16 мин.

Последний шанс Жозе. Изменения, которые могут спасти «Тоттенхэм»

К середине декабря и первому матчу с «Ливерпулем» «Тоттенхэм» шел первым и опережал «Манчестер Сити» на 5 очков. Прошло чуть меньше двух месяцев, 10 матчей и «шпоры» уже восьмые с 14-очковым отставанием от команды Пепа Гвардиолы. Ситуация стала совсем ужасной в конце января – начале февраля. «Тоттенхэм» провел три кошмарные по уровню игры: с «Ливерпулем», «Брайтоном» и «Челси». Травма Харри Кейна и никакого просвета. 

Проблемы

1. Отсутствие необходимых игроков центра поля

Год назад я разбирал старт Жозе. Начало вышло интересным: изменился стиль, мяч стал быстрее приходить в атаку, у Моуринью появились базовые элементы позиционной игры, но команда была предсказуема, потом пошли травмы и все быстро посыпалось. А в центре поля, важнейшей для Жозе зоне, проблемы были и без травм. 

«Мне нужен один полузащитник, который лучше держит позицию, и один лучше продвигающий мяч. Мне нужна стабильность от Дайера и парень, который будет быстро продвигать мяч, в том числе позиционно, а также находить атакующих игроков в нужных позициях», – так объяснял Моуринью, что он хочет от игроков центра поля.

Дайер позднее рассказывал, что практически сразу признался Моуринью, что видит себя не в опорной зоне, а в центре защиты. Так Жозе остался без опорника. На две позиции в центре полузащиты остались Уинкс, Сиссоко, Ндомбеле, Ло Сельсо. 

Ло Сельсо отлично начал, но незадолго до карантина получил травму, из-за карантина не смог полноценно восстановиться. Процесс восстановления и набора формы занял несколько месяцев. Только в ноябре Моуринью сказал, что мы увидели прежнего Джио. А сейчас он снова травмирован. 

Ситуацию с Ндомбеле я разбирал в июле. Сначала Моуринью был разочарован постоянными травмами, потом публично критиковал Танги. Приведу только одну цитату, чтобы наглядно показать, что Моуринью хочет от игрока этой позиции и насколько она важна для него: «В первом тайме у нас не было полузащиты. Я думаю, что важнее тактики – иметь полузащитника, который является связующим звеном, прессингует, возвращает мячи.Я не собираюсь скрываться от проблемы. У Танги было достаточно времени, чтобы выйти на новый уровень. Он должен давать нам больше, чем даёт сейчас».

2. Зависимость от Кейна и Сона и расчет только на контратаки

Летом решили проблему с опорником. Пришел Пьер-Эмиль Хойберг и сразу стал ключевым игроком: сейчас он на втором месте по отборам и перехватам/90 минут после Сержа Орье (отыграв почти на 1000 минут больше) и с отрывом первый по количеству передач/90. В ноябре была удивительная статистика: 75% мячей «Тоттенхэма» начинались с отбора, перехвата или передачи датчанина. В больших матчах его шикарно дополнял Сиссоко, чью роль хорошо описал Вадим Лукомский после дерби с «Челси». 

Большие матчи в первом круге «Тоттенхэм» проводил хорошо, а главной фишкой Моуринью на старте сезона стала связка Кейна и Сона. Про это очень подробно и классно написал Вячеслав Палагин. Связка работала не только в больших матчах. По сути, вся атакующая игра команды очень сильно зависит от них. 26 из 36 мячей (72%) и 19,76 из 31,6 xG (62%) приходится на Кейна и Сона. Ужасно высокая зависимость. С одной стороны, здорово, что удалось вывести их на такой уровень взаимодействия. С другой, если отсутствует один из них (вспоминаем матчи без Кейна) или у кого-то из них не идет (матчи с «Ньюкаслом» и «Фулхэмом») – начинаются проблемы. 

На самом деле, трудности были во всех не топ-матчах, когда соперник не открывался, да и в топ-матчах не всех проходило идеально. «Тоттенхэм» хвалили (и по делу) за хорошую оборону и убийственные контратаки. Это сценарий всех больших игр, кроме матча с МЮ с очень открытым началом и удалением на 30-й минуте. При этом против «Сити» контратаки были редкими, второй тайм с «Арсеналом» и почти весь матч с «Челси» выхода из обороны вообще не было.

