8 мин.

Феде Вальверде: «Ты подаешь угловой, а рядом с тобой какое-то животное»

Уругвайский полузащитник мадридского «Реала» в интервью The Guardian вспоминает своё детство и то, что помогало и помогает ему становиться лучше на поле и вне его.

Оказывается, две недели назад на «Ди Стефано» он не впервые играл против «Ливерпуля» и не в первый раз их переиграл. Это было пять лет назад, 30 марта 2016 года, уругвайская Клаусура, «Пеньяроль» - «Ливерпуль» на стадионе «Кампеон-дель-Сигло».

«Но есть разница. Они произносятся по-разному: в Уругвае это «ЛиверпУль», - говорит он, подчеркивая последний слог, прежде чем раскрыть счет: «Один ноль, гол Карлоса Вальдеса».

Вальверде было 17 лет. За четыре месяца, проведя 13 игр за «Пеньяроль», он подписал контракт с «Мадридом» и отправился в другой мир. Почти за 10 тысяч километров от дома Феде смотрел по телевизору в Испании, как «Ливерпуль», название которого навеяно прибывшими в Монтевидео кораблями, выиграл Клаусуру-2020 – первый титул в своей 106-летней истории.

«Они сыграли очень хорошо, заслужили. Это хороший клуб, который поставил на ноги молодежь. Газон у них очень хороший, трава хорошая».

Это было не всегда так, но Вальверде не стал бы ничего менять. В конце концов, эта атмосфера сделала его таким: трехлетний парень начала играть в футбол в городе, где на каждом углу есть футбольное поле.

«В Уругвае не каждое поле покрыто травой, даже в Примере, так что представьте себе «детский» футбол. Это земляные поля, гравий. Ты идешь подавать угловой, а рядом с тобой какое-то животное. Так ты растешь, борешься и становишься сильнее. Здорово вернуться после игры с грязью на лице, с твердыми от грязи волосами и в забитых камнями ботинках. Самое прекрасное, что может случиться с ребенком, – это каждые выходные садиться в автобус со своей экипировкой и наслаждаться этим моментом с друзьями и семьей».

«Футбол очень важен для Уругвая. Люди готовы умереть за свои команды – они без ума от своей команды. А первое, что дают ребенку – это мяч. У нас такое маленькое население (3,5 миллиона), поэтому такое количество играющих за рубежом футболистов заставляет нас гордиться».

Вот почему Вальверде даже стал немного болельщиком «Ливерпуля» в 2013 году. Английского «Ливерпуля».

«Большинство уругвайцев поддерживают команды с уругвайскими игроками, и когда Луис Суарес был там, я болел за него. То же самое и с Эдинсоном Кавани в «Манчестер Юнайтед». В том году вся страна болела за Ливерпуль».

Значит в этом году уругвайцы поддержат «Мадрид»? Вальверде улыбается. «Полагаю, да».

Феде говорит, что все дело в культуре. После Класико в одной газете его описали как «неудержимый вихрь», сверхамбициозный, энергичный и дерзкий.

«Вот такими они нас воспитывают», - говорит он.

«Все приходят, чтобы переиграть тебя – все хотят приз. И здесь ты говоришь: «Нет, этого хочу я».

Потом Феде говорит о проведенном времени с Суаресом и Хосе Марией Хименесом из «Атлетико» – сейчас его друзьями за пределами поля, но по-прежнему врагами на нём. На вопрос, говорят ли они о футболе, Вальверде отвечает:

«Сначала мы подкалываем друг друга. Иногда мы оставляем футбол в стороне, потому что приятно просто наслаждаться моментами с семьей и детьми. Но даже если мы играем с детьми и смеемся, на фоне всегда играет футбол. Всегда есть комментарии, которые выводят из себя каждого».

Легко представить их в саду, расставляющими локти и совершающими жесткий отбор мяча.

«Да, да, да», - говорит Вальверде с ухмылкой.

«Если ты не выиграешь, то расстроишься. Мой годовалый сын Бенисио слишком мал, а мяч слишком велик. Но когда я играю со своей женой, я не сдерживаюсь: я влетаю в нее. Либо она проходит стороной, либо мяч, но не то и другое вместе!»

Невеста Вальверде, Мина Бонино – аргентинка и большая поклонница «Ривер Плейт». Футбольные дебаты дома постоянны, никто не пойдет на попятную. Этот разговор начинается с того, что Вальверде отказывается произнести вслух имя главного соперника «Пеньяроля» – «Насьоналя»:

«Я не могу, не могу, они меня убьют!», - он протестует и продолжает настаивать.

«Мой сын будет фанатом «Пеньяроля», и я всегда буду защищать Уругвай дома», - Феде всегда испытывает нежные чувства к футболу и месту, которое его сформировало.

«Я начал в три года, играя за «Эстудиантес де ла Унион», в моем районе, скромном рабочем месте», - говорит Вальверде.

Его отец, охранник, тоже играл, хотя Феде нравится напоминать ему, что он был не особо хорош. У его матери был ларек с игрушками и одеждой, куда однажды пришел скаут «Пеньяроля» и спросил:

«Вы мама того худого парня, который все время носится?»

Феде говорит:

«Родители боролись за меня: весь этот пот, работа и слезы, и то, что они сейчас здесь, видеть их в здравии с моим сыном дает мне силу, которую я не могу описать».

