорошо пообщались). 

Медиа вовсю вспоминали байки про время Эмери в «Арсенале» – например, про его английский, который требовал перевода на нормальный английский (кстати, почти все сходятся, что главная проблема не в самом уровне языка, а в фанатичном желании всегда-всегда его использовать).

Сама встреча получилась богатой на тактические ходы с обеих сторон, но достаточно закрытой. В составе «Вильярреала» не было особых сюрпризов, а вот Артета удивил игрой вообще без чистых нападающих. В атакующей четверке вышло два вингера (Николя Пепе и Букайо Сака) и Эмил Смит Роу с Мартином Эдегором в центральной зоне:

Артета также продолжил эксперимент с Гранитом Джакой в роли левого защитника. При владении он становился дополнительным центральным, но оборонительную работу проделывал именно на фланге.

Ключевой ход Артеты – оригинальная схема прессинга с акцентом на центр

При прессинге «Арсенала» возникала такая ситуация: 

В центре «Арсенал» максимально плотно закрывал все варианты. Свободными игроками оказывались фланговые защитники «Вильярреала» Педраса и Фойт. Их накрывали не сразу. За эту работу отвечали Себальос и Чемберс. Они выдвигались, только если понимали, что мяч идет на их фланг – в противном случае страховали партнеров (Себальос – Джаку, а Чемберс – центральных защитников).

Чтобы организовать такое давление, потребовались очень смелые позиции вингеров – именно Сака и Пепе сужались и давили на центральных защитников «Вильярреала», а Смит Роу с Эдегором стартовали против опорников:

Скриншоты сделаны в InStatScout

Такое распределение ролей сохранялось, даже когда футболисты «Вильярреала» занимали не совсем привычные позиции:

Вероятный мотив такого давления – желание выключить важнейших для розыгрыша игроков. Команда стремится всегда разыгрывать коротко, а организуют это в первую очередь защитники с прекрасным пасом (Рауль Альбиоль и Пау Торрес) и главный плеймейкер команды Дани Парехо. 

Капу тоже отводилось особое внимание в системе прессинга Артеты, но он не так опасен, поэтому Смит Роу играл с ним не так уж плотно – порой закрывал линию паса на Капу и выдвигался на вратаря Рульи. 

В теории задумка Артеты – классная. В большинстве эпизодов давление работало и даже приносило высокие отборы. Проблема в том, что редкие провалы были слишком яркими и дорого стоили. 

За первые полчаса «Вильярреал» провел всего 2 атаки с ударами, но обе были следствием преодоления прессинга через уязвимые зоны (фланги, которые Артета умышленно оставил более свободными – там футболистов не накрывали сразу, а выдвигались на них позже). Первый провал прессинга – быстрый гол «Вильярреала». Второй – угловой, который привел ко второму мячу. 

Оба раза свободой отлично воспользовался Фойт за счет умения продвигать мяч через ведение – пожалуй, Артета недооценил это качество:

Можно ли назвать план Микеля интересным и нестандартным? Определенно. Был ли он эффективным? Отчасти, но это разбилось о цену ошибок. Сезон «Арсенала» в миниатюре. 

Главный прием Эмери – давление на Джаку через дриблера Чуквуэзе

Постоянный элемент игры «Вильярреала» при Эмери – вариативность на флангах. Команда всегда использует более-менее одну схему 4-4-2 (с возможностью перехода на 4-3-3 при смещениях Жерара Морено на фланг). При этом «Вильярреал» – тактически гибкая команда. 

Унаи здорово адаптируется к соперникам и вскрывает их слабые места через выбор исполнителей на флангах. Может выпустить чистых вингеров под игру 1-в-1 (если у соперника слабые крайние защитники), может сделать упор на смещения фланговых игроков в опорную (если заметит уязвимости там). В составе есть разноплановые исполнители под эти задачи. 

Вчера Унаи использовал Тригероса на левом фланге (уходил в центр и освобождал край Педрасе), а Чуквуэзе – справа (под 1-в-1 в широкой позиции). Акцент был на доставке мяча Чуквуэзе:

Это было явной попыткой проверить Гранита Джаку в роли левого защитника. Получилась интересная дуэль. Вообще швейцарец слабо играет в обороне после перевода на новую позицию – допускает слишком много позиционных ошибок. Но Эмери проверял его в другом отношении – выставил против него своего лучшего дриблера. 

Результат получился неоднозначным: с одной стороны, Чуквуэзе по своим стандартам провалился в игре 1-в-1 (2 успешные обводки при 9 попытках) – в этом огромная заслуга Джаки, который чаще всего оказывался против него. С другой, в ключевые моменты нигериец был хорош – особенно в первом голе, где выкрутился из ситуации 2-в-1, а Джака как раз сыграл ужасно:

В целом, ход Эмери скорее сработал, так как Чуквуэзе поучаствовал в достаточном количестве острых атак, но при этом Джака справился с большей частью явного давления. Но цена отдельных эпизодов оказалась выше общей картины.  

