Ведущий ЦСКА Сергей Фомин: Обучали Влашича кричалке «Кирилл Набабкин - ухажёр для твоей мамки»
Ведущий на домашних матчах ПФК ЦСКА Сергей Фомин во время паузы РПЛ рассказал нам в эксклюзивном интервью о том, как он попал в ЦСКА, о неоднозначной реакции на шоу «Куклы», чем он еще занимается, кроме ведения домашних матчей и съемок Влога ВЭБ Арены, а также о взаимоотношениях с нашими футболистами.
– Сергей, ты – профессиональный ведущий. Расскажи, с чего начиналось?
– Как и многие творческие люди, в студенческие годы я играл в КВН. После института я работал в социолого-маркетинговом агентстве, но интерес к сцене привёл к тому, что я ушёл в юмор и работал Comedy Radio и в структуре ТНТ. Параллельно снимал ролики и вёл мероприятия, а потом в какой-то момент это стало основной профессией.
– А как попал в ЦСКА?
– Я с детства болел за армейский клуб и всегда интересовался футболом, у меня это семейная история: дедушка увлекался футболом и болел за ЦСКА. Более того, он рассказывал, как играл с самим Федотовым в заводской команде еще до того, как он появился в ЦСКА. И дедушка приобщил к футболу сначала моего старшего брата, а брат уже приобщил и меня. А в ЦСКА в одном из отделов до сих пор работает мой давний товарищ из школы - Юра Хабаров. И когда появился стадион ЦСКА, была необходимость найти ведущего на домашние матчи ЦСКА, так как Костя Анисимов (прим. ведущий, шоумен, автор «Вечерний Ургант»), который работал до этого, ушел. Школьный товарищ пишет: «Серёг, а ты же ведущий, как я помню, и болеешь за ЦСКА. Не хочешь ли ты попробовать себя в этой роли?». Естественно, я согласился, потому что это звучало как мечта. Меня позвали провести первый пробный матч, потом еще, и потихоньку всё завертелось.
– Помнишь свой первый матч в роли ведущего на ВЭБ Арене?
– Конкретно, что за матч, если честно не помню. Но помню свои ощущения. У меня день рождения 29 октября, а первый матч был через несколько дней после празднования. В тот год я отмечал 30-летие, и решил устроить большую тусовку. Но полностью погрузиться в атмосферу праздника мне не удалось. Я не смог тогда выкинуть из головы мысли о предстоящем матче, был весь в предвкушении.
– Как происходит твоя подготовка к матчу?
– За неделю до матча начинаем готовить сценарий с коллегой Алексеем (прим. Алексей Убейволк – менеджер матча), анализируем, какие интересные истории можно включить и как их обыграть: знаковая дата, чей-то юбилей, праздник или занимательная статистическая информация, связанная с клубом и игроками. Сценарий прописывается очень подробно, буквально по секундам расписываем каждый шаг. Дальше этот сценарий отправляется в РПЛ. Обычно, запуск болельщиков на стадион происходит приблизительно за 2 часа до его начала. Соответственно, я приезжаю ещё раньше, чтобы сделать финальные прогоны сценария: тестируем микрофоны, звук, видео, проверяем, что укладываемся в заявленный тайминг.
– Во время матча ты также успеваешь вести Влог ВЭБ Арены. Первый твой влог вышел в 2017 году. Как родилась эта идея?
– Тут хотелось бы сказать спасибо моим коллегам – опять же Алексею и Лене Малаховой, которая тогда работала в структуре клуба, благодаря кому эту идею удалось воплотить. В тот период CSKA TV ещё только развивался: выходили обзоры матчей, но не было никакого развлекательного контента. Мы хотели показать людям, которые могут прийти на стадион, что не только круто смотреть вживую сам футбол, но и сама движуха на стадионе вокруг матча интересна и увлекательна. Была задача рассказать об антураже, конкурсах и всей атмосфере на территории стадиона, что на матч можно прийти всей семьёй и круто провести время. Сейчас во влоге можно увидеть неформальное общение с игроками, болельщиками, события, которые происходят на стадионе в день матча.
– Это больше импровизация или всё заранее спланировано?
