«Эвертон» 25 лет пытался построить новый стадион. И наконец продвинулся: клуб получил разрешение мэрии Ливерпуля
Помимо того, что «Эвертон» был одним из 12 клубов-основателей Футбольной лиги в 1888 году, клуб также является и одним из самых успешных в Англии, имея в своей копилке, наряду с другими трофеями, 9 титулов чемпионов страны. Первые годы своей истории «Эвертон» провёл на «Энфилде», однако в 1892 году, не придя к соглашению с владельцами стадиона по цене аренды, руководство клуба решило переехать на свою собственную арену «Гудисон Парк», тем самым собственноручно породив ещё один футбольный клуб в городе – «Ливерпуль». В 1948-ом «Гудисон Парк» стал первым футбольным стадионом, который смог принять 78 299 фанатов (на тот момент рекордное количество зрителей) во время мерсисайдского дерби. Также, немаловажной вехой в истории стадиона является проведение полуфинала чемпионата мира 1966. С появлением АПЛ в сезоне 1992/93, доходы с матчдея и реинвестиции в инфраструктуру стадиона сильно упали относительно других клубов. Именно эта разница во многом не позволяла клубу соперничать с топ-клубами АПЛ в уровне финансов, что отражалось и на результатах команды на поле.
Далее, из-за последовавших в начале 90-х серии изменений в законодательстве, касающихся безопасности на спортивных аренах, и банально устаревшей инфраструктуры, «Гудисон Парк» начал потихоньку отставать от стандартов уже новых стадионов в плане количества доступных мест, уровню впечатлений и коммерческой жизнеспособности. Нынешняя инфраструктура стадиона требует значительных затрат на техническое обслуживание, чтобы он мог оставаться пригодным для использования. Ситуация усугубляется тем, что вплотную к стадиону расположены другие сооружения, которые сильно ограничивают объем потенциальной перепланировки в соответствии с современными стандартами, и её эффективность.
Приблизительно 53 % вместимости стадиона, около 21 000 мест, имеет ограниченный обзор поля, чаще всего из-за структурных столбов, поддерживающих ярус или крышу. Из них около 3 000 мест (более 8 % от общей вместимости стадиона) имеют ограниченный обзор стороны ворот. Глубина ступеней террасы и расстояние между сиденьями, как правило, невелики, а сами сиденья имеют более низкое качество по сравнению с современными стандартами. Узкие помещения внутри стадиона, и их малое количество не позволяют клубу иметь сопоставимые доходы с матчдеев.
Особые зоны, используемые медиа на стадионе, такие как площади для телевизионных камер, комментаторские стойки, пресс-зоны, телевизионные студии, места, отведённые под интервью, не всегда соответствуют нынешним стандартам АПЛ и УЕФА. Будучи самой популярной спортивной лигой в мире, АПЛ предлагает своим клубам уникальные коммерческие возможности благодаря мировому охвату трансляций, а также уровню связей ассоциации с различными сообществами. Доходы от трансляций же, к слову, распределяются между клубами через систему, в которой кроме фиксированного равного распределения есть и дополнительная часть, напрямую зависящая от позиции клуба в лиге и количества матчей клуба, выбранных правообладателями для прямых трансляций. Поэтому, помимо усиления своих составов звёздами первой величины, клубы также заинтересованы в увеличении их коммерческой привлекательности, из-за чего они постоянно улучшают инфраструктуру на стадионе. Непреодолимым препятствием в увеличении размеров нынешнего стадиона является окружённость арены плотно застроенными жилыми районами.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/c0/7dd4203fb4b418c4433894ab1b2d9.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Нынешний проект стадиона, получивший единогласное одобрение администрации города 23 февраля 2021 года, является уже четвёртой по счёту попыткой клуба по переезду с «Гудисон Парк». Ранее клуб был вынужден отказаться от своих планов по строительству новой арены на 55 000 мест в Кингс Док в 2003 году ввиду неспособности обеспечить финансирование, в 2009 году, когда предложенный вариант локации нового стадиона в Керби не устроил фанатов клуба, и в 2016 году от варианта со стадионом в Уолтон Холл Парк. Остановимся на этом моменте.
Ещё в относительно далёком 1996 году Питер Джонсон, некогда председатель правления «Эвертона», опубликовал планы клуба по строительству стадиона в городке Керби. Это было обусловлено тем, что клуб нуждался в новом, современном, коммерчески-жизнеспособным стадионе, который бы позволил «Эвертон» вернуться в английскую футбольную элиту. Новость была неоднозначно встречена фанатами клуба, что и вылилось в организацию движения Goodison For Everton, полностью спонсируемого фанатами клуба. В рамках этого движения фанаты поручили архитекторам, ответственным за перепланировку крупнейшего в мире регбийного стадиона «Туикенем» предоставить технико-экономическое обоснование строительства стадиона. На основании этого ТЭО было выявлено, что «Гудисон Парк» может быть реконструирован. Вдобавок к этому был предоставлен подробный план этой реконструкции, в результате которой стадион мог бы вмещать около 55 000 зрителей.
