Человек-оркестр
Аргентинца Альфредо Ди Стефано можно считать самым ярким игроком мирового футбола до эры Пеле. Во второй половине 1950-х он, без сомнения, был наиболее авторитетным и звездным футболистом Старого Света, да, пожалуй, и всего остального мира тоже. Даже Сантьяго Бернабеу, всемогущий президент мадридского «Реала», советовался с ним, кого следует пригласить на пост главного тренера. Когда венесуэльские партизаны, замыслившие грандиозную акцию, дабы весь мир обратил внимание на хищническое разграбление природных богатств их родины нефтяными монополиями, выбирали, кого лучше для этого похитить – знаменитого русского композитора и дирижера Игоря Стравинского или футболиста Ди Стефано, выбор пал на последнего.
Альфредо и внешне выглядел экзотично – много ли вы найдете светловолосых аргентинцев? Это гены его матери, ирландки по происхождению. Футбольные же способности – от отца, который недолго играл за «Ривер Плэйт», пока серьезная травма не перечеркнула его карьеру. Однако самой колоритной фигурой в итальянском роду Ди Стефано был прадедушка футболиста, Дон Феличионе, генерал армии Джузеппе Гарибальди. В доме потомков как бесценная реликвия хранится его сабля.
Судьба Альфредо Ди Стефано – яркий пример того, что настоящий футбольный талант одолевает любые преграды. В раннем детстве – игра неудобным каучуковым мячом: кожаного у мальчишек из портового квартала Буэнос-Айреса, естественно, не было. Затем, когда подрос и стал делать в футболе заметные шаги, отец отправил его работать на принадлежавшие семье небольшие угодья – Альфредо занялся выращиванием картофеля. Подъем в 4.30 утра. Завтракали, как впоследствии вспоминал форвард, тем, что осталось у него и рабочих от ужина.
Один из приятелей отца сообщил, что «Ривер Плэйт» в поисках еще неоткрытых талантов будет просматривать юных футболистов, и посоветовал Альфредо сходить. Конкурс жесточайший: из семидесяти кандидатов в юношескую команду «Ривера» отобрали только двоих – Альфредо и еще одного паренька.
Дебют Белой Стрелы в основном составе, как спустя пару лет за стремительную и острую игру прозвали Ди Стефано на трибунах, состоялся 7 августа 1945 года. «Ривер Плэйт» встречался с «Ураканом». Перед игрой кто-то из бывалых футболистов дал новичку совет: газон кочковатый, перебинтуй голеностопы ног. Альфредо не послушал. В результате уже в середине второго тайма вынужден был с посторонней помощью покинуть поле. Тем не менее, его игра произвела впечатление. Позднее сам Ди Стефано рассказывал, как шли переговоры между представителями «Уракана» и «Ривера». Для вящей убедительности президент «Уракана» подполковник Дуко якобы положил на стол пистолет…Правда это или ради красного словца Альфредо преувеличил, но правление «Ривер Плэйта» согласилось отдать его «Уракану» в аренду. Причем, по иронии судьбы, свой первый гол в аргентинской лиге Ди Стефано забил за «Уракан» как раз в ворота «Ривера». На следующий сезон его решили вернуть: знаменитая La Maquina уже выдыхалась, команду требовалось освежить.
Вернувшись в «Ривер», Ди Стефано с 27-ю мячами стал лучшим бомбардиром чемпионата Аргентины. В том же году в составе национальной сборной выиграл чемпионат Южной Америки в эквадорском Гуаякиле. Никто не мог тогда даже предположить, что это его первый и последний победный турнир в бело-голубой футболке сборной Аргентины. Не знали, что футбольная судьба Белой Стрелы совсем скоро совершит столь крутой вираж.
В 1949 году чемпионат Аргентины парализовала грандиозная забастовка футболистов. Хозяева клубов все чаще задерживали игрокам зарплату, и хотя касалось это, главным образом, низших дивизионов, футболисты команд высшей лиги проявили солидарность с коллегами. В конце концов аргентинская федерация пошла на уступки, часть долгов погасили, матчи возобновились, однако Ди Стефано и другим игрокам «Ривера» выплатили лишь половину положенного. Тогда и созрела мысль о побеге.
А уходить было куда. В Колумбии набирала обороты Димайор, пиратская лига, не признающая правил ФИФА в отношении переходов футболистов. Платили сказочно! Это был настоящий футбольный Эльдорадо, «намыть золотого песку» в который стекались футболисты со всего мира. В августе 1949 года Альфредо Ди Стефано прибыл в город Богота, где начал выступления за команду «Мильонариос». Колумбийская «Эль Тьемпо» писала: «Наконец-то мы имеем возможность наблюдать Белую Стрелу в полете и убедиться в ее убойной силе. Ди Стефано – самый быстрый и самый грозный центрфорвард на континенте». И это в то время, когда в расцвете сил находились бразильские чародеи – Адемир и Элено Фрейтас.
В Колумбии, как позднее признавался Альфредо, он решал, главным образом, финансовый вопрос: «За один сезон в «Мильонариосе» я заработал больше, чем в Аргентине получил бы за десять лет».