– Почти всё абсолютная импровизация. Все кто работает в клубе, до или во время матча сообщают, если на игре присутствует известный гость или интересные болельщики из других городов, ребята из RBWorld предупреждают о готовящихся акциях или каких-то событиях. Все это для того, чтоб я знал об этом и, соответственно, снял во влоге. Но всё остальное, в плане общения – чистая импровизация. В основном общение с болельщиками происходит до матча, а после матча – уже взаимодействие с игроками. Например, если я знаю, что Игорь Дивеев получил премию «Первая Пятёрка», то я обязательно к нему подойду поздравить и обсудить. В остальном во влоге всё происходит на ходу, быстро и спонтанно.
– Как игроки восприняли такое нововведение, как влог? Сложно ли проходят съёмки?
– Мне кажется, что такой формат общения – самый классный, объясню почему: я снимаю один, на небольшую экшн-камеру, и люди через пару секунд после начала диалога забывают о том, что к ним подошли с камерой. Потому что как только на собеседника наводишь большую камеру, предлагаешь говорить в микрофон – он сразу начинает стесняться, появляется официоз и живое общение не всегда происходит. В моём случае запись, видно как футболист не думает о том, что я его снимаю, и общается намного более раскованно, по сути, мы просто болтаем. В этом и есть самая главная фишка влога – максимально неформальное общение как с игроками, так и с болельщиками. Параллельно сам футбол и дополнительные лайфы снимает Федя (прим.Федор Новицкий, шеф-редактор CSKA TV). Таким образом мы даём полный охват того, что происходило на поле и за его пределами.
– С кем из футболистов лучше всего получилось наладить контакт? Кто самый общительный и коммуникабельный?
– Я всегда говорю, что в этом плане нам всем надо учиться у иностранцев. То, как умеют отвечать Магнуссон и Влашич – это, можно сказать, пример для подражания. Тот же Магнуссон никогда не отказывает в интервью и прекрасно понимает, что это – часть их работы. Из нынешнего состава ЦСКА Хёрдур, наверное, самый лёгкий на подъём, всегда может подыграть, пошутить. Влашич чуть больше человек настроения, но тоже очень отзывчив и легко идёт на контакт. Никола большой профессионал, но при этом он не стесняется выражать свои эмоции. Например, перед матчем можем поболтать или перекинуться с ним шуткой, но если игра сложится неудачно, то после Влашич может пройти мимо, как будто не знает и не замечает тебя. Помню, как мы с Дэном (прим. Денис Тырин – фотограф ЦСКА) обучали Влашича кричалке «Кирилл Набабкин - ухажёр для твоей мамки». Было очень смешно переводить и объяснить ему смысл этой фразы на английский. И Никола спросил меня, что нужно сделать, чтобы фанаты и про него сочинили песню. «Хорошо играй и часто забивай в дерби»,- отшутился я. В последнем матче, где обыграли «Спартак», Влашич забил гол и был признан лучшим игроком. Трибуны во время матча скандировали его фамилию, и после игры я подошёл к Николе поинтересоваться, слышал ли он личную поддержку трибуны. Он сказал, что, конечно, слышал, но это ещё не песня, ему, наверное, надо ещё больше забивать Спартаку, тогда и песню сочинят. И в этом весь Влашич. Ну а возвращаясь к вопросу общительности игроков – на самом деле все игроки общительны, а уж после победных матчей особенно. Надо сказать, что и Игорь Акинфеев, на самом деле, старается всегда идти на контакт и всегда очень грамотно и правильно говорит, да и вообще за последний этот год очень раскрылся с точки зрения медийности (дает много интервью, ходит в шоу). Ну и, конечно, нельзя не отметить и Дзагу и Васю, как сторожил клуба, с которыми всегда приятно общаться, из молодежи, я б отметил Дивеева – он тоже всегда готов к общению.
– Какие сложности возникают во время съемок влога?