Кингс Док (1999–2003)
Тем не менее, уже в 2000 году клуб заявил о новых планах по строительству стадиона. Местом предполагаемого стадиона был выбран Кингс Док на побережье реки Мерси. К слову, Кингс Док находится южнее дока Брэмли-Мур, где клуб планирует построить стадион теперь. Уже в 2001 году «Эвертон» получил статус предпочтительного участника торгов за право строительства объекта на данной локации. К огромному сожалению фанатов, клуб так и не смог собрать £30 миллионов для выкупа своей доли в строительства этого трёхсотмиллионного проекта и в 2003 году объявил о своём отказе от данной идеи. Многие фанаты клуба до сих пор придерживаются мнения, что не только выбранная локация, но и предложенный дизайн стадиона были лучшими из тех, что были представлены клубом за последние 25 лет.
Cлухи о совместном стадионе (2005–2009)
Позже в британских СМИ появлялась информация о том, что предпочтительным участком для строительства стадиона являлся Стэнли Парк, который позже был передан «Ливерпулю». В 2005 году после анонсирования «Ливерпулем» работы над новым стадионом, представители двух клубов были приглашены на встречу с министром спорта и администрацией города, чтобы обсудить возможность совместного финансирования и последующего использования данной арены. Как и ожидалось, предложение было отвергнуто обоими клубами и «Ливерпуль» продолжил работать над проектом в одиночестве. Проект имел успех как на уровне городского, так и на уровне государственного обсуждения, поэтому клуб должен был приступить к строительству стадиона уже в августе 2008 года, но ввиду ухудшения финансового положения владельцев «Ливерпуля» строительство было заморожено. Сразу после первых просочившихся слухов об этом, история о совместном финансировании этого проекта снова начала набирать обороты. Впоследствии, Fenway Sports Group, новые владельцы «Ливерпуль», предпочли проект реконструкции «Энфилда» за £150 миллионов, что позволяло им сэкономить около £400 миллионов в сравнении со строительством новой арены.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/f6/f27e7695142488b156f0d7c6dc1e7.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Керби (2006–2009)
Не оставляя надежд на строительство нового стадиона, в 2007 году «Эвертон» предлагает новый проект с новой локацией в Керби – пригорорде Ливерпуля, что приблизительно в 10 км от «Гудиссон Парк». Ожидаемо, некоторые фанаты клуба были настроены против такого выбора и основали еще одну организацию под названием Keep Everton In Our City (KEIOC), которую в своё время поддержали Данкан Фергюсон, Дэвид Мойес и Тони Кей. В рамках этого движения была подчёркнута проблема общественного транспорта, так как Керби находится в 13 км от центра Ливерпуля. Тем не менее, в защиту данного проекта выступало то, что Ноусли, метрополитенский район, в который и входил Керби, в скором времени должен был быть присоединён к Ливерпулю. Сейчас в это сложно поверить, но в то время серьёзно обсуждался вопрос переезда «Эвертон» из Ливерпуля и Ноусли.
В дальнейшем Джо Андерсон, мэр Ливерпуля, нелестно отзывался о предыдущей администрации, обвиняя их в том, что они сделали недостаточно для того, чтобы у клуба были достойные альтернативы выбранной локации в пределах родного города. В качестве единственной доступной альтернативы упоминается Стэнли-роуд, где клубу явно не хватало выделяемого администрацией участка под предполагаемое строительство инфраструктуры. Впоследствии, несмотря на положительные отзывы 20 членов администрации и всего один негативный, 25 ноября 2009 года проект был отозван министром ЖКХ, общин и местного самоуправления Великобритании Джоном Денемом. Причин называется много, но главной версией, по мнению большинства, является неоднозначность переезда клуба из Ливерпуля в Ноусли и недостаточная убедительность предоставленных аргументов в пользу этого решения.
Уолтон Холл Парк (2014–2016)
Очередным участком, на который пал выбор клуба спустя 5 лет после последней неудачи, стал Уолтон Холл Парк, находящийся в паре минут езды от «Гудисон Парк». В этот раз руководство клуба решило ускорить процесс, и мэрия, в этом плане, полностью поддерживала данный проект. Роберт Элстоун, который в тот момент являлся CEO «Эвертона», надеялся, что третья попытка будет более успешной и, наконец, принесёт клубу столь желанные инвестиции извне, как случилось с «Манчестер Сити» после строительства их стадиона в 2003 году. Впрочем, несмотря на то, что стадион клуб так и не построил, своего миллиардера-владельца он всё же нашёл.
