11 друзей Аньелли убивают мечты. В Суперлиге невозможны наши любимые сюжеты
С того момента, как первые слухи о Суперлиге застали меня на «Уэмбли» на воскресном полуфинале Кубка Англии (тот, что без участия суперклубов), я потребляю невероятное количество мнений. Пока мои коллеги разбирают рациональные и финансовые причины появления атомной бомбы в европейском футболе, мне интересно думать про альтернативные вселенные: в 1998-м, в год первого появления идеи, в состав суперпартизан попал бы, например «Лацио», а «Байер» отказывался бы от предложения Лоренсо Санса, а в 2025-м место «Тоттенхэма» от АПЛ вполне мог бы занять «Лестер».
Еще увлекательнее смотреть за реакциями: от ярости болельщиков до недоумения и отчаяния футболистов и тренеров клубов. В мире, где большинство решений принимается в Zoom и закрытых чатах WhatsApp в десятках раундов переговоров, столь резкий и, судя по всему, не до конца обдуманный ультиматум, выброшенный на публику в середине ночи, превращает нас в одну большую фокус-группу, которая принялась рьяно высказываться на предложенную тему.
И кажется, никогда еще мнения не были настолько единогласными.
***
Вадим Лукомский говорит, что идея Суперлиги с постоянным членством неизбежна: большие клубы всегда хотят финансовых гарантий и ощущения элитности.
Пока я жду от Вадима тактического разбора «Сколько нулевых ничьих между топ-клубами мы ежегодно будем видеть в Суперлиге», предлагаю вам почитать прекрасный текст про «Вест Хэм». Денис заставил меня в очередной раз увидеть на тыльной стороне век вьетнамские флешбэки от голов Лингарда (я читала его после поражения «Лестера» на Лондонском стадионе) и нервно напрячься (разные подсчеты таблиц при выкидывании из АПЛ «шестерки» ставят на первое место то «Лестер», то «Вест Хэм»). Но в действительности я могу только цитировать Клоппа (подробнее о нем – чуть ниже): «Мне нравится, что «Вест Хэм» в следующем году может сыграть в Лиге чемпионов. Если честно, я не хочу этого (потому что мы сами хотим играть в ЛЧ), но мне нравится, что у них есть шанс».
С детства за «Вест Хэм», поэтому не будите меня. Этот сезон – просто прекрасный сон
Прохождение с клубом чистилища чемпионшипа, чтобы в итоге добраться даже не до самой ЛЧ, а только надежды на нее – это прекрасный путь, история преодоления, который и делает спорт спортом. Переводя на финансовый язык, которым любят оперировать в контексте суперидеи: идея гарантированного дохода прекрасна, но удовольствие от него несравнимо с чувствами от внезапно выигранной лотереи или заслуженного вознаграждения в результате упорного труда.
Суперлига же отсекает связь между усилиями и наградой. Дед Перес не пьет свои таблетки и невнятно говорит о пяти клубах, которые будут получать доступ к элите, но пока из всей логики следует лишь wild card на основании финансовых, а не спортивных наград: иначе у меня нет объяснения, как со своим трофейным кабинетом в Суперлигу пролез «Тоттенхэм».
Если вы не можете проиграть, а просто каждый год собираетесь посмотреть, кто выступит чуть круче, то это не спорт, а конкурс Евровидение.
В прошлом году я разговаривала с фанатами «Ливерпуля» за пару туров – а в итоге несколько месяцев – до чемпионства и видела, как у 70-летних мужчин наворачиваются слезы, когда они говорят о 30 годах ожидания чемпионства.
Видела, как «Тоттенхэм» на последних секундах выходит в свой первый полуфинал, а затем и финал ЛЧ (это был их лишь третий сезон в турнире), а Почеттино рыдает, падая на колени на газон «Йохан Кройф Арены».
Самый мощный пример, за которым я наблюдаю уже 5 лет: как «Лестер» становится главным чудом в истории футбола, пробирается в элиту, а Джейми Варди, которому при всех невероятных заслугах сейчас в жизни объективно не нужно ничего кроме банки «Ред Булла» и острого чувства юмора, не может сдержать эмоции от выхода в свой первый финал Кубка Англии. А весь твиттер шутит про Суперлигу и ее аббревиатуру, «ESL – Effect of Seeing Leicester (win the title)» – именно появление такого чуда встряхнуло футбол, и теперь лидеры хотят не допустить таких выскочек до мешочков с золотом.