3. Потери очков в концовке

Еще одной проблемой стали потерянные очки, когда команда вела в счете. «Ньюкасл», «Вест Хэм», «Кристал Пэлас», «Вулвз», «Фулхэм». Во всем этом виделся классический поздний Жозе: забили ранний гол, отошли к своим воротам, ждем шанс для контратаки. Этот вопрос позднее не раз поднимался, но и Моуринью, и игроки отрицали, что это была тренерская установка.

Перед игрой с «Шеффилдом» Моуринью спросили, какова его реакция на слова людей о том, что команда не убивает игру и во втором тайме атакует не так как в первом: «Моя реакция? Сказать, что это чистая правда.

Что неправда — так это то, что я прошу игроков делать этого. Это правда, у нас много шансов чтобы выигрывать матчи уже в первых таймах, мы не забиваем достаточно с наших шансов. Затем, во втором тайме, оппоненты доминируют над нами, и это «выглядит» словно мы принимаем это доминирование и в конце концов расплачиваемся за ошибки в обороне.

Так что я полностью соглашаюсь с цифрами, но это не то, что мы хотим делать. Что я на самом деле говорю им в перерыве? Играйте в атакующий футбол, доминируйте, убивайте матчи, не принимайте их доминирование. Верите?»

Слова тренера подтвердил Харри Кейн: «Менеджер никогда не говорит, что мы должны отойти назад, всё дело в нас, игроках на поле с менталитетом отойти глубже и удержать победу». Конечно, возникает вопрос, откуда идет эта ментальность? 

После матча с «Вулверхэмптоном» Жозе сказал, что дело не только, в том, что команда не забивает, но и в том, что не создает достаточно угрозы: «Да, я разочарован результатом. Мы контролировали игру, и у нас было 89 минут, чтобы забить больше голов и мы не сделали это. Дело не только в том, что мы не забили, а в том, что мы не были достаточно опасны и амбициозны. Для меня это проблема». Из этого мы понимаем, что, как минимум, Моуринью понимал, что такая игра может привести к проблемам, как максимум, она его в принципе не устраивала. 

Пошло много разговоров на тему того, достаточно ли хороши игроки. Забавно и очень показательно, но во времена работы Маурисио Почеттино вопрос качества состава практически не поднимался или, по меньшей мере, обсуждался не так активно. В действительности состав «шпор» не самый лучший в рамках лиги, его очевидно можно усилить и избавиться от некоторых игроков, но это хороший состав с четверкой топ-игроков (Льорис, Хойберг, Сон, Кейн) и несколькими очень талантливыми футболистами определенного профиля. Из этого явно можно выжать намного больше и по качеству игры, и по результату, и это явно может быть более разносторонняя команда, чем заточенная только под сильные стороны Кейна и Сона. 

4. Низшая точка

В матчах с «Ливерпулем», «Брайтоном» и «Челси» команда достигла низшей точки. Полное отсутствие баланса и понимания, что вообще происходит и что надо делать. «Шпоры» нанесли всего 7 ударов из пределов штрафной (допустили 35 ударов по своим), создали 1 явный голевой момент (допустили 6) за 3 матча. За эти три тура центральный защитник «Вест Хэма», Крэйг Доусон, создал больше остроты у ворот соперников чем весь «Тоттенхэм». 

Усугублялось все внешним антуражем. После матча с «Челси» журналистка Элисон Блендер спросила: «Почему не вышел Бэйл?». Вполне резонный вопрос, учитывая, что команда проигрывала 0-1, а Бэйла вроде как брали для усиления атаки. Жозе ответил жестко: «Хороший вопрос, но вы не заслуживаете на него ответа». Конфликты всегда сопровождали позднего Моуринью и были предвестниками конца. За первый год работы в «Тоттенхэме» тоже накопилось несколько напряженных ситуаций: Дэнни Роуз, Танги Ндомбеле, Деле Алли и перепалка с Сержем Орье в перерыве игры с «Ливерпулем». 

Решение

1. Разрешение конфликтов

Кое в чем Жозе действительно изменился. По всей видимости, он очень точно прочувствовал момент и большинство конфликтов и напряженных ситуаций удалось разрешить. Жозе наверняка понимает, что вкупе с таким уровнем игры и текущими результатами конфликты в раздевалке просто добьют его. Почти любой нерешенный конфликт играет против него. В результате, неизменной осталась ситуация с Дэнни Роузом, которого клуб и так давно хотел продать и что-то непонятное происходит с Гаретом Бэйлом. 