Еще одна проблема «Арсенала» – плохая позиционная структура

Как и его учитель Пеп Гвардиола, Артета строит в «Арсенале» позиционный футбол. Это означает постепенное контролируемое продвижение к чужим воротам через структуру, в которой футболисты держат четкие позиции и не стягиваются к мячу. 

Есть разные вариации и схемы под эту концепцию, но базовый принцип такой: в центральной зоне на одной вертикальной линии не должно располагаться более двух футболистов, на одной горизонтальной – не более трех; все дополняется двумя футболистами на флангах, которые создают ширину и пространство для этих центральных игроков. Внутри системы игроки могут меняться ролями и адаптироваться под положение мяча. 

Это трудная система – тут я писал подробнее, как сам Гвардиола внедряет ее в своих командах. При правильной интерпретации такой футбол обеспечивает огромное количество вариантов для продвижения мяча, непредсказуемость в атаке и практически идеальное для контрпрессинга расположение игроков при потере. 

У «Арсенала» в этом матче и вообще по сезону видно желание следовать принципам, которое разбивается о сырое исполнение. 

Так выглядела позиционная структура на этот матч:

Три футболиста в первой линии (Джака становился левым центральным защитником). Два в опорной зоне, двое держат ширину на флангах (Чемберс вне кадра) и тройка – в атаке/чужой опорной зоне. На этом этапе все весьма неплохо. 

Проблемы начинались по мере продвижения к чужим воротам. На чужой трети поля все сбивалось, а расположение становилось хаотичным (не хаотичным с целью запутать соперника, а вредительски хаотичным). Например, тут 5 игроков на одной горизонтальной линии, а левый фланг заполняют два игрока:

В этом отношении эксперимент с игрой без форвардов, который требует еще более глубокого знания систем, не помогал. Не было взаимопонимания и своевременного заполнения зон в рамках позиционной игры. 

Эмери критикуют за выход Коклена (вместо нападающего Алькасера) при 2:0 – совсем несправедливо

В перерыве Эмери выпустил Франсиса Коклена. Формально выглядит так: счет 2:0, впереди еще три тайма, а Унаи перестраховывается и выпускает опорника вместо нападающего, за что получает справедливое наказание (выездной гол соперника). 

Здесь много неточностей. Во-первых, Коклен не был опорником в конкретном матче. Он занял необычную позицию – под нападающим. Схема несильно изменилась – иногда 4-2-3-1, а иногда те же 4-4-2 с Кокленом рядом с форвардом. Жерар Морено стал действовать ближе к чужим воротам:

Безусловно, Коклен бегал больше, чем Алькасер, и перекрывал направления развития атаки через центр – у перестроений был оборонительный акцент, но Эмери не рушил работавшую в первом тайме структуру. Лишь ее преобразовал: например, Коклен страховал высокую позицию Чуквуэзе, а Морено получил возможность играть выше и свободнее.

Во-вторых, «Вильярреал» не стал прижиматься сильнее, чем в первом тайме. Сама замена не стала источником шансов соперника (самые серьезные моменты у «Арсенала» появились при игре 10 на 10). 

В-третьих, у Коклена были действительно полезные включения в роли десятки. Например, когда «Арсенал» прессинговал в меньшинстве (после удаления Себальоса), он отлично открывался между линиями и обострял. В конкретном эпизоде сыграл как топовая десятка – и в плане движения, и в плане маскировки паса на Морено, и в плане исполнения: 

Не весь его перфоманс был таким тонким, но он проделал достойную работу. В данном случае: критика по шаблону «выпустил опорника – пропустил – трус» не работает. Коклен не играл опорника, сыграл хорошо, «Вильярреал» мог забивать при его участии, а пропущенный гол никак не связан с этой перестановкой. Наоборот, Эмери заслуживает комплиментов за качественный нестандартный ход.

***

С точки зрения развития событий матч получился странным. Сначала «Вильярреал» получил фору в два мяча в первых же двух атаках с ударами, хотя в первом тайме ни одна команда не доминировала (прессинг «Арсенала» сдерживал типичные розыгрыши «Вильярреала», при этом собственных шансов команда Артеты тоже почти не создавала).

Вторая половина получилась хаотичной из-за удалений. Первое случилось у «Арсенала» – и сразу после «Вильярреал» обязан был забивать третий, но вместо этого получил 2:1. При игре 10 на 10 лучше уже выглядел «Арсенал» – и даже имел шикарный момент, чтобы сравнять в компенсированное.

Оценить закономерность исхода при таком количестве поворотов почти невозможно. На разных этапах встречи фартило обеим командам. 2:1 – неплохой результат для всех. Ответный матч будет интересным.

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram

Фото: East News/AP Photo/Alberto Saiz; REUTERS/Pablo Morano