«Лестер» – главное чудо десятилетия. Его чемпионство изменило мироощущение всей Англии
Эти истории – про преодоления себя, а также про шанс прыгнуть выше, добиться большего, а потом еще большего. Ценность футбола – в его нестабильности, возможности оказаться там, где ты не мог представить себя еще пять лет назад, удержаться за завоеванном рубеже – а затем, если вдруг отступил с него, работать еще упорнее.
Суперлига же будто говорит всему остальному миру: никогда не мечтайте, не надейтесь и знайте свое место. Если вы вне, то никогда не сможете сюда попасть, как бы сильно вы ни старались. Если попали, то никогда не сможете вылететь, как бы серьезно вы ни лажали.
В череде бесконечных английских локдаунов и пересматривания контента стриминговых сервисов по третьему разу я наткнулась на отличный сериал «В лучшем мире» (The Good Place на Netflix, если вы в процессе просмотра – пролистайте следующий абзац, хотя в нем и нет прямых спойлеров). Умный ситком о жизни после смерти рассказывает о Хорошем и Плохом местах – милые альтернативные названия рая и ада. Идея бесконечного существования в раю кажется прекрасной, пока к концу третьего столетия тебя не прошибает ощущением: он и правда БЕСКОНЕЧНЫЙ. Ты не можешь это закончить, потому что умереть в раю вроде как нельзя. И оказывается, что и от катания на единорогах можно устать, а если вы будете есть свое любимое блюдо 7 дней в неделю, через месяц вас начнет от него тошнить: будь то элитное фуагра или любимые мамины котлеты из детства.
Вся суть спорта в идее такой «смертности», которая только и дает осознание полноты жизни. В этом контексте с немного безумным ответом Суперлиге выступил «Кристал Пэлас», предлагая в качестве альтернативы бесконечным играм с «Ювентусом» романтику вылета в Чемпионшип. Парни чуть преувеличили, но со смыслом я согласна: ты не понимаешь цену победам, если не проходил через поражения.
Ярость, сжирающая фанатов футбола в последние сутки, окончательно взорвалась вечером в понедельник, когда прямую речь наконец дали игрокам и тренерам «суперклубов».
«Ливерпуль» попал под обстрел первым, столкнувшись с осуждениями соперника и гневом устроивших протесты болельщиков (своих и чужих). Отдуваться за всех пришлось Клоппу, который и до, и после матча выдал образцовые программные речи о Суперлиге. Юрген против, но сильнее всего поразили отдельные реплики:
«Я услышал про это вчера, когда готовился к очень сложной игре против «Лидса» – так что пока знаю не очень много. Все то, что вы и так знаете из газет.
Все очень сложно. Люди недовольны этим, я могу их понять, но не могу сказать что-то еще, потому что нас не вовлекали ни в какие процессы: ни игроков, ни меня, мы ничего не знали. Вот и все факты, так что придется ждать и следить за развитием ситуации.
<...>
Что я могу сказать? Это очень непросто... Но что я все равно хочу сказать: я слышал несколько вещей, и мне они не очень нравятся, потому что «Ливерпуль» больше каких-то решений.
<...>
У меня нет всей полноты информации. Я не знаю, почему 12 клубов сделали то, что сделали. Я знаю, что некоторые вещи в будущем изменятся – они и должны измениться, я в этом не сомневаюсь. То, как сейчас распределена власть, просто неправильно».
Клопп держит слово против Суперлиги, «Лидс» вышел в майках «Заслужите»: протест в АПЛ
Во вторник журналисты так же будут пытать Тухеля, в среду – Харри Кейна и Гвардиолу. Есть ощущение, что ответы будут очень похожими на исчерпывающую фразу Милнера: «Нам не нравится эта идея, надеюсь, этого не произойдет».
И дело не в том, что игроков и тренеров не спросили: вряд ли с Сульшером консультируются, когда «МЮ» подписывает нового титульного спонсора. А учитывая, что руководство 12 клубов воспринимает Суперлигу как в первую очередь финансовое решение, то оно на их взгляд вряд ли требовало согласования с футболистами.
Но после игры Клопп суммировал главную претензию: «Я привык иметь дело с владельцами, которые принимают решения без моего участия. Я футбольный человек. Дело не в том, что кто-то подвел меня. Я просто футбольный тренер. Я хочу заниматься этим до тех пор, пока мне позволяют. Когда возникают сложности, я держусь. Я чувствую ответственность за команду, за клуб, за отношения с болельщиками. Я постараюсь помочь как-то уладить ситуацию».
В самой турбулентной ситуации в истории футбола за последние 30 лет ее создатели не сочли нужным объясниться даже не с общественностью – хотя бы с ближайшим кругом – и бросили своих игроков и тренеров под автобус.