– Главная трудность – это влог после поражений, так как и игроки меньше хотят общаться сразу после проигрыша, да и просмотров у таких выпусков значительно меньше. Мне безумно обидно, когда в течение игры набирается интересный выпуск, с крутыми гостями, интервью, а в случае проигрыша – получается, что это мало, кто посмотрии. Самый яркий пример – когда мы вдруг узнали, что к нам на матч приехал Конор Макгрегор, Катя через своих друзей максимально оперативно договорилась об интервью с ним, сняли очень прикольный сюжет, а в этом матче ЦСКА проиграл Ференцварошу тогда (0-1) и этот материал собрал мало просмотров. Хотя это был по-настоящему крутой эксклюзив, он тогда приехал в Россию и сходил только на «Вечерний Ургант» и вот у нас дал интервью – и все. На след день, в спортивных СМИ даже писали об этом, а мне звонили и спрашивали про это интервью, и мне было обидно, что этот материал не был по достоинству оценен. Поэтому, очень сложно преподносить информацию после поражений, так как болельщики по разному её воспринимают. То есть одни считают, что при любом результате надо идти к команде, общаться, узнавать мнение игроков. Другие, наоборот, недоумевают, зачем мы футболистов что-то спрашиваем после отрицательного результата, якобы видно, что они отвечают сквозь зубы, им и так тяжело, а мы ещё лезем со своими расспросами. От себя скажу, что вижу, как вся команда тяжело воспринимает поражения, ребятам сложно психологически. Говорить после проигрышей трудно, но все понимают, что надо, что болельщик ждёт. Например, тот же Дивеев и премия «Первая Пятёрка». Я хотел спросить его о призе, но в тот день ЦСКА, к сожалению, проиграл. Подхожу к Игорю, и он мне честно говорит, что сказать нечего и сил нет, говорит: «Давай потом». Но потом уже будет неактуально, и я ему предложил не говорить о матче, а только сказать пару слов про саму премию. Он согласился, и хотя интервью получилось короткое, но он сказал очень правильные слова, как раз то, что нужно было для влога. И за такие моменты я игрокам очень благодарен.
– Над какими ещё проектами в ЦСКА ты работаешь?
– Я вхожу в креативную группу CSKA TV. Поэтому всё, что выходит на клубном канале с точки зрения креатива, в той или иной мере получается с моим участием. Например, превью к футбольным матчам, новогодние ролики, представление игроков – в создании этого контента я тоже участвую.
– В последнее время некоторые ролики на CSKA TV вызывают больше критики, чем положительных отзывов. Как вы к этому относитесь?
– Мы следим за всеми отзывами, общаемся с болельщиками, отвечаем на комментарии, стараемся воспринимать любую конструктивную критику. Когда переходят на личности или пишут оскорбительные сообщения, тогда нам тяжело донести позицию зрителю. Главная история прошедшего года – пандемия, внесла свои коррективы в подготовку и съёмки контента – например, какое-то время вообще не было доступа до игроков. Мы стали придумывать обходные пути, где прямого контакта с игроками нет, пробовать новые форматы. Мы видим, что прослеживается связь между результатами команды и тем, как заходят ролики. Если у нас идёт серия побед и всё хорошо, то и зрители воспринимают все позитивно. Как только мы начинаем проигрывать, все почему-то сразу обвиняют, в том числе, и контент клубного канала. Когда сделали, по моему мнению, несколько крутых оригинальных превью к матчам, но мы эти матчи проиграли, нам в комментариях писали, что надо тренироваться, а не ролики снимать. При этом, я объясняю болельщикам, что снимает ролик не футболист, а наша креативная команда. И даже если кто-то из игроков был в ролике, то его задействовали максимум на час, вне тренировочного процесса, согласовав предварительно такие активности с тренерским составом.
– Шоу «Куклы» – провал? Как решились снять именно такой формат?
