11 мин.

Женский «Челси» вдесятером показал класс против «Атлетико». Ключ к успеху – огненный вратарь и быстрые атаки

Разбираем центральный матч 1/8 финала женской Лиги чемпионов.

На прошлой неделе вернулась женская Лига чемпионов. В среду и четверг прошли первые матчи 1/8 финала. В нынешнем формате розыгрыша на этой стадии не так много по-настоящему интересных игр. В основном всё сводится к противостоянию очевидных фаворитов и аутсайдеров. Со следующего сезона форма проведения турнира изменится: откровенно слабых команд станет меньше, а топ-матчей – больше.

Главный поединок этого мид-уика – «Челси» против «Атлетико». Команда Эммы Хейз сейчас абсолютно лучшая в Англии (а возможно и в Европе) по качеству игры. Отличная тренерская работа и несколько суперэффективных трансферных кампаний сделали «синих» главным фаворитом в национальном чемпионате и реальным претендентом на победу в ЛЧ. Буквально пару сезонов назад такого о лондонцах сказать было нельзя.

«Атлетико» находится на этапе перестройки. С прошлого лета в команду пришли 12 новых футболисток, а на выход отправились 11. «Красно-белые» уже очень далеко отпустили от себя «Барселону», с которой на протяжении нескольких последних сезонов конкурировали в испанской лиге. Сейчас «сине-гранатовые» не имеют реальных конкурентов в местном чемпионате, а «Атлетико» борется за попадание в ЛЧ на следующий сезон.

То есть можно сказать, что и в этом матче сошлись явные фаворит и аутсайдер. Однако в прошлом сезоне нестабильный «Атлетико» на той же стадии выбил из розыгрыша «Ман Сити», который шёл к чемпионству в Англии (не дошёл из-за пандемии). В общем, поводы для интриги можно было найти. Понятно, что «Челси» всё равно был фаворитом, но ему попалась самая сильная из несеяных команд.

У «синих» была одна серьёзная потеря: капитан команды, защитник Магдалена Эрикссон травмировалась во время тренировки за несколько дней до матча. На её позицию переместилась опорник Софи Ингл. Такая рокировка означала, что в опорной зоне лондонцев теперь не будет игрока, который идеально склеивает оборону и атаку.

На самом деле у Хейз были возможности перекроить заднюю линию, не опуская Ингл с родной позиции. Например, в запасе остались Джесс Картер и Ханна Бланделл, но эти футболистки играют нечасто, поэтому тренер в сверхважном матче доверилась основным игрокам.

Хосе Луис Санчез Вера постоянно ротирует состав и ищет оптимальные сочетания (даже на вратарской позиции нет определённости), поэтому очередные перестановки не вызвали особого удивления. Однако один сюрприз всё-таки был: впервые в старте вышла зимний новичок команды, нигерийская нападающая Рашидат Аджибаде (до этого появлялась только со скамейки). Капитан команды Аманда Сампедро была доступна и могла выйти на этой же позиции, но осталась в запасе. Наставник «Атлетико», в отличие от своего визави, доверился новичку, а не опытному игроку.

У «Челси» по схеме не было преимущества в первой стадии розыгрыша (пара защитников против пары нападающих). Чтобы предоставить вратарю больше вариантов, Мелани Лойпольц опускалась ниже к защитникам. Таким образом хозяева должны были получить преимущество. Однако «Атлетико» реагировал на такое движение. За Лойпольц из центра полузащиты поднималась Леиси Сантос, что не давало «Челси» возможности создать численный перевес в первой стадии:

Именно в этих эпизодах очень ощущалось отсутствие Магды Эрикссон, которая могла бы проходить прессинг на индивидуальных качествах.

В таких условиях голкипер Анн-Катрин Бергер предпочитала не рисковать: либо отправляла мяч на фланг, откуда разгонялась атака, либо выбивала вперёд в борьбу.

Когда «Челси» добирался с мячом до чужой трети, «Атлетико» принимал очень компактную структуру 5-4-1, Аджибаде опускалась в линию к защитникам, впереди оставалась только Людмила:

Такую же компактность команда Санчеза Веры поддерживала и при обороне средним блоком. Но в этом случае возникала опасность в лице Милли Брайт, которая отдаёт великолепные длинные передачи за спины защитникам.

Такой приём «Челси» обычно использует против активно прессингующих команд с высокой линией обороны (ярчайший пример – январский матч с «Ман Юнайтед»: там были и качественные забросы Брайт, и индивидуальные проходы Эрикссон).

Так или иначе в обоих сценариях «Атлетико» не удавалось эффективно сдерживать наступление «Челси». За 10 минут хозяева нанесли 3 опасных удара из штрафной (первый – на 10-й секунде). В двух эпизодах мяч пролетал мимо створа, в одном – отлично сыграла вратарь Хедвиг Линдал:

У гостей на этом отрезке было несколько потенциально опасных выходов в атаку, но из-за проблем в созидании на чужой трети до удара по воротам так и не дошло.

Такой рисунок игры вполне мог сохранится до конца матча (или до первых замен): «Челси» владеет мячом и территорией, вскрывает оборону соперника, создаёт моменты; «Атлетико» в свою очередь ждёт возможностей для быстрых атак, пытается грузить мяч за спины высоко располагающимся защитникам, при удачном стечении обстоятельств доводит атаки до удара. Вполне приемлемый сценарий для «синих».