«В моей жизни произошел момент перемен, о котором я тоже сожалею, потому что я хотел бы остаться в школе. Мне пришлось решить: продолжать учиться или играть в футбол – я много пропускал в школе. Чтобы играть, мне пришлось уйти. Мне было 14-15 лет, я играл за юношескую сборную. Было много переездов, я пропускал занятия, отставал – было тяжело. Мои родители не хотели, чтобы я бросал школу, но я не мог делать два дела сразу. Я решил: «Футбол – моя мечта. В чем я хорош – это футбол, я собираюсь посвятить себя футболу». К счастью, все получилось».

Его родители были не единственными проводниками. Вскоре таким помощником стал его герой детства.

«Мне очень повезло – в моих руках оказалась волшебная палочка. В то время, когда я дебютировал за «Пеньяроль», с моим любимым клубом подписал контракт Диего Форлан. Это было…», - Вальверде надувает щеки. «Я не знал, что думать, что говорить. Но он был великолепен, и не только в футболе: он помог мне, как не потерять голову. Когда появились большие клубы, он сказал: «Сохраняй спокойствие, ты молод, наслаждайся каждым днем. Если они пришли за тобой, так потому, что в тебе что-то есть. Пусть это мотивирует тебя».

«Я не знаю, если слово страх уместно. Когда ты преследуешь свою мечту, ничто не может помешать тебе. Но будут препятствия. Может быть, для некоторых уйти из дома в 18 лет не проблема, но мне было нелегко. В «Мадриде» дают тебе все, тебе помогают тысячи людей, но любовь твоих родителей – это другое. Но когда у тебя есть цель, нет никаких препятствий».

«Мадрид» был не единственным клубом, которого поразили качества Вальверде. Феде описывает свой стиль, как «беги до тех пор, пока не сломаются ноги». Как будто у него четыре легких, и он слышал, что в нем есть что-то от Стивена Джеррарда, хотя уругваец уклоняется от сравнения.

«Джеррард – кумир, звезда. Он выиграл великолепные трофеи, невероятный игрок с этими диагональными передачами, ударами и проходами с мячом. Прекрасно. Я мог бы наблюдать за ним 24 часа – одно удовольствие. Но он сделал то, что сделал. Я должен бороться за свое имя».

Говоря о звездах, трое играющих бок о бок с Феде футболистов тоже не так уж плохи. А когда наш разговор доходит до тренера, Вальверде смеется:

«Да. Я не могу жаловаться».

Я бы с удовольствием сыграл на переполненном «Энфилде»: все это давление, их болельщики…это магия футбола.

Что касается Зинедина Зидана, он говорит, что речь идет «не только об игроке, но и о человеке». Феде потом начинает описывать Каземиро, Луку Модрича и Тони Крооса:

«Они выиграли все в Испании и на международном уровне – кубки Лиги Чемпионов из ушей лезут. Сложив этих атлетов вместе, получился бы идеальный игрок. Казе всегда начеку: он силен, быстр и видит, когда открываются пространства, видит, где будут прессинговать. Лука динамичный, пас между линиями. А Тони очень терпелив и способен играть спокойно, как если бы он был у себя на заднем дворе».

«Что может быть для меня лучше, чем делить с ними раздевалку? Тебе нужно только наблюдать за ними, чтобы учиться, и, если они дают советы, ты их слушаешь. Казе особенно помог мне с адаптацией, постоянно находясь со мной. Когда есть здоровая конкуренция, ваша команда становится лучше, и мне нравится эта конкуренции: очень сложно бороться за место с такими игроками. Я люблю вызовы – бороться ради игры. А когда ты играешь с ними, тебе это нравится еще больше».

Против «Ливерпуля» эти игроки преподнесли еще один урок. Это трио, казалось бы, не подвластно времени, но Зидан предположил, что физическая форма «Мадрида» на пределе. По словам вернувшегося после травмы Вальверде, он может внести вклад в последние недели сезона (интервью вышло 14 апреля, до того, как стало известно о положительном тесте на COVID-19 у Вальверде – прим.ред.). Несмотря на несильный удар, он собирается выйти в старте в среду вечером. Феде не ждет, что «Ливерпуль» будет играть широко в атаке, рискуя допустить промахи на контратаках.

«Когда команда проигрывает, люди обычно говорят, что они играли плохо, но это поединок двух команд, и часто дело в достоинствах другой стороны. «Ливерпуль» ошибался, как при втором голе, но «Мадрид» сыграл хорошо: хорошо защищался, хорошо прессинговал, хорошо атаковал. Более того, то, что мы сделали, принесло положительный результат. И тот факт, что они проиграли 1-3 и провели неудачный первый тайм, не означает, что для нас все будет хорошо на выезде. Они должны победить, но мы не будем стоять с распростертыми объятиями, смотря, что сделает «Ливерпуль». У нас есть собственное оружие, и у нас нет цели сыграть вничью или проиграть с разницей в один гол».

«Я бы с удовольствием сыграл на переполненном «Энфилде»: все это давление, их болельщики… Пффф, это магия футбола. Сейчас все не так без дополнительной энергии со стороны фанатов, но ты приспосабливаешься. Я играл на площадках без травы и без трибун. Эти стадионы не самые лучшие, но ты все равно ходишь туда, чтобы насладиться игрой и побеждать».