– Для меня это - эксперимент, основанный на самоиронии. Такой формат, где с помощью каких-то персонажей делают пародию, достаточно популярен у зарубежных клубов. Честно, не ожидали такой реакции, потому что сейчас время такого юмора, различных мемов. Мы видим в соцсетях, что болельщик легко воспринимает такой стёб, но когда мы решили пошутить в таком стиле, люди агрессивно это восприняли. Считаю, что умение шутить над собой и быть самоироничным – это правильно и круто в современном мире. Возможно, какие-то моменты преподнесли достаточно смело, но про того же Васина шутят все, и я не понимаю, почему не могли пошутить и мы. Мы читаем наших болельщиков, видим и понимаем их юмор, адекватно его воспринимаем и можем посмеяться над собой, что называется «быть в тренде». Скажем так, это наше маленькое хулиганство, поэтому можно назвать шоу «Куклы» как экспериментально-хулиганский формат. Очень жаль, что получилась такая неоднозначная реакция болельщиков.
– Также часто и достаточно жёстко критикуют Екатерину Кирильчеву…
– Есть известная футбольная истина: выигрывает команда, а проигрывает тренер. Здесь тоже самое – ей, по сути как тренеру своей команды, приходится принимать на себя как положительные, так и отрицательные удары. По-моему мнению, Екатерина – профессионал и весь контент появлялся при её непосредственном участии. До прихода Екатерины CSKA TV был в стиле обычного спортивного канала. Мы стараемся следить за трендами, за новыми форматами, снимать что-то интересное и крутое, чтобы привлечь как можно больше молодой аудитории. Часто наш канал первым в России и даже в Европе снимает тот или иной контент, а потом уже что-то аналогичное начинают выпускать и другие клубные телевидения. И это во многом ее заслуга.
– Как развлекал себя на карантине?
– Очень много сил и времени потратил на запись роликов «Влог на Карантине». Для меня это - необычный и полезный опыт, как с точки зрения профессионального развития, так и с точки зрения развития канала. В этих влогах получилось создать максимально комфортные условия для игроков, с которыми мы разговаривали. С Акинфеевым мы минут сорок говорили обо всём на свете, и было видно, что Игорь получал от этого удовольствие. Он сидел дома, был в своей комфортной обстановке, не было ощущения, что его что-то заставляют делать. Или, например, Щенников всегда говорит, что стесняется камеры, что ему некомфортно. В конечном итоге с Жорой болтали больше часа, получилось очень душевно, и мне было так жаль обрезать видео, чтобы уложиться в хронометраж. Мы получили много положительных отзывов по данному формату, у болельщиков складывалось ощущение, что они сами позвонили своему кумиру и приятно побеседовали. Ещё я горжусь выпуском «15 лет победе в Кубке УЕФА». Зритель не представляет, какие мы приложили усилия в условиях карантинных ограничений и сжатых сроков. Как искали телефоны всех игроков того состава, болельщиков, которые были на том матче, или, например, как Ролан Гусев помог выйти на Осмара Феррейру, как мы с ними связывались, как нам помогал переводчик и связывался с нашими бразильцами, когда в России была глубокая ночь, как получали соглашения, чтобы поднять Кубок УЕФА, как мы снимали на крыше башни стадиона. Была работа нон-стоп и мы очень довольны полученным результатом. И, конечно, горжусь выпуском, посвященный фанатам. Получился очень душевный и крутой выпуск (жаль, что не все можно было вставить – было много крутых историй, но не для официального канала). Все зрители смогли по-другому под другим углом посмотреть на них, и на моей памяти это впервые, когда на официальном клубном канале появлялся такой большой материал, посвященный фанатам.
– Чем ты был занят во время межсезонья? Как готовился к оставшейся части чемпионата?
– Основная команда CSKA TV уезжала на сборы, там шла постоянная съёмка тренировочного процесса. Я же в Москве готовил продолжение «Влога на Удалёнке». Хотя сейчас карантин и менее актуален, чем весной, мы продолжаем активно использовать видеосвязь и берём интервью у футболистов, которые играли за нас, или у известных и необычных болельщиков из разных стран. Так что ждите новые выпуски, например, у меня уже записан разговор с болельщиком ЦСКА, проживающим в Индонезии. Никогда в жизни в другом формате я бы с ним не пообщался, но самоизоляция сподвигла искать что-то новое, и мне кажется, что у «Влога на Удалёнке» нет границ, и открываются большие перспективы.
– Чем занимался на Чемпионате Мира 2018 года? Был востребован как ведущий, или больше участвовал как болельщик?