Были опубликованы первые концепт-арты, озвучена полная стоимость проекта, который достигал £200 миллионов, часть которых должна была покрываться сделкой по правам на название стадиона. Впрочем, первоначальные планы были негативно встречены жителями городами, и любителями зелёного парка, на месте, которого и предполагалось строительство. Администрация города утверждала, что парк является одним из самых неиспользуемых в городе и, что население получит больше с намечавшейся инфраструктуры и инвестиций в район. Тем не менее, клуб, впоследствии, отказался от этого участка, учитывая всю неоднозначность ситуации и получаемые сверху сигналы. Было решено обновить существующие критерии поиска следующего участка так, чтобы строительство стадиона не наносило ущерба имиджу клуба. Впоследствии, в парке клубу выделили небольшую площадь для строительства малогабаритной арены для женской команды, которая была открыта в феврале 2020 года.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/1b/f87a46e78421bac16b09e5f9a5f47.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Брэмли-Мур Док (2017–настоящее время)
В конце февраля 2016 года Фархад Мошири стал новым главным акционером клуба. Сразу после этого он дал небольшое интервью, в котором говорил о необходимости конкурентноспособного состава и сильного менеджера во главе команды, но что самое главное, современного стадиона для клуба: «Мы рассмотрим лучшие локации в городе, и определимся с финансированием, так как строительство нового стадиона обойдётся нам немного дороже трёх тысяч фунтов, потраченных в 1892», – пошутил Мошири. Клуб действительно изучил более 50 потенциальных участков и близлежащих районов, но обозначил, что остаться на севере Ливерпуля является приоритетом клуба. Новое руководство клуба не раз отмечало, что клуб не рассматривал возможности построить стадион за пределами города.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/c7/e416280af44a5b12cda6f40c6981f.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Меньше чем через год, 4 января 2017, после тщательного рассмотрения и обсуждения имеющихся вариантов с городскими властями, выбор клуба пал на Брэмли-Мур Док. В свою очередь, администрация города взяла на себя ответственность инвестировать около £20 миллионов на инфраструктуру района, соединив близлежащие районы со стадионом новыми дорогами. Также рассматривается проведение железнодорожной станции в этом направлении. Уже в ноябре того же года клуб объявил о достижении договорённости с The Peel Group о 200-летней аренде выбранного участка в 9.24 гектара за сумму окол £30 миллионов.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/d1/91627c49e41b6a13db38adf285384.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В январе 2018 года «Эвертон» опубликовал 11 основных принципов, которых будет придерживаться клуб при строительстве стадиона, где в числе прочего упоминается важность стадиона и для самого города. Между тем, в этот самый период произошла рокировка на посту исполнительного директора клуба: Роберт Элстоун, занимавший этот пост с 2008 года был сменён Дениз Барретт-Баксендейл, которая ранее была вовлечена в благотворительные проекты клуба, в частности Everton in the Community (EITC). Уже 25 июля 2019 клуб опубликовал первый концепт-арт стадиона, архитектором которого был назначен Дэн Мейс, ответственный за множество спортивных арен по всему миру.
В июне 2018 года мэр Ливерпуля Джо Андерсон заявил, что мэрия города не раз предлагала клубу государственный тип финансирования строительства стадиона, при котором она возьмёт у государства заём в размере £280 миллионов по максимальной низкой процентной ставке и передаст средства в «Эвертон», которые клуб будет обязан вернуть мэрии в течение последующих 25 лет. Предлагаемая процентная ставка не уточняется, но, по словам мэра, она была бы гораздо ниже той, что клуб мог бы найти где-либо ещё. Оставшиеся £220 миллионов, по этому варианту, клуб должен был профинансировать со своей стороны. Данный тип финансирования обсуждался с клубом в течение 18 месяцев, и стороны почти пришли к согласию, но в самом конце в «Эвертоне» всё же решили рассмотреть альтернативные пути и найти более выгодный способ. Мэрия города была раздосадована таким решением, так как подсчитала, что «Эвертон» приносил бы около £7 миллионов в год в казну города. Через год руководство клуба заявило, что будет рассматривать предложения как от частного, так и от государственного сектора, и эти предложения могут включать продажу прав на именование нового стадиона.