Вся задумка Суперлиги выглядит не просто предательством остальных клубов, но и подлостью по отношению к своим же. Имидж дополняет сам факт трусливого объявления в середине ночи (да, я знаю, что так совершаются многие бизнес-сделки, но все же), и информирования своих футболистов, тренеров и даже членов правления уже постфактум, как это случилось в «Ливерпуле».
Режиссер радиостанции talkSPORT Джейсон Бурн в понедельник признался: они обратились за комментариями к руководству 6 английских клубов: трое отказались комментировать происходящее, оставшиеся просто проигнорировали запросы.
Ответа не поступило даже к вечеру вторника.
Что за идею дивного нового мира вы несете нам, если не можете рассказать о ней от своего имени даже в паре предложений пресс-релиза?
Во вторник «Остальные 14», как называют в прессе клубы АПЛ, не попавшие в Суперлигу, провели закрытую встречу. Одновременно с этим в офисах «шестерки», видимо, проходили более нервные дискуссии. По информации журналиста Майкла Кигана, капитан «МЮ» Харри Магуайр на встрече с вице-президентом клуба Эдом Вудвардом вступил с менеджером в конфликт. А у некоторых участников «заговора», по инсайдам Sky Sports, сдают нервы: «Это не то, на что мы соглашались».
Одновременно с этим фанаты клубов выходят к своим стадионам с протестами и заявляют, что уберут свои флаги с пустых трибун, наверняка заставляя Клоппа кричать на ближайшей встрече с Джоном Генри ровно то же, о чем он говорил на матче с «Лидсом»: «Мои парни не сделали ничего плохого, почему мы должны получать весь этот негатив от своих же болельщиков и соперников?!»
Два года назад «Ливерпуль» гнался за «Сити» и один из последних матчей провел в Ньюкасле, из последних сил выиграв 3:2. 50-тысячный «Сент-Джеймс Парк» тогда освистывал Хендерсона в частности и «Ливерпуль» целом с такой ненавистью, что на послематчевой пресс-конференции Клопп уточнил: «Между «Ливерпулем» и «Ньюкаслом» есть какая-то жесткая история противостояния, о которой я не знаю?»
Теперь, когда возвращение фанатов на английские стадионы как никогда близко, большую шестерку будут освистывать на 14 стадионах АПЛ – и еще десятке арен поменьше, где им выпадет играть в кубках.
Юрген чувствует ответственность перед фанатами и командой. Теперь ему – и еще 5 тренерам и игрокам – придется налаживать отношения с остальной лигой. Они уже начали: Хендерсон объявил встречу всех капитанов клубов АПЛ. Всех двадцати.
***
Прочитав десятки текстов о финансовых моделях и прочих выгодах, я готова отчасти согласиться, что в вакууме и при должном подходе идея лиги для топовых команд может сработать даже в самом ближайшем футбольном будущем.
Но у Суперлиги нет разумной идеи. Есть только два итога: попытка убить надежду – и успешное покушения на своих же.
Фото: Gettyimages.ru/Dan Mullan, Michael Regan, Marc Atkins; REUTERS/Matthew Childs, Justin Setterfield, Clive Brunskill, Lee Smith; Tolga Akmen / AFP, JUSTIN TALLIS / AFP
"Футбол умрёт, если не Суперлига" - озвучивает Флорентино Перес позицию владельцев топ-клубов.
Футбол не может умереть, как ни парадоксально!
Это бессмертная игра, которая людям будет интересна вне зависимости от того Реал ли сейчас задает моду, Сантос, Атлетик Бильбао, Сампдория или киевское Динамо. Умереть могут только бизнес-проекты, на футболе основанные, коими топ-клубы без сомнения являются.
И меня смешит как легко внушается массам знак равенства между бизнес-проектами и самим футболом.
Владельцы борются за бизнес, за выживание, чтобы не умереть как Сатурн, Амкар или Москва - да, кажется что для условных Реала/Барселоны подобный сценарий невозможен, но на самом деле - потеря доходности не позволит им быть такими, какими они были раньше - не позволит остаться центрами силы.
Проект Суперлиги - это борьба старика с неотвратимой смертью. Центры силы не хотят терять деньги, боятся потерять свой статус, но если взглянуть в историю - сколько прекрасных клубов пребывало на вершине и отходило с достигнутых позиций? Милуолл, Сампдория, Лидс, Валенсия, киевское Динамо, еще с десяток имен. И знаете, мне кажется это прекрасно. Дорогу новым центрам силы! Это и есть естественный отбор.
А мы все хотим оставить европейский подход - со сложным бекграундом, с кучей равноправных миноритариев, чтобы был шанс для всех, короче.