5 мин.

Сокращение российской премьер-лиги. Открытый чемпионат Москвы или убийство футбола в регионах России

 

Сегодня появились новости о том, что формат чемпионата страны может быть пересмотрен в сторону уменьшения количества участников. Последние результаты российских футбольных клубов на европейской арене показывают, что нужно что-то менять. Перемены давно назрели, но по старой доброй российской традиции решаются поменять то, что нужно менять явно не в первую очередь. От сторонников идеи по уменьшению количества команд в чемпионате мы слышим, что подобное решение должно повысить уровень чемпионата России в целом, что повлечет к повышению уровня команд нашего первенства. Все отлично, но есть два НО. Эти изменения в сторону улучшения должны были произойти после того, как наш чемпионат перешёл с системы весна-осень на осень весна. Как мы видим, изменения есть. Но только не в ту сторону. «ЦСКА» и «Зенит» выигрывали кубок УЕФА, играя по той системе. А сейчас уже выход в весеннюю часть еврокубков считается огромным достижением. В этом сезоне из шести команд, стартовавших осенью в Европе, лишь «Краснодар» смог добиться возможности продолжить своё выступление в Европе. Это то улучшение, которое должно было наступить?

Второе НО заключается в том, что мы слышали об увеличении уровня чемпионата и российских игроков тогда, когда в чемпионате страны вводился лимит на легионеров. Опять же главные успехи российского футбола связаны с периодом, когда этого лимита не было. Об успехах на клубном футболе мы уже сказали. Да и главный успех сборной случился при отсутствии лимита. Евро – 2008 является главным успехом российского футбола на уровне сборных. Его нельзя сравнивать с успехом на чемпионате мира, который ошибочно считается главным успехом сборной. В 2008 году команда не просто вышла в полуфинал, но она сначала на него пробилась. На чемпионат мира мы же попали исключительно как хозяева. А главная проблема нашей сборной зачастую была в отборочных этапах. И опять же все это было в период, когда не было лимита. Акинфеев, Аршавин, Игнашевич, Кержаков и прочие смогли стать профессионалами тогда, когда у них не было никаких преимуществ перед легионерами. Они смогли это сделать своей игрой на поле. А что сейчас? Основной вратарь сборной – Гилерме, правый защитник – Фернандеш. В сборную привлекались Константин Рауш, Роман Нойштедтер, Ари. Ох, уж этот лимит при котором в сборной стало больше легионеров. А уж про то, что Карпин, Мостовой, Канчельскис, Писарев, Шалимов и прочие игроки смогли пробиться в европейские чемпионаты и говорить не стоит. А кто из российских игроков уехал в последнее время? А уж про то, чтобы хоть кто-то из них приблизился к тем фамилиям, которые мы перечислили, и говорить не стоит.

Уже были две попытки, которые предпринимались с разговорами о том, что это приведет к улучшению. А улучшения нет, как и нет ответственных лиц, которые бы получили осуждение или бы сами вышли и признались, что они ошиблись в своих идеях. Но говорить о том, что чиновник признает свою вину нам приходится только мечтать.

Сокращение лиги до двенадцати команд убьёт российский футбол в регионах. Мы потеряем футбол высокого уровня в регионах нашей огромной страны. Почему мы так любим говорить о том, что мы огромная и великая страна, когда нам это выгодно, но забываем об этом, когда речь заходит о регионах. Мы огромная страна, и с этим надо жить. И если мы хотим сократить лигу, то я предлагаю начать с того, чтобы все клубы, которые с большой долей вероятности останутся в числе этой чертовой дюжины вернули все деньги, на которые они финансируются туда, где эти деньги заработаны. Пускай «Зенит» с Газпромом, «Спартак» с Лукойлом вернут деньги за нефть и газ туда, где они были заработаны. Нефть и газ явно были найдены не на территории Москвы и Санкт-Петербурга. Вернут, а потом начнем играть.

Мы же так любим говорить о том, что футбол очень важен для нашей страны, так любим говорить о популяризации футбола во всех уголках нашей страны, но с сокращением чемпионата ни о какой популяризации футбола и речи быть не может. Разве только нас ждет отрицательный рост популяризации игры. Мальчишки по всей стране в своё время записались в футбольную секцию по той причине, что их сводили на футбол. Будет ли это в будущем? Да этого уже сейчас нет. Сокращение премьер лиги приведёт к тому, что весь футбол огромной страны будет сконцентрирован на маленьком участке страны. И если этот шаг окажется ошибочным, то исправить все это будет очень сложно. Мы все прекрасно видели сколько лет приходился в себя «Ротор», который только в последние несколько лет получил определенную стабильность. В этом году мы становимся свидетелями возрождения «Алании». Мы видим, что легендарное «Торпедо» до сих пор не может прийти в себя после не самых лучших времен.

И еще один минус сокращения в том, что куда тогда девать стадионы, которые построили к чемпионату мира? Не думаю, что Екатеринбург, Нижний Новгород и Саранск относятся к тем городам, которых пригласят в эту лигу. Получается, что все то показательное наследие чемпионат мира по футболу окончательно превратится в мыльный пузырь. А у пузыря есть замечательное свойство – он лопается.

Все это не значит, что не нужно ничего менять. Как я и говорил, только слепой не видит того, что перемены назрели. Я предлагаю начать все эти изменения с того, что авторы инициативы по сокращению количества команд поставили бы подписи под документом, в котором будут оговариваться ответственность лиц, принимающих это решения. А то решения то принять несложно. Мы уже принимали решения о переходе с одной системы на другую, решения о введении лимита. Как показало время, оба решения не принесли тех результатов, о которых говорилось при их принятии. А если решения не приносят результаты, значит они ошибочны. За те ошибки никто ответственности не понес. Кто понесёт ответственность за убийство российского футбола в регионах?