В начале 2020 года было объявлено, что USM Group Алишера Усманова приобрела опцию первоочередного права (а не само право) нейминга стадиона за £30 миллионов. Эта сделка вовсе не означает, что название холдинга будет частью стадиона, но даёт Усманову эксклюзивные права на первоочередное предложение. Клуб так и не уточнил, в какую сумму оценивает ежегодное право на название стадиона, но The Telegraph уточняет, что она будет ниже £25 миллионов в год, которые «Тоттенхэм» планировал получать в течение следующих 15 лет (сделка «шпор» сорвалась на одной из последних стадий ввиду пандемии). В марте 2020 издание Daily Mail утверждало, что USM Group Усманова и «Эвертон» близки к заключению 10-летней сделки размером в £200 миллионов. Стоит напомнить, что USM Group в 2017 году уже приобрела права на название тренировочной базы, USM Финч Фарм. Сумма сделки предположительно составила £40 миллионов за 5 лет.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/e7/9d40b387a492e945ef30345bd74b7.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Спустя почти 5 лет после приобретения 49.9 % акций «Эвертона», Мошири успел не только увеличить свою долю в клубе до 77.2 %, суммарно инвестировав в клуб около £400 миллионов, но и сдвинуть с мёртвой точки идею переезда «ирисок» на новую арену. Работая вместе с консультантами из CBRE и Simetrica, клуб подсчитал, что по итогам этого проекта город сможет сгенерировать около £1.2 миллиарда для экономики города, создать около 15 000 новых рабочих мест, а также привлечь более 1.4 миллиона туристов. Впоследствии, стадион вместимостью в 52 888 мест и стоимостью постройки в £505 миллионов сможет принимать не только спортивные мероприятия, но и музыкальные концерты, свадьбы, конференции и прочее. Путь к получению зелёного света на строительство нового стадиона был тернистым, и спустя почти 25 лет клуб максимально близок к осуществлению своей заветной цели.
Главным препятствием на пути «Эвертон» в строительстве стадиона уже долгое время является Historic England, вневедомственный государственный орган, задачей которого является защита исторической среды Англии путем сохранения и внесения в список исторических зданий, и Международный cовет по cохранению памятников и достопримечательных мест, выступающий от лица ЮНЕСКО. Из-за того, что Брэмли-Мур Док внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, обе организации в своём совместном заявлении выразили обеспокоенность проектом по строительству. По их мнению, он нанесёт существенный ущерб охраняемым объектам.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/35/8ccaf42124c239956882d221e070f.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Позже, вследствие предоставления обновлённых планов по строительству стадиона, ЮНЕСКО пригрозил администрации города лишением объекта места в Списке всемирного наследия, находящегося под угрозой. Тем не менее, подавляющее единодушие представителей местного бизнес-сообщества и советников администрации города позволило проекту перейти в следующую фазу: «Позиция бизнес-сообщества вполне понятна: хотя городу и приятно иметь место в Спсике всемирного наследия, это не стоит того, чтобы лишать город тысяч новых рабочих мест и возможности восстановить заброшенные районы города. Мы были свидетелями того, как некоторые большие проекты терпели неудачу из-за статуса всемирного наследия, поэтому город не будет горевать, в случае лишения этого статуса», – сказал Фрэнк Макеенна, глава организации Downtown Liverpool in Business. Стоит напомнить, что объекты 33 стран обладают данным статусом ЮНЕСКО, и ранее было лишь три прецедента по лишению статуса: в Омане (2007), Германии (2009) и Грузии (2017).
При этом в августе минувшего года «Эвертон» пошёл на уступки вышеупомянутым организациям и представил обновлённый дизайн, учитывающий отзывы и предложения консультантов этих организаций. Главным визуальным отличием обновлённого дизайна является замещение паркинга со стороны западной трибуны на ступенчатую площадь с видом на реку. Также, по совету администрации города высота крыши стадиона была уменьшена примерно на 1 метр, в связи с регламентом ЮНЕСКО, касающегося изгиба крыши.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/21/e16b397c7472284d0bd9849921f5c.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Теперь, после получения разрешения от городского совета Ливерпуля, проект был направлен Министру ЖКХ, общин и местного самоуправления Великобритании Роберту Дженрику, который, как ожидается, в течение 21 дня должен будет представить своё заключение по данному вопросу. В своих недавних выступлениях Дженрик отмечал, что их основным подходом в решении подобных задач является политика невмешательства в решения городских администраций. Также стоит отметить, что в октябре 2020-го Борис Джонсон утвердил законопроект под названием «build, build, build», который ставит строительный сектор во главу угла и призван простимулировать экономику и появление новых рабочих мест во время пандемии.
По заявлениям руководства, клуб надеется начать процесс строительства стадиона в конце весны–начале лета текущего года, и уже поэтапно разделил проект на фазы строительства:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/b0/0c5588e36483982448d76200f73d3.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/a0/363c0d94145f6a774b5ddac004e33.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/1a/7570509ff476e97af1d31951ec08e.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/95/4bec77d384ef381c376fc9a2faf96.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/c6/092a5e16948029f19784f7cfd9fdd.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/9b/08eae60c34a599673239017454636.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/b4/58b1e7b9d463b9d3e872df3669ffe.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/fa/25ce4eb92418da9336f4bde4e2a83.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/cb/6a6c02f2142d597609e77574b7bbc.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/e3/dc6e36cc34c90867223294c2cba57.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/6b/f762b109146a6b26c69ea5a1331fe.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить следующие материалы.