Однако картину матча полностью перевернул один эпизод, случившийся как раз после одной из атак «Атлетико». Кайли Стром выполнила длинный заброс со своей половины поля, Аджибаде удалось убежать за спины защитникам, принять мяч, и уже в штрафной её зацепила Софи Ингл. Арбитр удалила игрока «Челси» и указала на точку. Таким образом хозяева, оставшись в меньшинстве на 12-й минуте, могли ещё и пропустить гол на своём поле.

Эмма Хейз назвала первый пенальти «решающим, потому что в этот момент задаёшься вопросом, насколько тяжёлым будет вечер». Анн-Катрин Бергер удалось немного облегчить вечер для своей команды, она не позволила Дейне Кастельянос отправить мяч в сетку:

Сразу после эпизода с пенальти «Челси» начал играть по схеме 3-4-2, но через несколько минут Эмма Хейз внесла корректировки. Номинальная фланговая нападающая Ниам Чарльз вышла на позицию правого защитника, а форвард Бэт Ингленд поле покинула.

На этом моменте хотелось бы остановиться поподробнее. Хейз была вынуждена снять с игры одного из нападающих, потому что в текущем сценарии надёжная оборона была важнее вариативности в атаке. Почему из пары форвардов ушла именно Ингленд, а не Керр?

На дистанции сезона у футболистки сборной Австралии набралось довольно много ярких моментов, где она не забивала в, казалось бы, очевидных ситуациях. Такие эпизоды очень хорошо запоминаются, поэтому если не вдаваться в детали, то может показаться странным, что на поле осталась нападающая, которая не попадает по воротам. На самом деле при более глубоком анализе, мы придём к выводу, что Сэм приносит команде больше пользы, чем Бэт, а её периодические фейлы в завершении, которые так сильно бросаются в глаза при просмотре хайлайтов, не должны затмевать собой полную картину. Для Эммы Хейз эта мысль очевидна.

Итак, после всех перестановок формация «Челси» выглядела так:

Интересно, что ромбовидная структура в центре поля сохранилась, а Керр осталась единственным высоко расположенным игроком. Всё говорило о том, что теперь «Челси» сконцентрируется на обороне.

Так и произошло. Владение перешло к «Атлетико», а хозяева не стремились прессинговать на чужой половине. Защитники «красно-белых» получили свободу:

Правда из этой свободы никаких дивидендов «Атлетико» не извлёк. После удаления и до конца тайма игра проходила в абсолютно закрытом режиме: команды совершили лишь по одному дальнему удару.

Начало второй половины осталось за «Челси». Гости всё так же владели мячом, но при розыгрышах совершали непозволительно много невынужденных ошибок, за которые лондонцы наказывали опасными атаками. Кроме этого, у «Атлетико» совсем не работал контрпрессинг, поэтому хозяева имели возможность развивать наступление сразу после отбора.

Вот типичный «Атлетико» образца начала второго тайма:

Привет Сэм Керр. Ещё один яркий промах в её коллекцию.

Справедливости ради стоит сказать, что на своей трети «красно-белые» теряли мяч не так часто. Потому что «Челси» не пытался его отобрать. Хозяева начинали активно вступать в отбор в центре и на своей половине.

Сам же «Атлетико» начал прессинговать активнее, и даже центральные полузащитники поднимались довольно высоко:

Конкретно в этом эпизоде гости едва не создали опасный момент, когда Брайт проиграла борьбу Кастельянос. Но Андерссон успела подстраховать:

В первые 15 минут второго тайма «Челси» снова переиграл своего соперника по ударам – 4:0. Один из этих ударов оказался голевым. Лойпольц выполнила длинный заброс со своей половины. Керр убежала за спины защитникам, приняла мяч, а Тункара в штрафной нарушила правила против нападающей.

Эпизод как две капли воды похож на момент «Атлетико» в первом тайме. Разница лишь в том, что «Челси» реализовал свой пенальти:

Второй гол лондонцев тоже родился из быстрой атаки. «Красно-белые» почти всем составом, за исключением пары центральных защитников и вратаря, пытался организовать прессинг, но затея провалилась, и Фрэн Кирби убежала с мячом из центра поля до штрафной. Англичанка попала в штангу, но буквально через несколько секунд «Челси» вернул себе мяч, и на этот раз Кирби не промахнулась:

С одной стороны, отрезок после второго пропущенного гола «Атлетико» может занести себе в актив. 4 удара из штрафной – это больше, чем за весь матч до этого отрезка. С другой стороны, хаос в обороне продолжался, часть команды шла высоко прессинговать, другая оставалась слишком низко, в итоге образовывались разрывы в линиях:

Ещё одна причина, по которой этот отрезок не нужно заносить в актив испанской команды – они снова не забили пенальти. Анн-Катрин Бергер на этот раз сама нарушила правила в своей штрафной, но затем отразила удар Мерель ван Донген:

Конечно, без подвигов голкипера «Челси» исход матча мог быть совсем другим. Но важно ещё раз подчеркнуть, что хозяева на больших отрезках смотрелись лучше даже вдесятером. Они здорово ловили соперника на ошибках и эффективнее использовали свои моменты. «Не думаю, что дело в стойкости, она у нас и так есть. Дело, скорее, в дисциплине – мы были великолепны. Все настроились и были невероятно спокойны [после красной карточки]», – заключила Эмма Хейз после игры.

Результаты первых матчей 1/8 финала

Ответные матчи пройдут 10 и 11 марта. ПСЖ и пражская «Спарта» сыграют 9 и 17 марта.