Но по законам жанра футболист такого уровня должен играть за один из лучших клубов мира, и вскоре эта встреча состоялась. Летом 1952 года мадридский «Реал» отмечал 50-летие. Среди приглашенных на грандиозный турнир был и «Мильонариос» с Ди Стефано. Колумбийская команда выиграла турнир. Альфредо вручили приз лучшего игрока. И «Реал» положил глаз на аргентинца.
Тут же в трансферную гонку включилась и «Барселона», непримиримый соперник мадридцев. Причем «Барса» обхаживала руководство «Ривер Плэйта», которому формально принадлежал Ди Стефано. «Реал» же соблазнял правление колумбийского «Мильонариоса». Как в старой китайской поговорке: мартышка наблюдала за схваткой двух тигров в долине. Но Ди Стефано быстро понял, что Испания – это его судьба. И сам прибыл на Пиренеи. Возникла компромиссная идея, согласно которой первые два сезона аргентинец отыграет за «Реал», затем столько же – за «Барселону». Чтобы никому не было обидно.
Но после того, как контракт с «Реалом» был подписан, каталонцы быстро отказались от каких-либо притязаний. Говорят, им заплатили. А может, и пригрозили: стоявший тогда у власти генерал Франко свободолюбивую Каталонию не жаловал…
Как бы там ни было, господство «Реала» в европейском футболе второй половины пятидесятых и его почти непрерывные победы в чемпионатах Испании тех лет во многом базировались на потрясающем таланте и мастерстве Ди Стефано. На поле он умел буквально все. С блеском играл выдвинутого вперед центрфорварда, неоднократно становился лучшим бомбардиром Примеры и дважды – Кубка чемпионов. Как никто направлял игру атакующей пятерки из глубины. При необходимости мог сыграть даже на позиции защитника. Настоящий футбольный человек-оркестр!
После финала первого в истории розыгрыша Кубка европейских чемпионов, в котором «Реал» со счетом 4:3 переиграл французский «Реймс», Габриэль Ано писал в «Экип»: «Ди Стефано – самый ценный игрок, какого мне когда-либо приходилось видеть, чрезвычайно хорош и в атаке, и в обороне. Он полностью затмил нашего Копа…»
Помимо блистательного мастерства аргентинец был настоящим лидером команды. Подбадривал павшего духом партнера, резко осаживал не соблюдавших игровую дисциплину, раздавал указания при тактических перестановках. Случалось, разговаривал на поле даже сам с собой… Однажды судья сделал ему за это замечание. «А чего вы хотите?» - удивился премьер «Реала». «Чтобы вы играли с кляпом во рту», - остроумно нашелся арбитр. «Но я же не смогу тогда свободно дышать!»
Был способен и на довольно рискованные проделки. Еще в Аргентине он подружился с нападающим Эктором Риалем. Затем их пути разошлись – Ди Стефано уехал в Европу, Риаль подписал контракт с уругвайским «Насьоналем». Там у него не заладилось, на какое-то время он остался без работы. И тут сеньор Бернабеу решил укрепить в «Реале» линию атаки перед грядущими матчами Кубка чемпионов. Спросил у Ди Стефано, кого бы он хотел иметь рядом. Тот назвал Риаля. «Узнай, сколько он запросит денег», - сказал президент. Риаль согласился на 200 тысяч песет. Маловато, подумал Альфредо, и ручкой того же цвета переправил 200 на 250. Бернабеу тут же дал добро на трансфер.
Вершиной клубной карьеры Ди Стефано стал знаменитый финал Кубка чемпионов 1960 года в Глазго, где «Реал» со счетом 7:3 разнес франкфуртский «Айнтрахт». Многие считают его самым зрелищным за всю историю турнира. У победителей три мяча забил Ди Стефано, четыре – Пушкаш.
Единственное, где у Альфредо не сложилось – это выступления за сборную. Нормы ФИФА были в то время несравнимо мягче, и Ди Стефано поочередно играл за три страны – Аргентину, Колумбию, Испанию. Но ему так и не довелось сыграть на чемпионате мира, о чем он и поныне жалеет.
Еще он не почувствовал ту тонкую грань, опустившись ниже которой великий футболист уже не имеет права оставаться в игре. Болельщики стали посвистывать, а после поражения в финале Кубка чемпионов-1964 от «Интера» и публичной перебранки с главным тренером Муньосом аргентинца попросили из «Реала» на выход.
Он пробовал себя в роли комментатора. Затем тренировал в Аргентине, Испании, Португалии. И довольно успешно – в мае 1980 года его «Валенсия» одолела по пенальти в финале Кубка кубков лондонский «Арсенал». А через два дня сеньору Ди Стефано объявили, что контракт с ним не будет продлен. «Когда надумаете выиграть еще один кубок, позовите меня», - нашел в себе силы пошутить легендарный мастер.
Данный текст взят из журнала "Великие игроки" (приложение к еженедельнику "Футбол") за март 2011 года.