В ситуацию с Ндомбеле еще летом пришлось вмешиваться даже Леви и сейчас Танги основной игрок. С Деле не удалось решить вопрос продажей/арендой зимой, несмотря на интерес Почеттино и ПСЖ. После этого Моуринью и Деле встретились, поговорили и Жозе сказал, что им удалось найти общий язык, и он рассчитывает на Деле. Орье вообще вернулся в рекордно короткие сроки: пропустил только матч с «Брайтоном». 

Возвращение Харри Кейна к игре с «Вест Бромвичем», худшей команды лиги, с худшей обороной и 90 сыгранных минут, как еще один аргумент за то, что Моуринью понимает, ситуация плохая, боится за результат и не знает, как выстраивать игру без Кейна. Собственно и сам Жозе признал, что «Тоттенхэм» сильно зависит от Харри. Хотя, конечно, здорово, что Кейн снова смог вернуться раньше запланированного срока. Изначально, после игры с «Ливерпулем» Моуринью  говорил, что Кейн выбыл на несколько недель и выражал надежду на возвращение к матчу с «Вест Хэмом» 20 февраля. 

2. Поиск оптимальных сочетаний

На поиски оптимальных сочетаний и необходимых трансформаций Моуринью пошел еще раньше. После матча с «Кристал Пэлас» Жозе сказал, что команда не хотела прижиматься, похвалил за это соперника, но все же немного конкретизировал претензии к своим игрокам: «Некоторые из моих, скажем так, ответственных за развитие атаки игроков, совершили много потерь в первой фазе билд-апа». Моуринью не уточняет кто именно, но после серии неудачных матчей с «Пэласом», «Ливерпулем» и «Лестером» из состава выпали Сиссоко и Тоби. Центр обороны вообще менялся каждый матч, но в последних двух играх, похоже, стабилизировался на Тоби и Санчесе. 

Что касается Сиссоко, то еще в самом начале своего пребывания в клубе Моуринью дал ему четкую характеристку: «Один из плюсов – то, что он многофукнционален и может сыграть на различных позициях, но, честно говоря, я не думаю, что он может играть ключевую роль в полузащите: роль шестого номера. 

Я думаю, что лучшая позиция для Муссы, когда команда играет с опорником и у него есть свобода движения или когда он играет справа, как с «Борнмутом», когда Серж Орье дает ширину, а Мусса располагается ближе к центру. Он не опорник. Он играл там у Маурисио, у меня и сыграет там снова. Очевидно, что он не плохой игрок, но он не организатор, не тот, кто контролирует игру». Вспомним слова Моуринью, что ему в центре поля нужен игрок который будет быстро продвигать мяч и понимаем, что Сиссоко неоптимальный кандидат на эту позицию.

3. Набор нужных кондиций Ндомбеле

Моуринью долго подводил к тому, что Ндомбеле и Ло Сельсо могут играть вместе, но оба были недостаточно готовы физически. В конце декабря Моуринью начал опускать Ндомбеле глубже, в пару к Хойбергу.  

«В начале сезона, когда мы пытались сделать его игроком с большой буквы И, используя все его возможности и способности, Танги играл десятку. У него не было достаточно дисциплины, силы, выносливости, чтобы играть в полузащите, и в тот момент стоял выбор между Танги и Деле или между Танги и Ло Сельсо. На сегодняшний день эволюция Танги привела его к позиции и роли, в которых его сильные стороны раскрываются лучше всего.

Он стал очень хорош и в оборонительном плане. Последний раз он отыграл 90 минут без каких-либо проблем. Если вы помните прошлый сезон, вы явно помните Танги, что даже в те короткие периоды когда он играл у него были проблемы с поддержанием интенсивности. Сейчас Танги – игрок полузащиты. И теперь это дает нам больше опций. Сейчас это не вопрос выбора между Танги и Деле или Танги и Джио, сейчас – это Танги и Джио, Танги и Деле», – сказал совсем недавно Моуринью. 

В играх с «Вулвз», «Шеффилдом», «Ливерпулем» и «Челси» Моуринью играл с тройкой защитников. Одна из причин – подстройка под соперника. Вторая, возможная, – поиск сбалансированного состава. Уинкс и Сиссоко недостаточно устраивали Жозе на позиции восьмерки, а использование в этой роли Ндомбеле означало, что в команде просто нет игрока на позиции десятки: Ло Сельсо и Ламела травмированы, с Деле сложная ситуация, а в итоге, и он получил травму.  