– Я отменил всю работу, и мы с друзьями на машине проехались по нескольким городам России и полностью погрузились в атмосферу праздника. Один из городов, который мы посетили, был Саранск. И там играла сборная Португалии. Одно из моих хобби – коллекционировать футболки разных клубов, и мне подруга из Португалии в своё время подарила маску Криштиану Роналду. Я ходил в португальской футболке и в маске весь день, и со мной фотографировался весь город. Ко мне подходили люди, просили на ломаном английском сделать фото. Я сначала пытался объяснить, что я русский. Но такое было такое количество желающих, что я смирился и целый день со всеми фотографировался, понимая, что для людей из Саранска – это правда, настоящее событие, и не хотелось их разубеждать.
– Какие твои самые яркие воспоминания из детства, связанные с футболом?
– Я уже говорил, что с детства болел ЦСКА благодаря своему брату. Например, у меня был календарь с игроками сезона 1991 года. И я тот состав вместе с дублерами, взявший последнее Чемпионство и Кубок СССР, знаю даже лучше, чем современный состав ЦСКА. Сначала просто разглядывал и запоминал фотографии, потом учился читать фамилии игроков, когда стал постарше. Одним из игроков который мне очень нравился из того состава (даже не могу объяснить почему) был Денис Машкарин. Сейчас Машкарин работает в структуре клуба и пару лет назад, на одном из корпоративов ЦСКА, Денис подошёл ко мне и похвалил за проделанную работу на клубном канале. Рассказал, что с удовольствием смотрит мои ролики, хвалил как ведущего. Это было безумно приятно. Непередаваемое чувство, когда кумир твоего детства, постер которого висел у тебя на стене, со временем оценивает уже твою работу, даёт обратную связь и с интересом наблюдает за творческими успехами. Ещё яркое воспоминание из детства – мои первые походы на стадион. Самый первый матч – дерби в Лужниках в 1992 году, сыграли тогда 1:1, антураж вокруг матча, учитывая особенности того времени, я запомнил навсегда. На второй матч старший брат забрал меня прямо из детского сада, играли тогда с командой «Асмарал», и победили 1:0. Тогда в составе соперника во втором тайме вышел совсем молодой Сергей Семак, который через некоторое время перейдёт в ЦСКА и станет моим любимым игроком на много лет. Помню, когда Семак был тренером в Уфе, я к нему вышел на съёмку влога в белой футболке ЦСКА 2005 года. Сергей был очень удивлён и оценил, какой у меня есть раритет. А для меня это была ещё одна весточка из прошлого, когда подросток искренне любит футбол и ещё не подозревает, что в будущем будет вживую общаться со своими кумирами детства. У меня многое в жизни переплетается с ЦСКА, например, про стадион тоже удивительная история. Моя бабушка жила недалеко от стадиона на улице Куусинена. В детстве, как и большинство детей, меня возили к бабушке, и мы гуляли по парку Березовая Роща. Я очень часто проходил мимо нашего стадиона, который в начале нулевых уже не функционировал, и брат мне рассказывал, как посещал его. Помню, как смотрел через забор и представлял себе, как буду ходить но новый стадион. В такие моменты вспоминаю фильм «Интерстеллар», когда ты из будущего в прошлое передаёшь себе привет, и радуешься, что твои детские мечты в той или иной степени воплотились в реальность.
– Какие у тебя глобальные цели на ближайшее время?
– Мне очень нравится то, чем я сейчас занимаюсь, что-то кардинально менять пока не планировал. Моя деятельность не завязана на чём-то одном: я веду совершенно разные мероприятия (корпоративные, частные, развлекательные), пишу сценарии, помогаю снимать ролики для YouTube. При этом CSKA TV – и работа, и отдушина. Я кайфую каждую минуту, наверное, как и любой болельщик, который оказался бы в структуре любимого клуба. А вообще, очень хочется, чтобы вся эта карантинная история со всеми ограничениями сошла на нет, у нас есть много крутых идей, которые в силу объективных обстоятельств не могут быть сейчас реализованы, хочется пробовать что-то новое, современное, свежее, и радовать всех болельщиков хорошим контентом.