Увольнение Гончаренко — большая глупость. Тренера не поддержали в критический момент
В ЦСКА нашли крайнего. Скорее всего, в ближайшее время Виктора Гончаренко отправят в отставку. Решение вроде как логичное — в чемпионате армейцы не побеждают больше месяца, в Лиге Европы команда и вовсе опозорилась. Плюс, возможно, Гончаренко исчерпал свой ресурс — прежде всего эмоциональный, что было видно еще летом, когда он отправился в самоволку на родину.
Но отставка Гончаренко в этой части сезона, когда впереди маячит борьба за чемпионство, а адаптация многих новичков и без того затягивается, — выстрел себе же в ногу. Плюс по цифрам ЦСКА в этом сезоне ничуть не хуже самого себя образца предыдущих сезонов. И сейчас мы это докажем.
Игра в атаке
Эффективность атаки — главная проблема нынешнего ЦСКА. Статистика xG уверяет, что все не так плохо — в этом сезоне РПЛ армейцы забили 32 гола при ожидаемых 27, то есть больше ожидаемого. Но дело в контексте — разницу своими дальними ударами делает Никола Влашич. Хорват забил аж на 4 мяча больше xG, плюс повлияла аномальная результативность Кучаева на старте сезона — Константин забил на 2,5 гола больше, чем от него ожидала статистика. Посмотрите на карту ударов Влашича в этом сезоне РПЛ, зеленые точки — позиции, откуда были забиты голы. Чем меньше точка, тем меньше шансов, что удар превратится в гол.
А вот карта ударов Чалова — куча больших красных точек (нереализованных big chances). Похожая картина у Гайча, Эджуке и других игроков группы атаки.
Короче говоря, ЦСКА создает достаточно моментов, но забивает не с них, а после индивидуальных действий Влашича, который делает разницу. Это большая проблема. Если мы посмотрим статистику ЦСКА в атаке за последние три сезона, то увидим, что команда прибавила в качестве позиционных атак — по таймингу и числу передач в голевых наступлениях ЦСКА показывает лучшие цифры за последние годы.
Выросло число ударов, по их количеству ЦСКА лидер этого сезона. Так же, как подросло количество созданных в среднем голевых моментов за матч и процент атак, доведенных до удара. Все это — показатель роста качества позиционных наступлений.
Но есть и минусы — так ЦСКА сдал по числу передач в штрафную и острых передач. Вероятнее всего, это следствие перехода на схему 4-2-3-1, в которой снижается влияние на атаку латералей, следовательно, падает и число кроссов с флангов.
Игра в обороне
В среднем ЦСКА не стал пропускать больше, чем раньше — 16 пропущенных мячей за 18 игр этого сезона. В прошлом сезоне за 30 матчей армейцы пропустили 29, в позапрошлом — 23. Здесь нет катастрофы. По ожидаемым пропущенным голам тоже никаких аномалий — 16 xA при 16 пропущенных. В прошлых двух сезонах ЦСКА пропускал чуть меньше ожидаемого (+4,59 в 2019/20 и +2,91 в 2018/19), но это скорее комплимент в адрес Игоря Акинфеева.
Показателен другой момент — в этом сезоне ЦСКА пропустил всего 79% голов из пределов штрафной, в двух предыдущих сезонах эта цифра зашкаливала за 90%. Это показатель того, что ЦСКА меньше позволяет сопернику в своей штрафной (во многом благодаря большей насыщенности из-за трех ЦЗ), но при этом проваливается опорная зона. Тут вопрос уже к набору исполнителей — после ухода Вернблума у ЦСКА так и не появилось качественного разрушителя в центре поля.
Цифры по перехватам и подборам на чужой половине поля держатся на том же уровне, а вот в позиционных атаках ЦСКА стал пропускать гораздо чаще — возможно, это следствие тасовки кадров и травм основных ЦЗ.
Проблема селекции и перехода на другую схему
Перво-наперво отметим, что ЦСКА в этом сезоне сильно меняется. Виктор Гончаренко раньше очень редко отходил от схемы с тремя центральными защитниками. Теперь в большей части матчей красно-синие используют 4-2-3-1. И, судя по словам Гончаренко, по такой формации он хотел играть изначально.
Само собой, со сменой основной схемы меняются роли большинства игроков. В защите начинают действовать совсем другие правила подстраховки, на флангах атакующая активность переходит от латералей к вингерам, а форварду приходится чаще стягивать на себя защитников соперника, а не заниматься финишингом. То есть к новым условиям на ходу приходилось адаптироваться не только многочисленным новичкам, но и ветеранам команды. Приплюсуйте сюда смазанную предсезонку из-за пандемии, и поймете, почему осуществить смену модели игры в этом сезоне — практически самоубийственная задача почти для любого тренера.
Под эту перестройку ЦСКА выделил серьезные средства. Впервые за время карьеры в Москве у Виктора Гончаренко появился шанс потратить большие деньги на рынке. Но очень похоже, что селекционный отдел ЦСКА не работал с тренером вплотную. Только трансфер Зайнутдинова коуч одобрил сразу, и Бактиер пока производит самое крутое впечатление, хотя на него потратили меньше всего средств.
Гончаренко согласился продолжить работу в ЦСКА с тем условием, что команда усилится на трансферном рынке, но помимо Зайнутдинова тренеру не привезли игроков, готовых усилить команду здесь и сейчас.
Бруно Фукс никак не избавится от болячек, а ведь он, защитник с потрясающим первым пасом, должен был стать ключевой фигурой при переходе на 4-2-3-1 и отвечать за первый пас и развитие атак.
Эджуке здорово обостряет за счет прохождения соперника на дриблинге, но пока совсем не умеет взаимодействовать с партнерами и решать в завершающей стадии атаки. Чидера после веселой Эредивизи оказался в лиге автобусов с минимальным пространством для маневра. Игрокам такого плана нужно много времени, чтобы адаптироваться к подобным условиям.
Адольфо Гайч, которого брали как раз на роль центрфорварда в 4-2-3-1, явно испытывает типично-аргентинские ментальные проблемы. Короче говоря — на поле не выполняет тех функций, которые должен, а за его пределами до сих пор не до конца понимает, где оказался. Решением проблемы мог бы стать Чалов, но…
Итог
Виктор Гончаренко и ЦСКА в этом сезоне решились на серьезную перестройку. Клуб потратил огромные по своим меркам деньги на новичков, чтобы помочь тренеру перейти на более удобную для него схему. Качество атакующего футбола в ЦСКА осталось на том же уровне — команда продолжает проводить классные атаки с красивыми комбинациями и быстрым движением мяча.
Однако плавного перехода не получилось. Новичкам понадобилось много времени на адаптацию, и даже при том, что ЦСКА продолжает качественно создавать моменты, подводит реализация. Травмы Набабкина, Фернандеса, Фукса и Дивеева постоянно отражались на качестве игры в обороне.
Да, к Гончаренко есть вопросы по мотивации и индивидуальной работе с футболистами. Но менять тренера на этом отрезке сезона — признание боссами ЦСКА своей ошибки, когда 30 млн евро на новичков были выкинуты на ветер, а тренер, который должен был ценой огромных усилий осуществлять перестройку, в критический момент не получил нужной поддержки. Это не похоже на методы Гинера и Бабаева, и потому увольнение Гончаренко из ЦСКА будет смотреться очень странно.