4. Возвращение Кейна в штрафную, Ламела и позиционная игра

Начиная с января Кейн стал реже опускаться вглубь и чаще играть в чужой штрафной. Если в первых 15 матчах у него было всего 3 игры в которых он совершил больше 5 касаний в чужой штрафной: с «Лестером» и наглухо закрытыми «Ньюкаслом» и «Вест Бромом», то за последние 5 матчей АПЛ только в игре с «Ливерпулем», где Кейн получил травму и отыграл тайм, у него меньше 5 касаний в чужой штрафной. Результат – во всех остальных четырех матчах Кейн забивал. 

Помимо Кейна в игре с «Вест Бромом» вернулись и признаки позиционного футбола. Важным индикатором для этого стало возвращение Эрика Ламелы. Да, можно говорить, что это всего лишь «Вест Бромвич» и кубковый матч с «Эвертоном», но есть надежда, что в этих двух матчах мы увидели основу того футбола, который хочет поставить Моуринью, и у него может получится. 

Дело в том, что примерно такую структуру Моуринью описывает с первого дня в клубе, но применить ее в том виде, в котором хотел он смог только сейчас, в своем 71-м матче, больше, чем год спустя. Появление Хойберга, набор нужных кондиций Ндомбеле и возвращение Ламелы запустили процесс. Индивидуальные качества игроков могут помочь этой структуре заработать. Как это выглядит на практике?

Стандартные 4-2-3-1. В первой стадии розыгрыша мяча, при необходимости к центральным защитникам опускается Хойберг. Если мяч разыгрывают Санчес и Тоби, то Хойберг с Ндомбеле располагаются выше, на одной линии. Дальше идет весьма интересный и неожиданный ход от Моуринью. 

Все свое время в клубе он использовал быстрых игроков на флангах: Сона слева, Моуру справа. В зависимости от соперника Сон мог уйти направо, вместо Лукаса сыграть Бергвейн, но суть от этого не менялась. Ламела/Деле/Ндомбеле/Ло Сельсо играли десятку. Сейчас Моуринью поменял местами Ламелу и Моуру. 

При игре без мяча Моура играет десятку, а Ламела располагается на правом фланге. При игре с мячом Лукас опускается ниже, Ламела смещается с фланга на позицию десятки, освобождая фланг для подключений Орье. Сон же смещался не настолько сильно, занимая левый полуфланг, видимо, чтобы помогать Дэвису, подключения которого намного менее опасны, чем у Регилона.

В теории, идея интересная: очень насыщенный центр, а индивидуальные качества игроков отлично подходят, чтобы удерживать и продвигать мяч. Ндомбеле прекрасно проходит прессинг, вместе с Хойбергом они могут продвигать мяч разрезающими пасами, Лукас может протащить мяч с помощью скорости и дриблинга, а Ламела отдать последний пас и тоже что-то придумать с помощью дриблинга. Команда не должна сильно прижиматься и стать вариативнее в атаке, не зависеть только от связки Кейн-Сон. Но это в теории. Важно понимать, что на индивидуальных качествах не получится далеко уехать, нужно развивать игру.

Насколько это будет работать на практике пока не очень понятно, надо смотреть на более длинной дистанции и ком-то посерьезнее «Вест Брома». «Манчестер Сити» – отличный индикатор. В плане результата больших ожиданий возлагать не стоит, команда Гвардиолы сейчас очень мощна. Важнее, как решит сыграть Жозе: откатиться к варианту первого круга с игрой от обороны или рискнет и постарается развить то, что было в последних матчах. 

Если матчи с «Вест Бромвичем» и «Эвертоном» все-таки были разовым всплеском и в матче с «Сити» и последующих матчах произойдет возвращение к ставке на контригру и эффективность связки Кейн-Сон, то позднее команда окажется в той же точке, в которой была в первых февральских матчах. 

Развитие игры, показанной в последних двух матчах – последний шанс Жозе доказать свою конкурентоспособность и задержаться на топ-уровне. И, кажется, он может сработать.

COME ON YOU SPURS! 

Сайт официального фан-клуба «Тоттенхэм Хотспур» в России - spurs.ru

Телеграм-канал автора